Певческая капелла Санкт-Петербурга впервые за 500 лет добралась до Казани

Православная литургия на цыганском языке, комическое исполнение «Вдоль по Питерской» и обещание выступить под орган – чем удивил казанских меломанов старейший хор России

12.04.2019 в 16:17, просмотров: 2242

«Просто потрясающе, что за пятьсот с лишним лет истории капеллы мы впервые добрались до Казани. Иван Грозный, когда Казань брал, не взял с собой нас», – пошутил художественный руководитель и главный дирижер Певческой капеллы Санкт-Петербурга Владислав Чернушенко. Старейший хоровой коллектив России 11 апреля впервые выступил в Казани.

Певческая капелла Санкт-Петербурга впервые за 500 лет добралась до Казани
Фото: Ольга Фаррухшина, предоставлено пресс-службой Казанской консерватории

Приезд капеллы стал возможен благодаря программе Министерства культуры России «Всероссийские филармонические сезоны». Со сцены БКЗ им. Салиха Сайдашева звучали редкие для казанских светских учреждений духовные произведения русских композиторов – Ботрнянского, Архангельского, Свиридова и Чеснокова. Да и в России они вне церковных стен начали исполняться только в начале 80-х годов прошлого века. И первым в этом начинании стал руководитель капеллы Владислав Чернушенко.

Интересна сама история возникновения капеллы. Ее учредил в 1479 году Иван III специально для освящения Успенского собора Московского Кремля. Позже руководителем одной из станиц (так назывались хоровые отделы) капеллы, называемой тогда хором Государевых певчих дьяков, а именно «станицы красного пения» стал Иван Грозный. Красное пение – это отдел солистов. "Как удивительно открываются для нас страницы истории, и грозный царь всея Руси предстает уже не тираном, а ценителем прекрасного. Более того, он сам писал музыку", - говорит Чернушенко. Позже, в 1701 году капелла, уже переименованная в Придворный хор, приняла участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга, где, впоследствии, и поселилась.

Об этом также рассказал на концерте маэстро Чернушенко, который руководит коллективом с 1974 года. За долгие годы капеллу возглавляли Бортнянский, Глинка, Римский-Корсаков – поистине, она стала источником и хранилищем хорового российского искусства. Сюрпризом для ценителей хоровой духовной музыки стало исполнение отрывка из православной литургии на… цыганском языке. Песнопение «Достойно есть» написал сербский композитор, ректор консерватории города Новы-Сад Зоран Мулич. Партитуру этого уникального произведения хору передал сам композитор. В Нови-Саде с участием российской капеллы и прошло единственное богослужение на языке цыган, отметил Владислав Чернушенко, предварив ни на что не похожее, тягуче-проникновенное исполнение молитвы, положенной на музыку.

Сам хор – одновременно и общий четко отлаженный механизм, и союз солистов с индивидуальными неповторимыми голосами. Если первое отделение было посвящено духовным песнопениям, то второе – обработкам русских народных песен. Во время исполнения песни «Коробейники» зал буквально замер, когда солист, тенор Олег Трофимов, исполняя свою партию, мощно и пронзительно тянул кульминационную ноту. В общей тишине, прорезаемой голосом, ясно послышался чей-то шепот с передних рядов: «Вот это да…»

Во время исполнения песни «Коробейники» зал буквально замер, когда солист, тенор Олег Трофимов, исполняя свою партию, мощно и пронзительно тянул кульминационную ноту

Провожали артистов стоя и то не сразу, а только после исполнения на бис песни «Вдоль по Питерской» во время которой музыканты разыграли комедийное представление.

Как рассказала генеральный директор капеллы Ольга Хомова, в будущем планируется еще одно выступление хора в Казани. «Мы давно сотрудничаем в Казанской консерваторией. Сегодня я с удовольствием прогулялась по коридорам и залам музыкального вуза Казани. Ректор консерватории, Рубин Абдуллин, часто приезжает к нам в Санкт-Петербург. Мы в сопровождении органа давали концерты. Теперь такую совместную программу готовим и для столицы Татарстана».

Зал прощался с артистами стоя