«Я проживу 146 лет»
— Ренат Исламович, в одном из интервью вас назвали символом музыкальных традиций татарского народа. Легко ли быть символом?
— Ну, я думаю, это только в рамках России я символ. А если быть точным и говорить о музыке именно татарского народа, то здесь заслуженно носителем традиций и культуры нужно поставить Ильхама Шакирова. У меня другое направление, камерно-классическое. Скорее, через меня европейский слушатель получает представление о Татарстане. Да, конечно, быть символом ответственно, но чего-то специального я для создания искусственного имиджа не делаю. Такой, какой есть. Артист, выходя на сцену, в любом случае создает образ, надевает маску. А делать это и в обыденной жизни, я считаю, неправильно.
— То есть артист всегда в образе?
— Нет. Человек должен всегда находиться в своем естественном состоянии. Что, артист — разведчик какой?
— А если бы вам дали только три прилагательных, чтобы обрисовать собственный портрет, то какие это будут слова?
— М-м-м... Талантливый. Честный. Ну и добрый (смеется).
— А главное — скромный! Мне очень нравится пословица: «Скромный из-за стола голодным встает»...
— Правильно! Нельзя переедать. Так что скромным быть полезно. Правда, я тоже иногда увлекаюсь, когда очень вкусно...
— В чем заключается ваш секрет молодости и неиссякаемой энергии?
— Все идет от внутреннего настроя. Я себе поставил планку — прожить 146 лет. Так что впереди еще половина жизни, причем активной, плодотворной.
— Вы вегетарианец. Есть еще личные правила питания, образа жизни?
— Намаз читаю. Это полезно и для физического, и для духовного здоровья. Долгое время йогой занимался, сейчас практикую дыхательные упражнения. По утрам плаваю в бассейне, обязательно проплываю километр.
— Бассейн у вас дома?
— Нет, рядом. Хожу к семи утра, когда там человек шесть-восемь плавает.
— Узнают, здороваются?
— Да нет, там уже все утренние пловцы как свои.
Хочешь лучшую жену — сам стань лучшим
— С чего вы начинаете свой день?
— Начнем с того, что живем мы не в самой Москве, а за городом, практически в лесу. Свежий воздух, место для прогулок и детских игр всегда в нашем распоряжении — а это многого стоит. Каждое утро до восхода солнца читаю намаз, потом плаваю. А вот спать нужно ложиться до 12 часов ночи. Хотя не всегда получается — работа...
— Тем более что у вас трое маленьких детей. У вас есть своя система воспитания?
— Приходится и объяснять что-то, разговаривать. Хотя дети в основном живут примером своих родителей, и говорить бывает бесполезно, если супруги своим видом, образом жизни, а порой и неуважением друг к другу задают детям негативную модель поведения. Мы не замечаем, а дети постоянно наблюдают за нами, потом копируют.
— У вас уже третий брак. Сколько лет вашим со Светланой детям?
— Семь, пять и три. Младший — сын, старшие — дочки.
— В чем залог вашего семейного счастья?
— Светлана полностью соответствует моему нынешнему состоянию, настрою, духовному содержанию. Она мой единомышленник. В Коране написано, что если хочешь, чтобы тебя окружали люди определенного уровня, сначала сам достигни его. Потом притянутся и люди. Так и происходит. Бывает часто, занимается человек бизнесом, сам знает, что делает какие-то греховные дела, а жену мечтает заполучить чуть ли не святую. Так не бывает, каждый получает такого человека, каким по сути является сам. Потому что, опять же, и в Коране сказано: «Грешнику дам грешную, верующему — верующую». Подобное притягивает подобное.
— Супруга работает с вами?
— Она работает дома: трое детей, хозяйство. А так она у меня умница, с высшим экономическим образованием, когда-то мы действительно работали вместе.
— Как вы отдыхаете семьей, куда ездили?
— Последний месяц мы провели в Турции. Семья, кстати, до сих пор там. Шикарный отдых — спокойно, тихо. Мы не живем в отелях, где могут беспокоить соседи своими гулянками. Мы сняли дом с выходом прямо на пляж.
Увлекался хард-роком. Но бросил
— Хотела спросить, что вы поете дома, но узнала, что не любите это делать.
— А зачем? У меня всегда дома включен татарский телеканал, где идут концерты «Татар жыры». Так что дома я отдыхаю, здесь я не певец, а слушатель. Ну конечно, если в компании родственников или близких друзей просят спеть, пою: для татар — татарские песни, для русских — на русском языке.
— Долгие годы вы были солистом Татарского театра оперы и балета. В те годы, как рассказывают, билетов на спектакли с вашим участием было не достать. Не хотелось бы вернуться в оперу?
— В последний раз выступал в составе труппы нашего театра в 1989 году в Москве. Тогда я спел партию Елецкого в опере «Пиковая дама», после чего ушел из театра на эстраду. Но я по-прежнему включаю в свой репертуар оперные арии. Меня всегда больше привлекали драматические роли, например «Алеко» Сергея Рахманинова, «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Они в основном басовые, хотя я баритон. А так я больше исполняю романсы, фрагменты из мюзиклов, оперетт — более легкий жанр.
— Репертуар подбираете сами?
— Конечно! Нет, конечно, я ориентируюсь на запросы, на зал, организаторов концерта.
— А как относитесь к молодежной музыкальной субкультуре — слух не режет?
— Я в свое время увлекался и хард-роком, слушал и хэви-метал. Но сейчас из того возраста вышел. Вообще музыкальный вкус зачастую зависит от количества лет — в молодости хочется погромче, побольше децибелов. А сейчас привлекает более спокойная, романтическая музыка, а если подвижная, то без особого грохота. И всегда обязательно смотрю на текст, чтобы он был наполнен содержанием.
— Я для себя пришла к выводу, что громко слушают, как правило, плохую музыку. Не обращали внимания?
— Оно так и есть. Там, где предпочтение отдают звуковому и ритмическому давлению, не остается места для слова, смысла, мысли.
Хотел быть как Марио Ланца, а стал русским Паваротти
— На открытии кинофестиваля в Казани вы сказали, что одинаково легко и петь со сцены, и сниматься в кино, если любишь свое дело. А вы по-прежнему волнуетесь перед концертом? Вам знакомы муки творчества?
— Муки творчества у артиста появляются, когда он к выступлению не готов, плохо владеет репертуаром. А когда уверен в себе, каждый концерт — это удовольствие. Да, конечно, волнуешься каждый раз, но это приятное волнение. А выходить на сцену без волнения — зритель сразу поймет, что артист равнодушен.
— Во время выступления вы отдаете свою энергию или заряжаетесь ей?
— Идет энергообмен: одно отдаю, другое получаю.
— То есть вы не чувствуете усталости, опустошения после работы?
— Где-то примерно час после выступления я не чувствую усталости. Она наваливается после.
— И как вы восстанавливаете силы?
— Баня — вот прекрасный способ и очиститься, и наполнить себя новой энергией, и просто отдохнуть.
— Как вы стали актером и продюсером в фильме «Итальянский контракт»?
— Это было в 1992 году, когда «заработал» частный бизнес, а я давно хотел поучаствовать в фильме, где было бы много музыки, например в таких, как «Полночный поцелуй», «Любимец Нового Орлеана» или «Великий Карузо», где снимался Марио Ланца. Я начал искать средства, переговорил с режиссером Владимиром Чеботаревым, и все сложилось как-то само собой.
— Итальянцы называют вас русским Паваротти с тех пор, как вы пели прямо на улицах города?
— Я специально по городу не ходил, не пел. Все происходило импровизационно. Просто съемки велись на улицах курортного городка Амальфи неподалеку от Неаполя, снимался и пел вживую. Прохожие останавливались, слушали и аплодировали, а один уличный музыкант подсел ко мне за столик с гитарой, начал подыгрывать, подпевать. Итальянцы народ музыкальный.
— Вы остались довольны киноработой?
— Да. Получилось хорошее кино, я показывал его на фестивале в Римини. Я поставил перед собой цель, сделал все, чтобы мое желание исполнилось, и на этом успокоился.
— Кроме вас, в фильме снимались Ольга Кабо и другие известные актеры. Вы поддерживаете дружеские отношения?
— Я их фактически не вижу. У каждого своя жизнь, бывает, пересекаемся случайно, дружеских отношений не поддерживаем.
— В жизни вы покорили немало вершин. Чего бы хотели еще получить от жизни или, напротив, отдать?
— Детей хотелось бы еще парочку родить, воспитать. Ну и самому еще поработать как певцу, попеть еще лет двадцать. А сейчас к своему 70-летию пишу автобиографическую аудиокнигу-трилогию. Первая часть называется «По морю жизни», вторая — «На корабле судьбы», а третья — «Под парусом любви». В книгу войдут около двухсот моих песен разных лет. Через год, будущей осенью я презентую ее в Казани.