«Мы хотим поднять престиж рабочих профессий!»

О значении, престиже и перспективах рабочих профессий рассуждает министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова

За последние 20-30 лет престиж рабочих профессий резко снизился. Если в советское время работать на заводе считалось признаком хорошего тона, то на стыке веков молодежь начала мнить себя кем угодно, но явно не хотела работать руками. О шагах, предпринимаемых к возвращению интереса к рабочим профессиям, мы побеседовали с министром труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмирой Зариповой.

 

О значении, престиже и перспективах рабочих профессий рассуждает министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова

- Эльмира Амировна, как Министерство труда пытается решить данную проблему и изменить сложившуюся ситуацию?

- Начну с того, что мы действительно очень хотим поднять престижа рабочих профессий и инженерных специальностей! Наша задача - повысить мотивацию у молодежи на получение профессий востребованных в реальном секторе экономики. Разработана целая подпрограмма «Популяризация рабочих и инженерных профессий в РТ на 2014–2020 годы". Министерство постоянно информирует все слои населения о реальной ситуации на рынке труда, о востребованности кадров по рабочим профессиям и инженерным специальностям. Мы выпускаем передачи, публикуем статьи, всячески пропагандируем важность рабочих профессий и  инженерного образования, а также рассказываем о профессиональных достижениях представителей данных профессий.

- Какие услуги по профессиональной ориентации могут получить граждане?

- Наши специалисты рассказывают о возможностях получения профессионального образования и вариантах трудоустройства, построения траектории роста профессиональной карьеры. Проводится специальное тестирование на определение вида деятельности, наиболее соответствующего способностям, физическим и психологическим качествам человека, а затем выдается заключение с рекомендациями по профессиональной деятельности.

- И сколько человек интересовались подобными услугами?

- В прошлом году центры занятости дали профессиональные рекомендации почти 75 тысячам человек, за 8 первых месяцев к нам пришли еще 42 тысячи ребят - начиная от школьников и заканчивая зрелыми соискателями.

- На кого же ориентирована программа в первую очередь?

- Мы убеждены, что начинать профориентацию нужно с малых лет. За последние три года центры занятости населения в Казани, в городах и районах республики провели 39 мероприятий по профессиональной ориентации молодежи на востребованные рынком труда рабочие профессии и инженерные специальности. Общая численность участников мероприятий составила более 40 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. В этом году подобную информацию получат еще 6 тысяч школьников.

- Какие проекты можете особенно выделить в программе?

- Очень интересен реализуемый ГКУ «Центр занятости населения Елабуги» проект «Профориентационный кинотеатр «Ориентир» - целый комплекс мероприятий для несовершеннолетних: от дошкольного возраста до выпускников школ.

Это групповые занятия на базе городского кинотеатра «Иллюзион» с просмотром документальных видеофильмов о профессиях на большом экране,  профориентационные экскурсии старшеклассников по профильным маршрутам, соответствующие занятия с учащимися начальных классов и детьми дошкольного возраста. В рамках проекта проведены конкурсы рисунков, социальных проектов, печатных материалов, фотографий и видеороликов о профессиях.

Особое внимание уделили ранней профориентации. Например, увеличили количество мероприятий с дошкольниками, которых впервые знакомят с миром профессий. В игровой форме они узнают особенности той или иной профессии, играют и смотрят мультфильмы о различных профессиях и о работе центра занятости.

Ученики начальных классов знакомятся с трудовой деятельностью взрослых, у них появляется интерес к миру профессий, воспитывается уважение к труду. Подчеркну, что все мероприятия проекта взаимосвязаны, и уже сейчас можно говорить о первых плодах работы: доля старшеклассников, планирующих получить среднее профессиональное образование по рабочим профессиям, увеличилась с 48% в 2014 году до 66% в 2016.

- Какие факторы вообще влияют на выбор профессии школьниками?

- Здесь сложно выделить что-то одно. Мы стараемся показать всю широту возможностей различных рабочих профессий, а выпускник делает выбор уже сам.

Министерство запустило целый проект «Комплексная услуга «Введение в профессию», в которой сочетаются профориентация и основы профессиональной подготовки по рабочим профессиям. С 2014 года мы предоставляем школьникам возможности изучить основы ряда профессий, востребованных рынком труда Татарстана.

- Что конкретно включают в себя эти мероприятия?

- Проводится профотбор школьников для последующего изучения основ выбранной профессии, востребованной у ключевых работодателей местности. Проводятся  экскурсии для школьников и их родителей на базовые предприятия и в профессиональные образовательные организации. Формируются навыки, необходимые для выполнения минимального набора функций в данной профессии - для этого используется материально-техническая база и привлекаются преподаватели местных техникумов.

Услуга «Введение в профессию» помогает получить сведения об элементах деятельности рабочих и специалистов различных профессий, позволяет узнать профессию изнутри и способствует сознательному, обоснованному выбору старшеклассниками профессии. Школьники на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности.

- Об основах каких профессий могут узнать ребята?

- В 2014-2015 годах 407 школьников в Казани, Елабуге, Нижнекамске, Азнакаево и Высокогорском районе обучились основам профессии «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов». Они освоили азы профессий «токарь», «фрезеровщик», «слесарь механосборочных работ», «сварщик», «автослесарь», «повар», «кондитер», получили основы профессии «аппаратчик-оператор», «оператор технологических установок», «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «электросварщик ручной сварки» и «сестринское дело».

В 2016 году услугу «Введение в профессию» получил еще 171 старшеклассник. Начали работу и над выполнением поручения Президента Татарстана о «вовлечении молодежи в предпринимательскую деятельность со школьной скамьи». Сто ребят  изучили курс «Основы бизнеса», в этом году их число увеличится еще на 300 человек!

- Отдельная тема - работа с социальными приютами…

- Да, и в этой сфере тоже проводится огромная работа! Знаете, на каждого воспитанника социального приюта в период пребывания там формируется портфолио. И для ребят старше 14 лет портфолио содержит раздел «Профессиональная ориентация», включающий результаты тестирования, профессиограммы по рекомендованным профессиям и раздаточные материалы.

Социальный педагог или психолог социального приюта обсуждает с несовершеннолетним различные профессии, рассказывает о возможностях и преимуществах профессионального образования и дальнейшего трудоустройства по рекомендованным профессиям.  Воспитатели стараются доступными методами стимулировать интерес ребенка к рекомендованным профконсультантом профессиям. Например, в рамках проведения занятий с детьми предлагают различные творческие задания на профессиональную тему.

- Где в Татарстане и Казани можно пройти профпереподготовку на рабочую профессию?

 

- Выпускникам общеобразовательных школ лучше всего овладевать рабочей профессией в колледжах или техникумах, получив при этом среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих.

Если переподготовку по рабочей профессии хочет пройти гражданин старше 35 лет, он может обратиться в центр занятости населения по месту жительства. Обучение и дополнительное профессиональное образование осуществляется органами службы занятости.

-У каких групп населения есть приоритетное право на обучение?

- К таким категориям относятся инвалиды; родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов; граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; уволенные с военной службы; супруги военнослужащих и уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных организаций; впервые ищущие работу и при этом не имеющие квалификации;  прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы; получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования.

Во время прохождения обучения и получения дополнительного профессионального образования выплачивается стипендия. Минимальный размер стипендии составляет 850 рублей, максимальный - 4900 рублей.

- Как Вы прогнозируете изменение рынка труда в сфере рабочих и инженерных специальностей через 10 и 20 лет? Станет больше соискателей или вакансий? Как могут измениться зарплаты?

На рынке труда имеется постоянный спрос на рабочие и инженерные профессии. На текущую дату в центрах занятости имеется информация более чем о 38 тыс. вакансий, из которых 67 процентов – потребность в рабочих, а  потребность в инженерах по различным специальностям составляет более 1,3 тыс. вакансий.

Средняя заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в январе-июне 2017 года, составила 31 488,3 руб. и возросла на 6,5% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2017

Заголовок в газете: «Мы хотим поднять престиж рабочих профессий!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру