Гамма Скупинский рассказал, в чем он следует идеям Тарантино

Казанцам композитор из Голливуда представил моно-оперу «Фрида Кало. Любовные письма»

Гамма Скупинский — голливудский композитор, написавший музыку более чем к тридцати фильмам, бывший продюсер Софии Ротару посетил в апреле с мировой премьерой Казанскую консерваторию. Премьерные показы его произведений проходят в Казани не впервые: в 2012 году в Большом концертном зале имени Сайдашева была представлена его опера «Апостол», а в этом году в стенах Малого зала консерватории была исполнена его медиа моно-опера «Фрида Кало. Любовные письма».

 
Казанцам композитор из Голливуда представил моно-оперу «Фрида Кало. Любовные письма»

В беседе за день до премьеры композитор объяснил, что означает приставка «медиа» в его опере, рассказал о своем пластмассовом оркестре и о возможности показать его оперу на Марсе.

— Гамма, в афише фигурирует слово медиа. Что это означает?

— Медиа — значит, что действие будет проходить при участии технических средств. В данной ситуации вместо симфонического оркестра мы будем пользоваться средствами виртуального. Вместо декораций у нас будет видеоряд: мы берем сочетание электроники, визуального искусства, объединяя с живым исполнением певицы.

— Вы сразу нашли исполнительницу главной роли?

— У меня уже 10 лет существует небольшая оперная группа «The WHOpera», которая, в основном, исполняет мою музыку. Корил Прочноу является членом этой небольшой группы, и она с удовольствием решилась взяться за партию Фриды. Корил необыкновенная певица с потрясающими вокальными данными и большим голосовым диапазоном. Кроме того, она владеет обширным репертуаром: выступила солисткой в Девятой симфонии Бетховена, поет Доницетти и Верди, исполняет партию Тоски и солирует в его Реквиеме…

— Как вам пришла идея написать оперу о Фриде Кало?

— «Фрида Кало. Любовные письма» — заключительный акт большой трехактной оперы, которая называется «Исповеди». Первая опера посвящена творчеству поэта Чарльза Буковски и называется «Женщины, алкоголь и лошади»; второй акт посвящен Стиву Джобсу — «Стив Джобс. Исповедь». Фрида совершенно феноменальная героиня жизни. В восемнадцать лет она попала в автокатастрофу, где ее прошило насквозь автобусным поручнем. Хорошо, что ее бойфренд Алекс, вытащил из нее живьем эту штуку. Потом она два года (!) лежала без движения в больнице.

В своих письмах она писала: «Мне жутко плохо, моя нога отнимается, но мне нужно работать, я люблю рисовать». Она ведь никогда не рисовала, а после аварии она начала писать картины в манере сюрреализма. Фрида не подражала никаким художникам и даже сама не знала, в какой манере пишет картины! Только когда французские мастера увидели ее картины, оказалось, что это сюрреализм! Однажды Диего Ривера сказал: «Знаешь, твои картины нужно не смотреть, их нужно петь». Узнав об этом, я понял — это же опера!

Все три акта — моно-оперы?

Да, ведь все три части — это рассказы о себе. Первая опера посвящена поэту, моему соседу, с которым мы ходили покупать пиво. Он пишет не о звездах, не о любви, а только о себе. Все три героя говорят о себе, это действительно интересно.

Сегодня вы представите только одну, последнюю оперу из трилогии. Подразумевается ли, что когда-нибудь в один вечер будут исполнены все три?

Да, конечно. Вы идете на поп-концерт и слышите двадцать песен, каждая из которых имеет свой собственный сюжет, настроение, и вас это не беспокоит. А почему бы это не сделать в опере? Показать в один вечер три оперы, совершенно не связанные ничем. Вот это моя идея.

Партитуры своих произведений вы озвучиваете компьютерной программой. Значит ли это, что оркестр в живом виде уже не нужен?

Я не перечеркиваю симфонический оркестр, я просто создал виртуальный оркестр. При создании программы каждый оркестрант играл по одной ноте звукоряда — до, ре, ми и т.д. И в итоге стало возможным воссоздавать звучание целого оркестра, у меня есть такая же саунд-программа Венского симфонического оркестра. Я следовал идее моего кумира Джона Леннона, они с Йоко Оно создали Plastic Band, и тут я подумал, а почему бы не создать свой пластмассовый оркестр? Я не собираюсь имитировать идеальный оркестр. Но у меня, кстати, есть и партитура для нормального живого симфонического оркестра.

Какие преимущества есть у такой оперы?

— В 2030 году мы запустим человека на Марс. Создавая компактную форму оперного спектакля, я делаю ее для будущего. Моя задача — создать мобильную оперу. Например, в Дербышках невозможно поставить классическую оперу — там нет оперного театра, а с мобильной оперой это получится. Нужны всего лишь два-три певца и компьютер, тогда оперу можно ставить где угодно, даже в деревне.

— Есть утверждение, что опера в классическом ее понимании заканчивается на «Воццеке» Берга. В дальнейшем опера как жанр умерла, вместо нее пришли синтетические жанры: мюзикл, рок-опера и т д. Вы с этим согласны?

— Если говорить о традиционной опере, то она закончилась — это сугубо мое мнение — на Пуччини. С тех пор опера в первозданном виде ушла. Композиторы начали заниматься экспериментами с формой, содержанием и т. д. Последние сто лет опера держалась в классической сфере. Я писал музыку к фильмам, поэтому в свою оперу я хочу привнести элементы монтажа, как это, например, делал в кино Тарантино. Он использовал совершенно нелинейный способ повествования: рассказы идут эпизодами, не связанными хронологией, а в конце они складываются воедино. В моей опере вместо декораций — визуальный ряд из документальных кадров жизни Фриды. Она озвучивает письма, сюжеты которых не всегда совпадают с видеорядом. Вы смотрели «Титаник»? Там все тонут, на фоне играет симфонический оркестр. Казалось бы, откуда оркестр на тонущем корабле? Но это несовпадение никого не смущает. Я подумал, что в опере это тоже будет работать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру