Газовые заправочные станции в Татарстане используются только на 20 процентов

Работающих на природном газе автомобилей в республике более 13 тысяч, намечен переход еще двух тысяч.

В республике идет плановая работа постепенного перехода на природное топливо для транспортных средств. Об энергоемкости рынка газомоторного топлива и перспективах рассказал на брифинге министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко.

Работающих на природном газе автомобилей в республике более 13 тысяч, намечен переход еще двух тысяч.
Фото: ИА "ТАТАР-ИНФОРМ"

На сегодняшний день мощность газовых заправок по республике используется лишь на 20 процентов. В прошлом году на сжатый природный газ переведено 1,2 тыс. транспортных средств, приобрели свыше пятисот новых автомашин.

В Татарстане в 2022-м использовано как моторное топливо более 72 млн кубометров природного газа. Действуют 44 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) производительностью 374 млн кубометров, то есть используется мощность всего на двадцать процентов.

Министр уточнил, что в Татарстане находятся также 4 криоАЗС, 2 комплекса по сжижению природного газа (СПГ) общей производительностью 25 тысяч тонн в год. В этом направлении республика занимает лидирующее положение в стране: результаты достигнуты благодаря республиканской программе развития рынка газомоторного топлива, еще с 2013 года.

В 2013 году в Татарстане работали 10 АГНКС, продажи природного газа составляли только 4,5 млн тонн в год. К началу 2013-го года было 508 единиц техники, преимущественно машины «Газпрома», отметил Коробченко.

За 10 лет количество АГНКС увеличено в 4,5 раза, реализация КПГ – в 16 раз, количество газомоторной техники – почти в 26 раз. Когда начинали, еще не было понимания, что должно появиться раньше – парк автомобилей или сеть АГНКС. Сегодня также невозможно сразу строить много станций и приобрести большое количество машин, развиваться все должно планомерно. Надо подтягивать регионы соседей: с переходом магистральных тягачей на газ нужно иметь возможность их заправки, сказал министр.

В Татарстане в 2023 году планируют строительство не менее 6 АГНКС и 7 КриоАЗС, реализовать до 85 млн кубометров природного газа. На газ переведут не менее 2 тысяч автомобилей, парк новых газовых автомашин увеличится на пятьсот единиц.

Готовится новая программа развития газомоторного топлива на десятилетие, аналогичная программа формируется на федеральном уровне, заявил Коробченко.

Переоборудование легковой машины на газ стоит чуть меньше 100 тысяч, можно получить скидку в половину суммы – компенсирует ее государство. 

Казалось бы, переход получается дороже, но предусмотрены льготы и субсидии, перекрывающие расходы. Когда инфраструктура будет отработана, хозяин увидит экономию от разницы в стоимости газа и бензина, а государство получит парк экологичного транспорта, расширение объемов внутреннего потребления газа. Будет уменьшаться зависимость от экспорта, отметил Олег Коробченко.

Запланировано создание промышленных комплексов. «Газпром» наметил строительство производственно-бункеровочного комплекса СПГ в Свияжском межрегиональном мультимодальном центре. Председатель совета директоров «Газпром СПГ технологий» Алексей Кахидзе заявил инвестировать в данный проект планируется порядка 28 млрд рублей.

Намечено вести работы в три этапа: первая очередь будет сдана в конце 2024 года, вторая – в 2025-м, в 2026-м – третья. Мощность первой запланирована 7 тонн в час, двух других – по 10 тонн в час. Работы на первом этапе уже начаты.

Кроме развития производственной инфраструктуры в Татарстане расширяется парк газомоторной техники. По республике производство такого транспорта начато в 4-х компаниях: «КАМАЗ», «МТЗ Татарстан», «РариТЭК холдинг», cудостроительная корпорация «Ак Барс».

Также разработан в РТ газодизельный трактор «Беларусь 82», дорабатывается газовый комбайн «Полесье» (на КПГ), заканчивается разработка газового двигателя для тракторов.

Олег Коробченко выразил надежду, что уже в 2023 году поля республики будут обрабатывать тракторы в газомоторном исполнении.

Татарстанские производители разработали образцы техники на СПГ: фронтальный погрузчик «Кировец», гусеничный экскаватор, полноприводный газовый автобус, тягач «КАМАЗ», трактор МТЗ 2022, передвижной заправщик СПГ объемом 18 кубометров, а также самосвал на СПГ в 20 тонн грузоподъемности, газовый болотоход для работы в труднопроходимых местах.

Об экономическом эффекте от применения газомоторной сельхозтехники говорить еще рано. Но с переходом всей агропромышленной компании на газ, с появлением своей передвижной заправки или АГНКС неподалеку можно будет говорить об экономии.

Сегодня речь ведется об экологии, о количестве переведенной техники для обеспечения заполняемости заправочных станций, расширения сети на всех магистралях. Необходимо, чтобы вся инфраструктура «жила», тогда будет экономический эффект, дополнил министр.

Генеральный директор «РариТЭК холдинга» Рафаэль Батыршин сообщил также, что экономия топлива в деньгах для тракторов составляет около 40 процентов при газовом двигателе. А расход топлива на обработку 1-го гектара трактором на газе – около 650 рублей, на дизельном – около 1,1 тысячи: серьезный экономический эффект уже ощутим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру