В казанский «Эрмитаж» приехали наряды семьи Романовых

Выставка «Петербургский модерн. 1890–1910-е годы. Стиль и светская мода» открылась в центре «Эрмитаж-Казань»

В казанский «Эрмитаж» приехали наряды семьи Романовых
Фото Алексея Щелкогонова

20 лет петербургского шика отразили утонченные наряды, изящные веера и шляпки, образы прекрасных дам на фотографиях и живописных полотнах, которые до апреля поселились в Казани. Уникальные экспонаты прибыли в столицу Татарстана из фондов Государственного Эрмитажа.

Выставка скомпонована специально для татарстанского зрителя, подобной ей еще не было и не будет. Специально для нее специалисты Эрмитажа даже написали каталог, автор которого и куратор выставки, сотрудница музея Юлия Плотникова отметила:

- Каждый экспонат по-своему бесценен, трудно выделить какой-либо особенный. Часть из них поступили из хранилищ других музеев, или частных коллекций, многие ранее «проживали» в Зимнем дворце, резиденциях князей Юсуповых и Шуваловых. Конечно, их пришлось реставрировать, это кропотливая работа мастериц музея. Вещи теряли вид не столько от носки, а из-за техники, в которой были выполнены. Модерн характеризует использование разных тканей в одежде – одновременно легких и тяжелых, на которых делались вышивки бисером, стеклярусом, пайетками. Понятно, что тюль, кружева и шифон такие «нагрузки» выдерживает с трудом и недолго. Однако на выставке есть и модели, реставрированные всего на 5% - так хорошо они сохранились.

Фото Алексея Щелкогонова

Это не просто одежда и вещицы людей, которые кружились на балах более ста лет назад. Их носили реальные люди - представители аристократии, сливки общества тех лет. Более того, можно увидеть своими глазами, например, послеобеденное платье императрицы Александры Федоровны из плетеного гипюра кремового цвета на плетеной шелковой подкладке, или бальное платье актрисы Веры Карахан, блиставшей на приемах в атласно-шифоновом белом наряде. Есть вещи, к которым прикасались руки Николая II и Марии Федоровны Романовых. Привлекает внимание и подвенечное платье фрейлины царица Александры Алексеевной Раткевич, в замужестве Панаевой (ее супруг был из рода казанских Панаевых). Это платье в дар Эрмитажу преподнесла ее дочь, а на торжественном открытии в Казани присутствовала продолжательница династии мадам Надин Гринуа Бестужева.

Фото Алексея Щелкогонова

Всего на выставке представлено 219 экспонатов, 34 из них – комплекты одежды. Правда, работники Эрмитажа посетовали на то, что если дамские платье можно и отреставрировать, и показать во всей красе, то с мужскими костюмами дело обстоит сложнее. Дело в том, что к мундиру или фраку очень трудно найти пару. Брюки и панталоны, во-первых, самая изнашиваемая часть гардероба. А во-вторых, их просто нет… «Завоеватели», выражаясь словами булгаковского профессора Преображенского, «первыми поперли» их из покоев своих прежних хозяев. Проще говоря, прямо из Зимнего в новых штанах и ушли…

Фоторепортаж "МК-Поволжье" с выставки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру