«Огромная шинная компания перешла в собственность "Татнефти" по стоимости металлолома»

По мнению блогера и журналиста Альберта Бикбова, покупка «Татнефтью» российских активов Nokian Tyres plc может быть предвестником «очень грандиозной сделки на мировом шинном рынке».

Итак, правительственная комиссия РФ по мониторингу иностранных инвестиций одобрила приобретение российских активов Nokian Tyres plc компанией ПАО «Татнефть».

По мнению блогера и журналиста Альберта Бикбова, покупка «Татнефтью» российских активов Nokian Tyres plc может быть предвестником «очень грандиозной сделки на мировом шинном рынке».
Фото: ИА "Татар-информ"

С учетом базового обменного курса ЦБ на 13 марта стоимость сделки, утверждённая правительственной комиссией, составляет 286 млн евро. После закрытия сделки Nokian Tyres прекращает свою деятельность в России, а персонал компании в РФ переходит к новому владельцу.

Смотрите, огромная шинная компания с большими активами, включающая завод во Всеволожске, мощность которого оценивается в 16 млн шин в год, а также развитой дистрибьюторской сетью перешла в собственность «Татнефти» буквально за копейки, по стоимости металлолома и земельных участков, где расположены активы. В 2021 году около 80 процентов шин компании для легковых автомобилей было произведено в России, а бизнес-направление «Россия и Азия» обеспечило около 20 процентов чистых продаж Nokian Tyres. При этом, чистые продажи только в 2020 (ковидном!) году у компании составили 1 млрд 313,8 млн евро. Так что цена продажи не то чтобы адекватная, она просто бросовая. Красок этой картине прибавляет тот факт, что первоначально в конце октября 2022 года финны торговались на уровне 400 млн евро, что, конечно же тоже очень мало для такого бизнеса.

Почему такой дисконт при распродаже? Дело в том, что западные компании, уходящие в последнее время с российского рынка после СВО, демонстрируют два типа поведения. Понятно, что адекватной цены они за свои активы не получат из-за срочности распродажи.

Есть первая модель поведения - модель Карлсона из мультика («он улетел, но обещал вернуться»). В этой парадигме мышления западные компании проводят сделки по низким ценам, но с расчетом на возвращение. При этом активы продаются доверенным российским держателям до поры до времени, когда компания примет решение о возврате (и/или западные политики разрешат им вернуться). Такой прием называется «парковка», активы временно «паркуются» у надежных людей. При этом вторая сторона сделки (обязательство про купле-продажи обратно в собственность) не афишируется для западной публики и властей. Но это рискованные вариант, уж слишком много здесь держится на доверии.

Гораздо чаще принимается вторая модель поведения – «сгорел сарай, гори и хата». В западном финансовом менеджменте капитальные вложения (инвестиции) частенько называют sunk costs – «утопленные деньги». Это объясняется тем, что эти средства уже потрачены, изменить уже ничего нельзя, поэтому они не имеют отношения к принятию положительного или отрицательного решения по проекту. Отсюда, в случае провала дальнейшей работы, над этими активами не трясутся, не пытаются с них что-нибудь выгадать. Продали даже по бросовой цене, ну и славненько. Все равно ничего уже не вернуть, работать в ближайшее десятилетие в России компания точно не будет. Списали в убыток, работаем дальше. И эта модель поведения стала просто преобладающей среди западных компаний.

Мотивы «Татнефти» при такой покупке за гроши понятны, когда еще представится такая возможность! Этим и объясняется кажущаяся нелогичность продаж и покупок Татнефти в части шинного бизнеса - покупка российского сегмента Nokian Tyres и одновременная продажа всего шинного бизнеса нефтяников в мае прошлого года на АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Получив задешево российский бизнес финнов, «Татнефть» может маневрировать в дальнейшем - или оставить актив у себя, или продать его китайцам. Скорее всего, будет именно продажа китайцам. Что-то подсказывает, что продажа шинного бизнеса на АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» и есть предпродажная упаковка. Кроме того, что-то еще подсказывает, что начало очень крупного строительства логистического комплекса имени Дэн Сяопина в Нижнекамске – все это звенья одной цепи, а вернее, предвестники одной очень грандиозной сделки на мировом шинном рынке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру