Западноевропейские гравюры из частной коллекции поселились в Казани

В конце февраля Музей изобразительных искусств Татарстана открыл свои «кладовые» и порадовал новинками

Западноевропейские гравюры из частной коллекции поселились в Казани
Фото Анны Тарлецкой

Новая выставка «Западноевропейское искусство XV–XIX веков в собрании ГМИИ РТ» состоит из двух частей. Первая представляет сокровища музейной коллекции — работы мастеров XV–XIX столетий западноевропейских живописных школ: Италии, Испании, Германии, Фландрии, Голландии и Франции.

Эти картины знакомы и горячо любимы казанскими знатоками живописи, однако выставляются они нечасто. Сегодня их можно увидеть в залах, которые только что покинули шедевры Константина Коровина из собрания «Русского музея». Теперь со стен дворянского особняка смотрят такие бесценные редкости, как «Мадонна с младенцем» Пулиго, «Портрет молодого человека» кисти Доменикино (Доменико Цампьери), «Портрет девочки с собакой» художника круга Сваненбурха и многие другие.

Вторая часть экспозиции — не менее потрясающие гравюры западноевропейских художников того же периода. Коллекцию из 71 листа музей приобрел в 2014 году, сегодня гравюры выставляются впервые. Более двух лет ушло на подготовку к экспонированию этих работ в стенах музея. Ранее они принадлежали публицисту, искусствоведу и одиозному общественному деятелю Александру Севастьянову, ценителю и собирателю редкостей. Коллекция, принадлежащая теперь Казани, дает возможность представить каждую из имеющихся художественных школ Западной Европы именами первого ряда, причем нередко известными листами. Так, в казанском музее можно увидеть произведения «мастеров малого формата» Этьена Делона, Энеа Вико, Ганса-Зебальда Бехама; оригинальный офорт известных живописцев XVII–XVIII веков: голландцев Адриана Остаде,

Фото Анны Тарлецкой

Карела Дюжардена, Яна Бота, редко встречающегося в российских собраниях итальянца Бенедетто Кастильоне и других; офортные фантазии выдающихся мастеров гравюры XVII века: француза Жака Калло и Стефано делла Беллы. Об эпохе расцвета повествуют картины французских мастеров увража Франсуа Буше, Лорана Карса, Никола Лесюера, а портреты и бытовые картины, аллегории и библейские сюжеты охватывают труды художников на протяжении пятисот лет. Известно, что искусство гравюры родилось в ювелирных мастерских, и экспонаты выставки смело подтверждают этот факт: изящно прописанные, тщательно продуманные, кропотливо и долго создаваемые умелыми руками и изысканным тонким вкусом.

Интересно, что за право приобретения данной коллекции гравюр боролись несколько российских музеев, но стать владельцем удалось только одному. Как рассказала директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, заполучить столь ценный приз удалось во многом благодаря личному обаянию куратора выставки, заведующей отделом западноевропейской графики Ольги Вербиной.

Фото Анны Тарлецкой

— Современные коллекционеры в последнее время потихоньку распродают свои шедевры — наблюдается такая тенденция, — рассказала «МК-Поволжье» Розалия Нургалеева. — И сам Севастьянов, оригинальный, интереснейший человек, сам хотел, чтобы его коллекция принадлежала именно нам, пусть и не столичному музею. Посмотрите — даже казанские художники подходят к картинам и удивляются богатству нашего приобретения. Во-первых, здесь представлены самые ранние гравюры, их первые печати. Во-вторых, привлекает широта охвата — мы видим самые разные страны и художников разных веков и жанров.

Брейгель в обмен на Шишкина

— В коллекции западноевропейской живописи, которая выставляется не в первый раз, находится около 400 картин. Первые работы были переданы еще Иваном Федоровичем Лихачевым, из коллекции брата, Андрея Федоровича.

Он был ярым собирателем именно западноевропейского искусства, здесь редчайшие полотна присутствуют. На этой выставке чуть меньше двух третей всего собрания. Коллекция великолепна — так отзываются о ней наши коллеги из других музеев страны, а также частные коллекционеры, — отметила также Нургалеева.

Фото Анны Тарлецкой

По ее словам, такие художественные редкости выставляются нечасто из-за недостатка экспозиционных площадей. Однако сейчас решается вопрос о передаче культурно-выставочному центру «Русского музея» в Казани отдельного здания, и вот тогда жемчужины западноевропейского искусства займут свое постоянное место на двух этажах главного здания музея ИЗО. К слову, расширение музейных площадей планируется и в других зданиях. После реконструкции Галереи современного искусств, один из залов будет предоставлен авангардному искусству. Открытие планируется к концу года. Именно тогда на реконструкцию закроется главное здание. Капитальному ремонту подвергнутся также флигеля, хранилища, сами залы, где будут установлены, в частности, системы климат-контроля.

Директор музея поделилась еще одной своей надеждой. Сейчас идут переговоры о том, чтобы показать казанцам коллекцию работ семейства Брейгеля из частной коллекции, которая совсем недавно была представлена в Пушкинском музее. Ожидается, что эти работы приедут в Казань в августе, в обмен на «гастроли» работ Ивана Шишкина. Пока же, до конца марта, посетители музея могут наслаждаться работами западноевропейских мастеров прошлых веков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру