Приезд капеллы стал возможен благодаря программе Министерства культуры России «Всероссийские филармонические сезоны». Со сцены БКЗ им. Салиха Сайдашева звучали редкие для казанских светских учреждений духовные произведения русских композиторов – Ботрнянского, Архангельского, Свиридова и Чеснокова. Да и в России они вне церковных стен начали исполняться только в начале 80-х годов прошлого века. И первым в этом начинании стал руководитель капеллы Владислав Чернушенко.
Интересна сама история возникновения капеллы. Ее учредил в 1479 году Иван III специально для освящения Успенского собора Московского Кремля. Позже руководителем одной из станиц (так назывались хоровые отделы) капеллы, называемой тогда хором Государевых певчих дьяков, а именно «станицы красного пения» стал Иван Грозный. Красное пение – это отдел солистов. "Как удивительно открываются для нас страницы истории, и грозный царь всея Руси предстает уже не тираном, а ценителем прекрасного. Более того, он сам писал музыку", - говорит Чернушенко. Позже, в 1701 году капелла, уже переименованная в Придворный хор, приняла участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга, где, впоследствии, и поселилась.
Об этом также рассказал на концерте маэстро Чернушенко, который руководит коллективом с 1974 года. За долгие годы капеллу возглавляли Бортнянский, Глинка, Римский-Корсаков – поистине, она стала источником и хранилищем хорового российского искусства. Сюрпризом для ценителей хоровой духовной музыки стало исполнение отрывка из православной литургии на… цыганском языке. Песнопение «Достойно есть» написал сербский композитор, ректор консерватории города Новы-Сад Зоран Мулич. Партитуру этого уникального произведения хору передал сам композитор. В Нови-Саде с участием российской капеллы и прошло единственное богослужение на языке цыган, отметил Владислав Чернушенко, предварив ни на что не похожее, тягуче-проникновенное исполнение молитвы, положенной на музыку.
Сам хор – одновременно и общий четко отлаженный механизм, и союз солистов с индивидуальными неповторимыми голосами. Если первое отделение было посвящено духовным песнопениям, то второе – обработкам русских народных песен. Во время исполнения песни «Коробейники» зал буквально замер, когда солист, тенор Олег Трофимов, исполняя свою партию, мощно и пронзительно тянул кульминационную ноту. В общей тишине, прорезаемой голосом, ясно послышался чей-то шепот с передних рядов: «Вот это да…»
Провожали артистов стоя и то не сразу, а только после исполнения на бис песни «Вдоль по Питерской» во время которой музыканты разыграли комедийное представление.
Как рассказала генеральный директор капеллы Ольга Хомова, в будущем планируется еще одно выступление хора в Казани. «Мы давно сотрудничаем в Казанской консерваторией. Сегодня я с удовольствием прогулялась по коридорам и залам музыкального вуза Казани. Ректор консерватории, Рубин Абдуллин, часто приезжает к нам в Санкт-Петербург. Мы в сопровождении органа давали концерты. Теперь такую совместную программу готовим и для столицы Татарстана».