В закромах истории

В фондах Нацмузея Татарстана от глаз посетителей скрывается самолет и кабриолет Серго Орджоникидзе

Журналисты «МК-Поволжье» побывали в святая святых музея, месте, где скрываются от глаз посетителей основные ценности коллекции – в фондах. В собрании Национального музея Татарстана хранится более 800 тысяч экспонатов. Среди тысяч «единиц хранения», так музейщики называют раритеты, можно найти все что угодно. Стоило только переступить порог, как наше внимание приковали две машины – автомобиль и самолет.

В фондах Нацмузея Татарстана от глаз посетителей скрывается самолет и кабриолет Серго Орджоникидзе
Фото: Антон Райхштат

Еще в начале 70–х этот автомобиль можно было видеть не в музейных залах, а на дорогах Казани. Треть века он исправно колесил по городу прежде, чем встал на вечную стоянку. По истории этой машины можно изучать историю страны.

«ГАЗ-А» был первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки. Выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1936 год и на московском заводе КИМ с 1933 по 1935 год. Фактически это была копия автомобиля Ford-A, выпущенного по лицензии. Советское правительство в 1932 году купило у американской компании Ford Motor Company документацию и оборудование для производства этой модели. В США к тому времени машину уже сняли с производства.

8 декабря 1932 года собрали первые две машины. «ГАЗ-А» имел крайне простую конструкцию даже по меркам тех лет. Так, топливо к двигателю поступало самотеком из бака, который располагался за панелью приборов.

Так как потребность в этом автомобиле была очень велика, то параллельно освоили его выпуск на московском заводе КИМ.

История «ГАЗ-А» довольно коротка. В Советском Союзе автомобиль производили столько же, сколько и в Америке – всего 4 года. Только в СССР за это время с конвейера заводов сошло 41 917 машин, а в США в сто раз больше – 4 849 340. Это наглядно демонстрирует производственные мощности и потребности двух стран того времени.

Будучи первым советским автомобилем массовой сборки, он чаще всего использовался в армии как штабной автомобиль, санитарное или ведомственное авто, а также такси (появление именно этой машины, стало началом организованного таксоизвоза) и очень редко попадал в частные руки. Так что история этой машины, подаренной сотруднику завода самим наркомом тяжелой промышленности, уникальна.

Фото: Антон Райхштат

Многие годы до поступления в музей этот автомобиль находился в семье Липиных и ездил по улицам Казани, неизменно привлекая внимание горожан. Раритет попал и в поле зрения сотрудников музея, которые уговорили владельца передать историческую реликвию для музейной экспозиции. В 1971 году автомобиль собственным ходом прибыл к зданию музея и был поставлен на вечную стоянку в экспозиции. В связи с длительным сроком эксплуатации машина требует серьезных восстановительных работ: восстановления ряда утраченных деталей и привлечения специалистов-реставраторов.

Ждет реставраторов и еще один, не менее заметный экспонат. Каждый, кто оказывается в фондах Нацмузея, непременно задается вопросом – как сюда умудрились затащить самолет? Обстоятельств переезда биплана сейчас не помнят даже музейные старожилы, но факт остается фактом: самолет-легенда У-2 стоит на втором этаже бывшего Гостиного двора…

Фото: Антон Райхштат

Казанская история У-2 началась в августе 1941 года, когда ленинградский завод был эвакуирован в столицу Татарии. Вскоре здесь был налажен выпуск машины У-2 конструкции Н.Н. Поликарпова.

Самолеты эти были далеко не военные, они предназначались для первоначального обучения курсантов летных школ и аэроклубов. Едва ли не все советские летчики того времени начинали именно на таких бипланах. Самолет называли «школьной партой». Другие прозвища: «этажерка», «кукурузник», «мул», «небесный тихоход», «рус фанер» появятся позже, в годы войны, когда учебный самолет переделают под боевой. Внешне маленькие, неказистые, именно эти аэропланы сыграли важную роль в истории военной авиации страны.

Во время Великой Отечественной войны машину запустили в серийное производство в качестве легкого бомбардировщика.

Крайняя простота этого биплана и стала его главным преимуществом. У-2 «прощал» пилоту многие ошибки и за штурвал можно было посадить даже неопытного летчика. Благодаря тихоходности, биплан мог летать на сверхмалых высотах, где среди верхушек деревьев был просто незаметен для пилотов люфтваффе.

Именно на таких машинах летали знаменитые «ночные ведьмы», легендарный женский 46-й гвардейский авиационный полк. Немцы, вначале презрительно называвшие русский самолет «рус фанер», прозвали отважных летчиц «ночными ведьмами», за уничтожение каждого самолета Гитлер установил специальную награду.

Среди «ночных ведьм» была и наша землячка, Герой Советского Союза Магуба Сыртланова. В годы войны она совершила 780 боевых вылетов. Всего же на У-2 воевали 60 Героев Советского Союза.

Фото: Антон Райхштат

Самолет, со временем получивший название ПО-2 в честь своего конструктора, Николая Поликарпова, стал многоцелевым, он использовался для ведения разведки, связи с партизанскими отрядами, даже как «танкер» по переброске горючего. Были созданы модификации этой машины – связные, штабные, санитарные и так далее.

До конца войны казанские авиастроители выпустили более 11 тысяч бомбардировщиков ПО-2, внесших огромный вклад в общую Победу.

В последние десятилетия посетители музея не имели возможность увидеть эту уникальную машину, а ведь почти 40 лет – с 1951-по 1987 год – самолет находился в экспозиции и всегда был объектом повышенного интереса публики. После пожара 1987 года он хранился в неприспособленном помещении и теперь требует реставрации.

В Нацмузее РТ самый крупный региональный музейный фонд России. Здешнее фондохранилище насчитывает свыше 800 тысяч экспонатов, и сегодня мы рассказали лишь о двух из них.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру