Валентина Паевская: «Начинать учить татарский язык надо до трех лет»

В противном случае ребенок будет мучиться с ним, как с английским или немецким

Детский нейропсихолог из Москвы Валентина Паевская, личная консультация у которой стоит дороже самого дорогого билета на концерт Григория Лепса в казанском Дворце спорта, дала интервью корреспонденту «МК-Поволжье». Специалист по раннему детству, автор и ведущая авторских семинаров для родителей уверена, что знание русского и татарского как родных языков отлично помогает даже в реабилитации после инсульта.

В противном случае ребенок будет мучиться с ним, как с английским или немецким
Фото: Владимир Васильев

Чем занимается нейропсихолог и когда родителям нужно обратиться за помощью к такому специалисту?

Нейропсихолог знает особенности развития головного мозга. Он может обосновать любое поведение ребенка, зная, что конкретно сейчас с ним происходит. То есть на какой стадии развития он находится, что он может понимать, а что не может. Нейропсихолог может увидеть задержки в развитии и обосновать, в чем состоит причина этого. Может понять, как помочь ребенку. Уже в возрасте пяти лет сделать срез, понять, как ребенок обрабатывает информацию. Что конкретно у него будет получаться в школе, а что не будет получаться. Соответственно мы вообще рассматриваем ребенка не с точки зрения психологии, а именно с точки зрения причинно-следственных связей. Сделал так, получил вот это. Потому что в голове сформировались определенные нейронные цепи.

Сейчас в Казани и в Татарстане в целом, пожалуй, самая горячая тема – это прокурорские проверки на предмет преподавания татарского языка и литературы только с согласия родителей школьников. Что думает по этому поводу детский нейропсихолог?

Если мы говорим о проблеме изучения неродного языка с точки зрения нейропсихологии, то чем раньше ребенок слышит второй язык, тем естественнее он становится для него родным. Если татарский язык будет изучаться после трех лет, то это будет уже изучение иностранного языка, и головной мозг будет воспринимать его с напряжением.

Фото: Олег Косов

Если мы говорим о билингвистах, не важно, какой второй язык – татарский, английский или немецкий, то это очень хорошо сказывается на головном мозге в зрелом возрасте. То есть люди, которые уже входят в период старости, хорошо восстанавливаются, например, после инсультов. Владение двумя языками с рождения всегда играет в плюс в плане компенсации здоровья, если произошло что-то нехорошее.

Насколько вы готовы поверить, что советский разведчик Штирлиц в «17 мгновениях весны» Юлиана Семенова дошел до того, что даже думать стал по-немецки?

- Люди, которые говорят на иностранном языке и погружены в иностранную речь, иногда думают на этом языке. Тем более, что чем проще язык по своей структуре, тем больше ты на нем думаешь. Соответственно, если человек знает несколько языков и он погружен в среду, то, естественно, он будет думать на более простом языке, чем тот, на котором он говорил изначально.

Тяжелее, когда язык развернутый. Вот русский язык достаточно сложный, гораздо сложнее немецкого. Он очень богатый, но современная тенденция такова, что мы русский язык теряем. Мы уже не пользуемся такими речевыми оборотами, которые произносили наши родители. Вполне обходимся половиной слов, которые были в обиходе в семидесятые и даже в девяностые годы прошлого века.

Возможно, кто-то не в курсе, но и детские книжки сейчас издают сокращенные. Теперь, чтобы купить «полноформатную» сказу «Три поросенка», надо очень сильно постараться.

Фото: Олег Косов

Что в поведении ребенка должно настораживать родителей?

Когда ребенок падает головой в возрасте полутора лет, то есть не группируется. Когда «сносит углы». Когда до трех лет отсутствует интонационная речь. Когда открывает рот, и звук не проходит. Когда у ребенка не формируются навыки. Когда он очень сильно выделяется на детской площадке. Например, все дети сидят, а один бегает, или когда в детском центре все дети занимаются, а один в шкафу перебирает игрушки. Мамы таких детей обычно говорят: «Мы просто еще не готовы. Он у меня особенный». Но на самом деле эта особенность тот самый первый звоночек который говорит о том, что надо обратиться к специалисту.

Игрушки. Какими они должны быть?

Игрушки должны быть из нашего советского детства. Их не должно быть много. Они не должны быть интерактивными, это – зло. До трех лет повышенное внимание следует уделять формированию навыков «глаз-рука»: я смотрю, и я делаю, то есть все, что связано с манипуляцией руками. От трех до пяти лет – это переходный возраст, когда ребенок должен начать погружаться в творчество. Начать себя самореализовывать на бумаге или через пластилин. И опять же уметь держать в руках ножницы. А с пяти лет, это уже наша классика – шахматы и другие игры, которые нацелены на развитие стратегического мышления. На построение каких-то логических умозаключений.  

Вы считаете, что интерактивные игрушки – это зло?

У нас самая большая проблема – это игрушки, которые заменяют родителей. Игрушки, которые разговаривают с ребенком. Дело в том, что до трех лет такая игрушка не будет формировать речевые умения. До трех лет, даже до года дети понимают, что есть предметы живые и неживые. Что кошка живая, а машинка нет. Когда игрушка интерактивная, эти понятия у ребенка начинают стираться. Если с ребенком мало общаются, он наделяет игрушку эмоциями, одушевляет ее. И мы получаем нарушение развития с точки зрения психических процессов.

Маленькие дети любят спать с зайкой. Упаси боже, с этой зайкой что-то сделать. Но в возрасте семи лет он уже говорит: да, я с ним спал, но это зайка. У детей эти задержки происходят потому, что игрушки стали оживать. И обратите внимание на то, сколько сейчас современных фильмов, где роботы более человечные, чем люди. И это смотрят дети. И это у них происходит с пеленок. А какие сегодняшние куклы? Это же живые мертвецы. Кукла должна быть обычным пупсом. Без наделения ее какими-то излишними деталями с точки зрения физиологии. Ребенок должен фантазировать, а когда игрушка интерактивная, он не включает фантазию. Это значит, что у него будет задержка мышления в школе с точки зрения творчества, креативности.

Фото: Олег Косов

В Казани довольно много клубов раннего развития. Как выбрать правильный клуб? Как вы относитесь к таким клубам и нужны ли они ребенку на самом деле?

Как выбрать клуб, описать двумя словами невозможно, потому что все клубы разные. Это зависит от руководителя клуба, какую ценность он несет для родителей. С точки зрения раннего развития, пусть простят меня руководители этих клубов, я хочу сказать, что в советское время не было клубов раннего развития, и все дети были здоровы. Сейчас в центры раннего развития не ходит только ленивый. А больных детей стало намного больше. Наверное, это о чем-то говорит. Поэтому, выбирайте центр раннего развития, учитывая возраст ребенка, и что там ему должны формировать. Если ребенка в два года учат читать, то я бы, наверное, в такой клуб не пошла. Потому что ребенок до трех лет должен научиться владеть своими руками. А вот в пять лет повести ребенка читать это уже совсем другая тема.

– Вы говорите, что стало больше больных детей, речь идет о психическом или о физическом здоровье?

И о физическом тоже. Мы потеряли здоровых детей потому, что у нас упор ушел на интеллект вместо физики. Какая раньше была позиция у детских садов? Все дети закалялись, они правильно питались. Обязательно делали зарядку. Вы видите сейчас родителей, которые делают зарядку по утрам со своими детьми? Где папы, которые подтягиваются на турниках? Их нет. Родители приходят на семинары, я им всегда говорю, что первое, куда вы должны отдать ребенка, это спорт. И только потом можно будет развивать интеллект.

В здоровом теле – здоровый дух. Ребенок, интеллектуально развитый, но не выносливый, не будет потом сидеть решать контрольные работы. Он просто устанет, его мозг не сможет обрабатывать информацию. Большое количество задержек развития и большое количество заболеваний происходит потому, что маме лень по утрам готовить нормальную кашу. И она дает ребенку хлопья с молоком, и еще не известно, какое это молоко. А папы вместо того, чтобы пойти с ребенком погулять и научить его в пять лет кататься на двухколесном велосипеде занимаются чем угодно, но только не этим. А наши дылды до 14 лет катаются на четырех колесиках и не умеют завязывать шнурки.

Есть ли какой-то универсальный совет, как воспитать успешного ребенка?

Обычно он мамам не нравится. Ребенок должен уметь давать сдачи. Потому что успешный человек – это тот, кто адекватно воспитывался до пятилетнего возраста. Это ребенок, который, во-первых, научился отстаивать границы своего тела. Успешный человек – это творческий человек. Он видит выход там, где его нет. Он включает мыслительные процессы и думает, что я могу с этим сделать. Это, прежде всего, креативность, а все эти показатели мы закладываем до пяти лет. Когда ребенок развивается без гаджетов, играет в детской песочнице и ходит в детский садик, развивается в быту и физически, мы получаем здорового, успешного ребенка.

Фото: Олег Косов

Мы говорим о творческом человеке не в узком смысле, а с точки зрения гибкости мозга, умения обрабатывать информацию. А это должно присутствовать у каждого человека в той или иной степени. Ребенок должен придумывать. Не упираться в какую-то стенку, а искать возможные варианты и видеть выходы. А это происходит у любого ребенка, когда он дома играет в свободной игре с машинкой, в пожарного, в полицейского, а девочки играют в дочки-матери, а не сидят за гаджетами. Когда они сидят за гаджетами, этих мыслительных процессов не происходит.

Вы вспомнили времена СССР, когда в детских садах воспитывали здоровых и творческих детей, но после распада Советского Союза, когда начали пачками закрываться многочисленные НИИ, тысячи высоколобых ученых мужей оказались у разбитого корыта. Кто-то переквалифицировался в «челнока», кто-то в парикмахера, а у кого-то это не получилось. Значит, это были не творческие люди?

Нет, это уже называется силой воли. Это не про творчество, а про внутренние моральные установки на жизнь. Как сейчас детям говорят, будешь плохо учиться, станешь дворником. Тем самым в ряде случаев давая ему установку «Я – человек науки, и никогда не позволю себе стать чернорабочим». Тем, у кого родители сделали такую установку, было сложно перестроиться. А те, кто воспитывался с меньшими претензиями по отношению к самому себе, достаточно быстро нашли выход.

Сейчас много говорят на тему среднего класса, то есть предпринимателей, которые являются становым хребтом любого общества, любого государства. А значит, надо постоянно увеличивать их количество. Но по статистике из числа тех, кто пытается создать собственный бизнес, 80 процентов разоряется. Насколько актуально, по-вашему, воспитывать в нынешних детях дух предпринимательства?

Давайте возьмем пирамиду Абрахама Маслоу. Есть базовые потребности – магазины, рестораны, парикмахерские и прочее. А есть другие, которые растут, когда мы закрываем базовые потребности. Непосредственно средний класс – это люди, которые начинают потреблять более качественную информацию, и, соответственно, они будут формировать новые продукты, которые связаны с удовлетворением не базовых потребностей. Не когда люди как сумасшедшие бегут покупать новый айфон, потому что он новый, а, например, когда они приходят в магазин за только что вышедшей новой книгой.

Я часто сталкиваюсь с детскими игрушками. У нас есть огромное количество мощностей для того, чтобы создавать игрушки не хуже, чем в Европе. Но когда я прихожу к производителю и говорю: «У вас очень классный шаблон, но давайте здесь мы покроем лаком, а здесь подпилим уголочки, чтобы дети не сажали занозы», он отвечает: «У меня и так продается». То есть тут вопрос внутренней мотивации. Если ты хочешь делать свое дело так, чтобы тебе было не стыдно смотреть в глаза будущему поколению, то это одно дело, а если тебя все устраивает, совсем другое.

Дети совсем перестали читать книги. Насколько серьезная это проблема?

Очень серьезная, потому что дети перестали обрабатывать информацию. Они быстро читают, но информации в голове ноль. У нас современная тенденция такая, что, например, детям девять лет, они читают на уроке литературы рассказик Толстого и не могут его пересказать, выделить смысл. Они выходят из кинотеатра после просмотра кинофильма про супергероев, ты спрашиваешь, о чем фильм, и они впадают в ступор. Эти дети впоследствии не смогут прочитать трудовой договор или ипотечный договор в банке. Это люди, которые не смогут воспринимать информацию и выделять из нее важное.

Поэтому я хочу сказать одно: нравится или не нравится читать, дети обязаны это делать. Есть норма читать в день определенное количество страниц. Ко мне часто приходят родители, которые говорят: «Сейчас это не нужно». Я им отвечаю так. Давайте возьмем элиту. Там все дети обязаны читать. Упаси боже, если ты не знаешь Чехова или Тургенева. Он может тебе не нравиться, но знать ты его обязан. Да, они могут курить наркотики или делать еще что-то в таком же духе, но факт остается фактом – эти дети, по крайней мере, образованны. Я всегда говорю родителям: «Ваши дети живут в России, которая обладает богатым языком, а на Западе первый признак успешности родителей – это когда ребенок читает русскую литературу». А у нас, в России дети больше не знают сказок Пушкина, это просто позор.

Фото: Владимир Васильев

Я выросла, когда не было никаких гаджетов, но у меня была мама, которая читала мне сказки Пушкина. У современных детей родителей, как правило, нет. Они стоят в пробках, они пашут с утра до ночи на работе для того, чтобы купить ребенку новую игрушку. Новый айфон, чтобы он был не хуже других.

Моему старшему сыну сейчас 12 лет. Его список для внеклассного чтения на этот год состоит из 50 книг. Я его составляю сама и я не буду его спрашивать, хочет он это читать или нет. Он русский человек, и поэтому обязан это знать.

Есть распространенное мнение, что обилие гаджетов привело к тому, что чем дальше, тем больше человечество тупеет.

Абсолютно с этим согласна. То, насколько пагубное влияние оказывают гаджеты, особенно сильно заметно в раннем возрасте. У нас люди перестали контролировать баланс. Дело в том, что гаджеты обладают таким свойством воздействия на мозг, как быстрое удовольствие, искусственный гормон достижения дофамин. Это то же самое, как есть шоколад или пить алкоголь без меры. Гаджеты изначально должны нам помогать в работе, а не забирать из семей. Не должны забирать у нас детей, чувства и ощущения от этого мира. Поэтому мы должны научиться пользоваться гаджетами с умом, и наша задача научить этому своих детей, потому что потом будет поздно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: Валентина Паевская: «Дети в России не знают Пушкина»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру