Авангард Леонтьев довел зрителей в Казани до хохота

Артист рассказал о дружбе с Давидом Самойловым, о том, где он проводит дни накануне 9 Мая, как он получил свое необычное имя. Кроме того, были построены планы его будущего выступления в Казани

Народный артист России Авангард Леонтьев приехал в Казань со своей программой «Собрание острых слов». В Татарской государственной филармонии он исполнил три иронические поэмы – «Тамбовскую казначейшу» Михаила Лермонтова, «Сон Попова» Алексея Толстого и «Струфиана» Давида Самойлова. 

Артист рассказал о дружбе с Давидом Самойловым, о том, где он проводит дни накануне 9 Мая, как он получил свое необычное имя. Кроме того,  были построены планы его будущего выступления в Казани
Фото: пресс-служба Татарской филармонии

Каждая из них – сокровище русской литературы. А исполнение артиста – истинное чудо, прикосновение к которому оставляет пронзительно-щекочущий отголосок где-то в глубине души. Так бывает, например, у причастных к музыкальному искусству. Причастных из зала или прошедшей жизни, когда, слушая солиста, невольно напрягаешь голосовые связки, беззвучно повторяя за исполнителем его музыкальные пируэты и с концерта уходишь приятно усталым, и хочется не говорить, а только петь.Так и после выступления Авангарда Леонтьева – хотелось цитировать вслух произнесенные им строки и смеяться уже в голос. «Тамбовскую казначейшу» артист прочел первой, но так и звучит гордо-ироничное описание Лермонтова Тамбова того времени: «Там есть три улицы прямые!»

Нужно отметить, что каждую поэту артист предварял небольшим рассказом – о действующих лицах, об авторах и своим отношением к ним. Например, подробно рассказал о своем общении с Давидом Самойловым, который в жизни был большим остряком. Актер вспомнил, как обратился к поэту, зная, что тот выступает иногда режиссером поэтических вечеров, поставить спектакль и ему. Оба долго разговаривали о поэзии в закулисье, где их застала волнующая обоих тема, пока супруга Самойлова, Галина Ивановна, не позвала их в театральный буфет фразой: «Ну что вам важнее, поэзия или выпивка?!». На это Давид Самуилович живо откликнулся в своей манере: «Конечно, второе!»

Артист отметил, что в Казани вообще очень отзывчивый зритель, интеллигентный

Вообще, первую поэму зал слушал, буквально затаив дыхание. Прочтя «Тамбовскую казначейшу», Леонтьев с тревогой спросил: «Что-то тишина такая стоит непривычная. Вам интересно?». После концерта он признался, что его волнение отступило, когда он понял, что царящая в зале тишина – признак крайнего внимания и заинтересованности зрителя. Он отметил, что в Казани вообще очень отзывчивый зритель, интеллигентный. Кстати, такого же мнения придерживаются и некоторые его коллеги. Авангард Николаевич рассказал, как собирался в Казань. Накануне вечером в МХТ имени Чехова, где он служит с 2004 года, гримерку приходится делить с Вениамином Смеховым. Тот, узнав, что Леонтьеву рано утром лететь в Казань, воскликнул: «Казань – какой хороший город! Как я его люблю!» Конечно, добавил Леонтьев, он имел в виду не только архитектуру и старину, но и казанскую публику. Рекомендация Смехова оправдалась.

Леонтьев очень строг к своему зрителю. Он даже готов остановить выступление на полуслове, чтобы сделать замечание. Так, он прямо со сцены спросил девушку-оператора: для кого она снимает. Успокоился и продолжил, получил ответ, что для архива филармонии. Второй раз он остановился, попросив выключить экраны телефонов, пошутив, что лица подсвечиваются таким образом, будто он выступает в кунсткамере. Справедливости ради нужно сказать, что так же требователен он и к себе. Костюм-тройка с иголочки, цепочка от часов, ведущая в карман жилета – образ безупречен. Добавим сюда, что в течение двух с половиной часов он не прервался на перерыв, а присаживался на стул лишь ненадолго, когда это требовал сюжет поэмы. Трудно поверить, что в феврале ему исполнилось 72 года.

В финале выступления на бис была прочитана «Баллада об историческом недосыпе» Наума Коржавина, о том, как «декабристы разбудили Герцена: «Он недоспал. Отсюда все пошло». Зал уже не сдерживал хохота и аплодисментов!

Позже, в гримерке, Авангард Леонтьев подтвердил, что столь необычное имя он получил в честь старшего брата, с которым ему так и не удалось встретиться, ведь родился артист через два года после окончания войны. Во время войны Авангарда старшего забрали сначала в военно-стрелковое пехотное училище в Воткинск, откуда он за несколько месяцев написал домой 90 писем, которые семья приняла решение отдать в Государственный военный архив. После училища – на фронт, где брат погиб в первом же бою. Это была Курская дуга. Авангард-младший теперь каждый год ездит накануне 9 Мая в Курск, чтобы положить цветы к братской могиле, где лежат более 500 бойцов. Действительно, братской для него…

После концерта Авангард Леонтьев провел встречу с журналистами

Литературных программ у Авангарда Леонтьева немало. Он рассказал, что с ними «проехал по всей Волге». Особенно ему понравилось читать в филармонии Нижнего Новгорода – там литературные вечера проходят 70 лет, без перерыва. Зал филармонии рассчитан на 900 мест, и они всегда неизменно заполнены, там принято ходить на творческие вечера семьями. Рассказал, как читал в Ижевске отрывки из «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Читал, в сопровождении местного оркестра, который играл саундтрек, как сейчас принято называть, а на самом деле просто замечательную музыку, написанную специально Юрием Левитиным к фильму 1957 года режиссера Сергея Герасимова. Вот тут артисту предложили повторить программу в Казани, под сопровождение филармонического оркестра народных инструментов. Авангард Леонтьев откликнулся на идею с энтузиазмом, подчеркнув, что выступать в столице Татарстана ему действительно понравилось.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру