С учетом базового обменного курса ЦБ на 13 марта стоимость сделки, утверждённая правительственной комиссией, составляет 286 млн евро. После закрытия сделки Nokian Tyres прекращает свою деятельность в России, а персонал компании в РФ переходит к новому владельцу.
Смотрите, огромная шинная компания с большими активами, включающая завод во Всеволожске, мощность которого оценивается в 16 млн шин в год, а также развитой дистрибьюторской сетью перешла в собственность «Татнефти» буквально за копейки, по стоимости металлолома и земельных участков, где расположены активы. В 2021 году около 80 процентов шин компании для легковых автомобилей было произведено в России, а бизнес-направление «Россия и Азия» обеспечило около 20 процентов чистых продаж Nokian Tyres. При этом, чистые продажи только в 2020 (ковидном!) году у компании составили 1 млрд 313,8 млн евро. Так что цена продажи не то чтобы адекватная, она просто бросовая. Красок этой картине прибавляет тот факт, что первоначально в конце октября 2022 года финны торговались на уровне 400 млн евро, что, конечно же тоже очень мало для такого бизнеса.
Почему такой дисконт при распродаже? Дело в том, что западные компании, уходящие в последнее время с российского рынка после СВО, демонстрируют два типа поведения. Понятно, что адекватной цены они за свои активы не получат из-за срочности распродажи.
Есть первая модель поведения - модель Карлсона из мультика («он улетел, но обещал вернуться»). В этой парадигме мышления западные компании проводят сделки по низким ценам, но с расчетом на возвращение. При этом активы продаются доверенным российским держателям до поры до времени, когда компания примет решение о возврате (и/или западные политики разрешат им вернуться). Такой прием называется «парковка», активы временно «паркуются» у надежных людей. При этом вторая сторона сделки (обязательство про купле-продажи обратно в собственность) не афишируется для западной публики и властей. Но это рискованные вариант, уж слишком много здесь держится на доверии.
Гораздо чаще принимается вторая модель поведения – «сгорел сарай, гори и хата». В западном финансовом менеджменте капитальные вложения (инвестиции) частенько называют sunk costs – «утопленные деньги». Это объясняется тем, что эти средства уже потрачены, изменить уже ничего нельзя, поэтому они не имеют отношения к принятию положительного или отрицательного решения по проекту. Отсюда, в случае провала дальнейшей работы, над этими активами не трясутся, не пытаются с них что-нибудь выгадать. Продали даже по бросовой цене, ну и славненько. Все равно ничего уже не вернуть, работать в ближайшее десятилетие в России компания точно не будет. Списали в убыток, работаем дальше. И эта модель поведения стала просто преобладающей среди западных компаний.
Мотивы «Татнефти» при такой покупке за гроши понятны, когда еще представится такая возможность! Этим и объясняется кажущаяся нелогичность продаж и покупок Татнефти в части шинного бизнеса - покупка российского сегмента Nokian Tyres и одновременная продажа всего шинного бизнеса нефтяников в мае прошлого года на АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Получив задешево российский бизнес финнов, «Татнефть» может маневрировать в дальнейшем - или оставить актив у себя, или продать его китайцам. Скорее всего, будет именно продажа китайцам. Что-то подсказывает, что продажа шинного бизнеса на АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» и есть предпродажная упаковка. Кроме того, что-то еще подсказывает, что начало очень крупного строительства логистического комплекса имени Дэн Сяопина в Нижнекамске – все это звенья одной цепи, а вернее, предвестники одной очень грандиозной сделки на мировом шинном рынке.