Театр республики Саха (Якутия) привез свое искусство в Казань благодаря алмазу

«Старший брат» театра Камала покажет сон шамана, якутский эпос и мировую классику на древнем тюркском языке

Театр республики Саха (Якутия) привез свое искусство в Казань благодаря алмазу
Андрей Борисов

С 28 по 30 октября в Казани пройдут гастроли Саха академического театра имени П. Ойунского. Жителям Казани на сцене театра имени Галиаскара Камала три вечера подряд будут представлять лучшие спектакли театра. Все они пройдут на якутском языке с синхронным переводом.

Сцена татарского театра была выбрана не случайно – между двумя национальными творческими коллективами давно сложилась крепкая дружба. Театр Саха не раз участвовал в международном фестивале «Науруз», который проходит в Казани. К слову, следующий форум-фестиваль будет посвящен как раз якутскому театральному искусству. Кроме того, в 2016 году оба театра празднуют свое 110-летие, правда, якутский – на несколько месяцев старше нашего. «Старший брат», - как назвал его главный режиссёр Татарского академического театра имени Г. Камала Фарид Бикчентаев.

В столицу Татарстана якутские драматурги и актеры приехали в рамках первого по своей масштабности гастрольного тура. Евразийские гастроли, стартовав в Якутии, уже прошли в Бишкеке, Алматы, Астане, а после Казани отправятся в Башкирию, Москву, Калининград и Вильнюс. На пресс-конференции в Казани художественный руководитель театра Андрей Борисов, а по совместительству государственный советник Якутии, отметил, что главная цель турне – «любым способом восстановить древние связи между народами России».

- Все мы – выпускники великой русской театральной школы, - сказал режиссер. – Я уже убедился, что интеллектуализм в татарском национальном театре возможен и интересен зрителю, несмотря на то, что в последнее время театральное искусство в угоду иной публике превращается в шоу, наполненное не столько смыслом, сколько визуальными эффектами. Однако наше искусство востребовано. Я всегда смотрю в зал во время спектакля и вижу реакцию молодого зрителя – ему интересно он мыслит, чувствует, тянется к «разумному, вечному…»

Здесь известный режиссер сравнил себя со Сталиным: когда того спросили: «Зачем он 17 раз смотрит «Белую гвардию?», на что тот ответил: «А я не на сцену смотрю, а на тех, кто приходит».

Фрагмент спектакля "Сон шамана"

Вообще Андрей Борисов – личность сильная, харизматичная, с острым чувством юмора, и это отражается на работе всего театра. Спектакли (а их сегодня в репертуаре семь) – самые разные. В Казань, например, привезли визитную карточку театра, спектакль по пьесе Чингиза Айтматова «Желанный голубой берег мой», «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки и «Сон шамана» по произведениям современных якутских писателей, выдвинутый в 2007 году на соискание премии «Золотая маска» сразу в трех номинациях. Последние два спектакля – работы учеников Андрея Борисова, который считает, что «плох тот учитель, которого бы не превзошел его ученик». Молодые режиссеры-постановщики Сюзанна Ооржак и Руслан Тараховский привнесли на сцену национального театра свое видение мира – современной рок-музыкой, пластикой, танцами в сочетании с народными традициями, колоритным якутским эпосом Олонхо и пронзительны взглядом на мир.

Понятно, что многих журналистов на пресс-конференции интересовал вопрос – откуда театр в современных экономических условиях взял деньги на такие масштабные гастроли. Андрей Борисов остался верен себе и ответил:

- Мы действительно «грохнули» немалые деньги республики. Не волнуйтесь, не вашей! Просто продали один небольшой алмаз…

Не обошли вниманием на встрече с руководством Саха театра и возросшую в последнее время популярность якутского кино. К слову, на XII Казанском международном фестивале мусульманского кино в этом году за лучшую режиссерскую работу награду получил фильм «Божество Десегой» якутского режиссера Сергея Потапова. Феномен бума якутского кино, который сегодня в России делает сборы наравне с голливудскими блокбастерами, Андрей Борисов объяснил тремя причинами:

- Во-первых, сам эпос Олонхо имеет «монтажное мышление», можно сказать, искусство кино у нас в крови. Во-вторых, в лихие девяностые мы собрали группу молодежи и отправили учится на «Мосфильм», это в те-то голодные годы, когда по коридорам центральной киностудии страны разгуливали бродячие собаки. И, в-третьих, я сам показал пример, что не боги горшки обжигают, сняв фильм «Тайна Чингис Хаана». Нашел деньги, сам проехал на конях степи Монголии, Бурятии, Тувы и Хакасии, хотя даже не знал тогда, зачем перед съемкой щелкают специальной хлопушкой и даже пытался прогнать с площадки работника с этим инструментом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру