«Подданные империи» под судом

В Самаре суд присяжных разбирается в обстоятельствах громкого дела об убийстве тольяттинского бизнесмена Михаила Садчикова

Интрига заключается в том, что и погибший, и предполагаемые убийцы входили в одну бандитскую империю.

В Самаре суд присяжных разбирается в обстоятельствах громкого дела об убийстве тольяттинского бизнесмена Михаила Садчикова
Фото: Анастасия Щеглова

Сергей Неверов (или Невер) для города Тольятти фигура известная: этот криминальный авторитет, пожалуй, дольше всех продержался на плаву. Согласно полуофициальным данным, в 80-х, когда ему было чуть больше 20 лет, он получил 8 лет за нанесение тяжких увечий человеку, оскорбившему его отца.

В 90-х он начал строить свою «империю»; начиналось все с малого: торговля металлоломом, автозапчастями, потом в ход пошла бытовая техника, игорный бизнес. Богатство и влияние Неверова росли незаметно, пока в 1997 году он вдруг не стал значимой фигурой, с которой пришлось считаться всем остальным.

13 ноября 1997 года в Доме молодежи «Мир» погибли двое его людей, вступивших в конфликт с другим местным авторитетом — Мироном Мокровым. Телохранитель последнего, Василий Синяков, за убийство трех человек при отягчающих обстоятельствах получил 18 лет колонии строгого режима, благодаря чему остался жив.

Криминальная война

В городе тем временем началась война: в 1998-м люди Мокрова умирали один за другим, а в 1999 году в отместку был убит Сергей Спиридонов, которого называли неверовским бригадиром. Точка в войне авторитетов была поставлена в октябре 1999 года: в собственном подъезде Мирона Мокрова буквально изрешетили из автомата. По чьему приказу это сделали, до сих пор доподлинно не известно, но авторитет Неверова с тех пор стал неоспорим.

Начиная с 2005–2006 гг. империя Неверова стала потихоньку разваливаться, он распродавал свои активы и недвижимость. Лет через пять он незаметно исчез из Самарской области. Поговаривали, что он уехал на Украину, где 17 июля 2013 года на него даже было совершено покушение, но Неверов вовремя увидел киллера, и пуля лишь задела щеку.

Тем временем его бывшие соратники теряли свои позиции.

15 января 2013 года у своего дома был убит Игорь Тырлышкин. Предпринимателя называли правой рукой Неверова, и занимался он участием в муниципальных торгах от имени разнообразных фирм, которые находились под контролем авторитета.

27 января того же года бесследно исчезли директор ООО «ГрандСтрой» Дмитрий Роднов, а также его деловой партнер и друг Александр Блажнов, которые катались на снегоходах у села Лбище Ставропольского района. Тело Роднова всплыло лишь в апреле, а Блажного — в июне, оба, естественно, за много километров от места исчезновения. Произошедшее квалифицировали как несчастный случай, посчитав, что мужчины просто провалились в полынью.

6 июня 2013 года расстреляли Михаила Садчикова, который ранее работал вместе Родновым в ООО «ГрандСтрой». Фирма, к слову, занималась как раз муниципальными контрактами и была подвластна Неверову.

Список можно дополнить многими именами: кто-то погиб, другие попали в руки силовиков. К примеру, брата супруги Невера Сергея Агеева (по прозвищу Аким), по слухам, ловили «на живца»: с помощью знакомого его заманили в ловушку и там задержали. Возможно, сделав выводы из череды смертей, Агеев предпочел заключить сделку со следователями, дать показания и остаться в живых. Он признался в нескольких убийствах и покушениях на бизнесменов Самарской, Ульяновской областей и Татарстана, за что 5 июля 2016 года получил 18 лет колонии строгого режима.

Самого Сергея Неверова тем временем объявили в розыск. Его подозревают в бандитизме, незаконном обороте оружия и убийствах, но никаких определенных данных о его местонахождении пока нет.

Дело в суде

Между тем в Самаре до суда в мае 2016 года дошло уголовное дело об убийстве Михаила Садчикова. Оказалось, что и тут замешано ООО «ГрандСтрой». Напомним, фирма занималась муниципальными контрактами, погибшие Садчиков, Тырлышкин, Роднов и Блажнов работали в тесной связи с ней и Невером.

Предполагается, что убили Садчикова свои же, «неверовские». А точнее, юрист фирмы Александр Самусенко (он же бывший заместитель прокурора Комсомольского района Тольятти) и его водитель Николай Самыляев.

— По версии следствия, Садчикову стало известно, что Самусенко присваивает часть прибыли, и он пригрозил рассказать об этом Неверову, — сообщила прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Самарской области Надежда Исмаилова. — В ходе судебных заседаний свидетели подтвердили, что Садчиков даже встречался с Неверовым, все ему рассказал и попросил время, чтобы собрать документальные доказательства. В этот период он и был убит.

Родственники и защитники подсудимых в один голос утверждают, что Самусенко и Самыляев ни в чем не виноваты, их просто подставили, а убийство могло быть совершено по приказу самого Неверова, потому что Садчиков якобы открыл фирму, с помощью которой отбирал заказы у «ГрандСтроя». Что же касается Самыляева, так у него и вовсе на день убийства есть алиби — он был в Сызрани.

«Ничего не видел, только слышал голоса…»

Вот это обстоятельство и стало краеугольным камнем последних заседаний. В сумке Самыляева при личном досмотре был обнаружен билет из Сызрани в Тольятти на 5 июня. А Михаила Садчикова, напомним, расстреляли 6-го утром. Сторона защиты просит суд признать недопустимым доказательством как протокол досмотра Самыляева, так и вещи, обнаруженные при этом досмотре.

— Мне на голову надели маску, на руки — наручники, били по всему телу пластиковыми бутылками, наполненными водой, чтоб синяков не оставалось, — пожаловался судье Николай Самыляев. — Все это время от меня требовали написать явку с повинной. А обыск проводили в 4 утра без адвоката, хотя я просил, чтобы мне предоставили защитника.

Чтобы проверить правдивость этих показаний, в суд вызвали полицейских, которые в день задержания «работали» с Самыляевым. Они заявили, что действовали в рамках закона, никто задержанного не бил, маску на него не надевал и давления не оказывал. Что до адвоката, так он о нем и не просил, хотя право на защиту задержанному разъяснили. Допрос в 4 утра объясняется тем, что задержали его уже около 9 часов вечера, пока то да се, вот уж и солнышко встало. Путаться стражи порядка начинали по поводу наручников: их никто не мог припомнить до тех пор, пока адвокаты не требовали огласить их предыдущие показания, где они говорили, что задержанный был в наручниках, так как подозревался в совершении особо тяжкого преступления. Но и это объяснялось просто: ведь с момента задержания уже прошло 3 года.

— Вы помните, кто конкретно вас бил? — допытывалась гособвинитель Надежда Исмаилова.

— Я был в маске, ничего не видел, только слышал голоса, — признался в конце концов Николай Самыляев. — Когда ее с меня сняли, в кабинете было пятеро полицейских.

На судебное заседание явились только трое из них, поэтому его пришлось перенести, а гособвинение обязать обеспечить явку оставшейся пары стражей порядка, к которым у защиты возникло множество вопросов.

Допрос явно предстоит нешуточный: подсудимые и их адвокаты, вероятно, будут до последнего стоять на своем, ведь сроки им светят приличные: учитывая, что им предъявлено обвинение в незаконном обороте оружия и убийстве по найму (при этом предполагается, что Самусенко был организатором и заказчиком, а Самыляев — исполнителем), осудить их в итоге могут лет на двадцать каждого.

Между тем судьбу Александра Самусенко и Николая Самыляева решать будет суд присяжных. Их родные надеются на оправдательный вердикт, хотя будет ли безопаснее мужчинам на свободе или в колонии — большой вопрос.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру