Уши, нос и потроха
Сейчас лайнер Ту-144 находится в довольно странном для себя положении: он распустил «уши», но не повесил нос. Отклоняющаяся передняя часть фюзеляжа и оперение использовались при взлете и посадке. Кстати, на первых образцах Ту-144 крылышек не было, их придумали позже, чтобы снизить скорость посадки до приемлемых для аэропортов 350–400 километров в час. Эти характерные именно для самолета Ту-144 элементы не потеряли свою работоспособность даже после грандиозного переезда.
– Нос будет опускаться, крылышки будут выдвигаться, задвигаться. Если ребенок сядет в самолет, нос самолета опустит, увидит, что от его руки машина меняет форму, поверьте мне – он выйдет из машины другим человеком. Мы планируем, что дети зайдут через хвост, пройдут по всем интерактивным экспонатам, побудут в кабине пилотов и выйдут через носовую часть. Так вот, он зайдет одним, а выйдет совершенно другим человеком! – восхищенно говорит ректор КАИ Альберт Гильмутдинов.
Снаружи самолет сохранил подлинный облик. Осенью маляры воссоздали внешний вид лайнера таким, каким он впервые поднялся в небо 12 декабря 1975 года и каким прилетел в Казань в августе 1985-го, включая бортовой номер и флаг СССР. Внутри расположится интерактивный музей. Его проектируют совместно две казанские творческие группы, производственное объединение «Зарница» и компания «Самрух», а также специалисты московского Политехнического музея. Последние в конкурсе не участвовали, их привлекла помощник президента Наталия Фишман.
– Там будет часть самолета, где мы снимем внутреннюю обшивку, чтобы дети видели самолет изнутри. Там очень много всевозможной техники, проводов, все это мы покажем – устройство самолета, попросту говоря потроха. Ретро-зал сделаем: кресла пассажирские, салон. Восстановим кабину пилота, штурманское место полностью. А в другой части будут интерактивные экспонаты, – говорит Гильмутдинов.
Земное останется на земле
Вершина инженерной мысли гражданской авиации в СССР – сверзвухзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144, поселившийся возле зданий КАИ на Четаева, судя по всему, будет постепенно обрастать инфраструктурой. Последние несколько дней вокруг самолета что-то настраивали и устанавливали освещение электрики. Вскоре здесь ждут строителей. Рядом с Ту-144 планируют построить отдельное здание.
– Сначала вообще хотели обойтись без здания, но оно просто необходимо, потому, что зимой посетителям нужно где-то раздеться, нужны удобства, гардероб. Мы его «утопим под землю» где-то метра на два, чтобы оно ни в коей мере не скрадывало самолет. С нашей точки зрения оно очень хорошо вписывается, – объясняет ректор. – Здание небольшое, около 500 квадратных метров.
О том, что для создания музея в самом самолете площадей недостаточно, стало очевидно, когда научно-методический совет рассматривал концепции разработчиков экспозиции. Ширина салона Ту-144 хоть и немного больше, чем у его европейского собрата «Конкорда», 3 против 2,6 метра, все же мала для подсобных помещений. Отдавать под кассы, гардеробы, туалеты и киоски с сувенирами бесценное пространство в самом лайнере откровенно жалко. Так что все «земное» останется на земле и не будет отвлекать посетителей от полета духа.
– Мы там планируем сделать купольный кинотеатр на крыше. Эскизный проект уже есть. С просьбой помочь нам в строительстве здания мы обратились к президенту республики, он уже отписал. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы. Окончательного решения пока нет, я не буду забегать вперед, но есть хорошие шансы, что президент этот проект поддержит. Если решение президентом республики будет принято, я вполне уверен, что до конца этого года оно будет построено и введено в эксплуатацию.
Конец года – ориентир не случайный. 31 декабря 2018 года исполняется ровно 50 лет со дня первого полета первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета. Полвека назад Ту-144 в небо поднял летчик-испытатель Эдуард Елян. Музей планируется открыть к юбилею. Правда, даже ректор не знает, что получится сделать к обозначенной дате.
– Удастся ли в полном объеме сделать все работы? Не уверен. Но какую-то часть мы обязательно откроем. И вовнутрь людей запустим. Но у нас есть четкий ориентир – 31 декабря, конец только что наступившего года. Мы вот совсем недавно начали год, а уже знаем, как собираемся его закончить.
Зажигать уже начали
В год музей сможет принимать до 30 тысяч посетителей. Планы у ректора КАИ грандиозные, и вряд ли реально осуществить все намеченное меньше чем за год. Поэтому музей, скорее всего, будет дополняться поэтапно. Деньги для этого нужны немалые. Один из разработчиков концепции музея оценил стоимость необходимых вложений в 60 миллионов рублей. В вузе надеются на поддержку Ольги Васильевой и федерального Министерства образования. Ту-144 – в первую очередь, образовательный проект.
– На создание интерактивных комплексов внутри есть очень хорошие шансы, что нас поддержит федеральное Министерство образования. Тогда самолет станет федеральной площадкой, сюда будут приезжать школьники со всей России. Летом, например. Общежитие есть, инженерная школа. Разработаем разные образовательные программы: сегодня – как устроен самолет, завтра – как устроен двигатель, послезавтра – физика полета, почему 90-тонная махина летает. Это надо детям объяснять, – рассказывает ректор КАИ. – Идея-то в чем? Говорят, мол, что они там музей делают? Надо проектировать самолеты. Конечно, надо, кто спорит?! Но чтобы 30-50-летний инженер проектировал самолет, перед этим в 10-15 лет он в самолет должен влюбиться! Если мы детей в 10-15 лет не зажжем этим, потом они не будут эти машины делать, даже если захотят – не смогут. Современных детей назиданиями не научишь, нужны яркие методы работы, нестандартные.
Зажигать в КАИ уже начали. По команде ректора электрики подали электричество, и самолет стал переливаться яркими красками. На «умную» подсветку, которая стала очередной ступенью проекта, потратили 2,6 млн рублей. Светодиодными лампами управляет специальная программа, которая может создавать вокруг самолета различные эффекты, например, имитацию взлета.