— Могилы докторов медицины: Михаила Федоровича Кандаратского — хирурга и Валериана Сергеевича Кандаратского — акушера-гинеколога, мы сфотографировали в 2009 году. Судя по отзывам, это были известные казанские врачи. Поскольку снимок захоронения Михаила Федоровича оказался нечетким, мы решили сделать повторный. Каково же было наше удивление, когда мы не нашли на аллее намогильных памятников обоих Кандаратских.
Благодаря старому снимку удалось идентифицировать место нахождения могил, и при более тщательном обследовании Любовь Владимировна нашла в густых зарослях могилу одного из Кандаратских — Валериана Сергеевича (22.VIII.1894 — 3.XI.1959). У нее была с собой ножовка (пришла привести в порядок могилу мужа), и она пригодилась. Другим способом убрать кусты, которые уже превратились в деревья, было невозможно. И только тогда Агеева увидела на оборотной стороне намогильной плиты Валериана Сергеевича надпись: «Профессор Казанского университета КАНДАРАТСКИЙ Михаил Федорович 7.ХI–1854 — 20.X.1912».
— Двух профессоров просто уплотнили, видимо, решив, что они родственники, — сказала она.
По словам Любови Агеевой, на Арском кладбище постепенно исчезают старинные захоронения, причем это могут быть и могилы людей, оставивших яркий след в истории Казани.
Несмотря на призывы казанских краеведов навести порядок на самом старом городском погосте, положение к лучшему не меняется кардинальным образом.
Кстати, Михаил Федорович был связан родственными узами с известным казанским благотворителем купцом Иваном Кривоносовым и известным врачом и ученым Владимиром Бехтеревым.
Главный редактор культурно-просветительского издания надеется, что ее статья об этих проблемах попадет на глаза Президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Возможно, под его личным контролем вопрос о плачевном состоянии исторических захоронений на Арском кладбище будет, наконец, решен.
Имена Кандаратских немало значат для истории Казани и медицины города. Михаил Федорович Кандаратский (1854–1912) был выдающимся ученым, профессором кафедры оперативной хирургии Казанского Императорского университета. С 1910 года являлся попечителем Шамовской больницы. А его труды по топографической анатомии известны далеко за пределами России.
Валериан Сергеевич Кандаратский (1894–1959) окончил медицинский факультет Казанского университета, трудился врачом скорой помощи, акушером-гинекологом. Работал вместе с профессором Груздевым и вел активную научную деятельность.
Порождение времени?
Не секрет, что мест на казанских кладбищах сегодня катастрофически не хватает. Общая площадь свободных земель на них составляет лишь 2 процента. Практически не осталось свободных мест на кладбище в Самосырово, на территории Ново-Татарского и Архангельского кладбищ. На территории Арского кладбища и в Царицыно всего лишь по 1 проценту свободных земель. И подобная картина практически в каждом некрополе столицы республики. Активисты давно предлагают сделать Арское кладбище туристическим объектом. Надо сказать, что подобное практикуется во многих странах мира. Старинные кладбища давно выполняют музейную функцию, для туристов даже организуются специальные пешеходные экскурсии. Средства от продажи билетов общественники предлагают направлять на содержание могил выдающихся личностей.
Хотя известный казанский общественник Леонид Иванов все же считает, что заботу об исторических захоронениях должно проявлять в первую очередь государство.
— Восстановление могил, я считаю, нужно проводить за счет государства. Доходы, полученные от экскурсий на кладбище, не покроют всех расходов. Для реставрации могил и некрополя в целом требуются суммы совершенно иного порядка. Это историческое наследие и прямая обязанность государства — контролировать сохранность старинных могил, — говорит казанский общественник Леонид Иванов. — Произошедший случай с могилами Кандаратских — это веяние нового время, обусловленное экономическими факторами. Я так думаю, что администрация Арского кладбища уплотняет «жителей». Хотя, насколько я помню, еще в советские времена оно было законсервировано. Еще в первом десятилетии существования советского государства могилы заслуженных казанцев были утеряны. Например, там, где сейчас находится братское кладбище бойцов Красной Армии, которые умирали в казанских госпиталях, в 1914 году был захоронен первый русский военный летчик — герой Первой мировой войны Анисимов-Панкратов.
Произошедшее прокомментировал «МК-Поволжье» и настоятель храма Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище протоиерей Алексей Чубаков:
— На самом деле такие случаи бывают. Через определенное время, на самом деле я знаю, нормы государства регламентируют правила захоронения. Такое возможно — через определенное количество лет перезахоронить в этом же месте еще кого-то. Я знаю примеры, когда человек захоронен в одном месте, а памятный знак находится в другом. Так было с известными личностями Казани, к примеру, с профессором Императорского университета и Духовной академии Николаем Катановым, который захоронен на Арском кладбище. А в нашем случае, думаю, для православного человека ученого-медика Михаила Кандаратского формальная сторона не столь важна — где похоронен человек. Главное, чтобы его память жила в молитвах и чтобы его имя не забывалось.
С руководством кладбища корреспонденту «МК-Поволжье» пообщаться не удалось. Сотрудник ритуальной службы заявил, что никого нет на месте, и порекомендовал прийти в другой день. При этом, по его словам, стационарного телефона у администрации кладбища нет — из-за опасения большего количества звонков его просто не устанавливают. Может быть, опасаются звонков с того света? Сам же сотрудник кладбища сообщил, что студенты медицинского университета уже давно взяли шефство над могилами знаменитых ученых-медиков.
В медицинском университете — правопреемнике медицинского факультета Императорского университета ситуацию прокомментировать не смогли, поскольку весь преподавательский состав находится в отпуске. Сказали лишь, что профессора и студенты профильных кафедр по собственному желанию следят за состоянием могил многих знаменитых казанских медиков прошлого.
«Когда историю забывают — очень печально...»
Несмотря на то что Кандаратские покоятся на Арском кладбище рядом, они не родственники. Потомок Михаила Кандаратского Алексей Кривоносов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общественных связей и рекламы Санкт-Петербургского государственного университета, уже много лет занимается сбором информации о своих родственниках. В 2007 году в Санкт Петербурге вышла его книга «Кандаратские- Кривоносовы. Семейные хроники. 1910 годы». За все время своих исследований профессор не встречал свидетельств о том, что Михаил Кандаратский и Валериан Кандаратский связаны родственными узами. По словам Кривоносова, скорее всего, они просто однофамильцы.
В разговоре с корреспондентом «МК-Поволжье» он прокомментировал ситуацию с захоронением своего предка на Арском кладбище.
— Очень печально. Это моя семья, мои предки — клан Кандаратских — Кривоносовых. Известная колокольня на Баумана была построена на средства моего прапрапрадеда. Так же, как и Шамовская больница, и Александровская больница, куда мои предки вкладывали деньги в качестве спонсоров. Кандаратские к тому же были кровно и дружески связаны с Бехтеревым. Когда историю забывают — очень печально. Любая нация всегда оценивается по тому, как она относится к своим предкам и их могилам. Очень жаль, что в Казани забывают людей, которые бескорыстно делали город лучше. А взять на себя ответственность за захоронение я не могу по той причине, что это не мои кровные родственники. Это семья моей прапрапрабабушки, которая была дважды замужем.