Новость о том, что во время археологического обследования будущей трассы ВСМ Москва-Казань, не найдено ни одного объекта, представляющего историческую и культурную ценность, датирована концом октября. Любопытно, что это единственная информация об итогах исследования, тогда как начало разведки бурно анонсировалось в СМИ.
Цель обследования, сообщил в начале сентября ТАСС директор Института археологии РАН Николай Макаров, — «выявление всех памятников, которые у нас известны между Москвой и Казанью, чтобы внести наши предложения по проектированию трассы таким образом, чтобы минимизировать воздействие скоростной трассы на состояние этих объектов».
Светила татарстанской археологи уверенно заявили: находки будут.
«По нашим предварительным прогнозам, территория должна быть не очень насыщенной, но объекты, бесспорно, есть», – заявлял директор Института археологии АН Татарстана Айрат Ситдиков в интервью порталу «Реальное время». «Если по пути следования магистрали будут обнаружены древние поселения, это, однозначно, будет весомым аргументом для корректировки проекта», - уточнял он же в интервью ТАСС.
Шанс найти места стоянок древних людей по пути следования татарстанского отрезка ВМС «достаточно велик», соглашался с мнением коллеги доктор историческим наук ФаязХузин в интервью ТАСС. «Магистраль, насколько мне известно, будет проходить по территории Зеленодольского района, располагающегося вдоль крупнейшей реки - Волги. Стоянки древних людей периода позднего палеолита в Татарстане были обнаружены как раз по берегам крупных рек», - пояснял он.
Чем объясняется такое серьезное расхождение между прогнозами и результатами исследования? Этот вопрос мы адресовали в Институт археологии АН Татарстана, однако ответа в семидневный срок не последовало.
- Однозначно сказать здесь что-либо сложно, - считаетАлександр Овчинников. – Напомню, что Айрат Ситдиков и ФаязХузин – те самые исследователи, которые пытались доказать 1000-летие Казани, до сих пор вызывающее вопросы, на которые нет вразумительных ответов. Многие проекты в казанском Институте археологии реализуется без лишнего шума. Например, недавно был проведен семинар по этногенетике. Зная, что работающих в этом направлении ученых нередко обвиняют в расизме, мероприятие провели чуть ли не в подпольном режиме. История с высокоскростной магистралью – продолжение этого ряда. Трудно себе представить изменение её маршрута, огромные финансовые издержки, из-за какой-нибудь стоянки каменного века.
Интересно услышать ответы на следующие вопросы: 1. Кто заказал археологическое изучение трассы будущей магистрали? 2. Кто конкретно провел исследования, где можно увидеть отчет (можно ли его опубликовать в отсканированном виде на сайте Института археологии)? 3. Кто заплатил за работы, когда и куда были перечислены деньги и сколько (это, ведь, не коммерческая тайна)? 4. Кто реально получил деньги?
Анализируя ответы (если они вообще будут), нужно помнить о круговой поруке, которой отличается сообщество казанских археологов. Если кто-то из них осмеливается иметь свою точку зрения, то он оказывается под угрозой обвинений в «черной археологии», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Страх – то слово, которое очень точно характеризует положение дел в современной татарстанской археологии.
Ответы – по крайней мере на часть вопросов – можно найти в открытых источниках. Айрат Ситдиков в интервью РВ сообщил: заказчик обследования будущей трассы ВСМ «Москва-Казань» на всем ее протяжении – дирекция ВСМ. Провести это обследование ее обязывает закон. Средства на обследование выделил Институт археологии РАН заказал научно-исследовательские работы Институту археологии АН Татарстана им. Халикова. Любопытно, что экспедиция длилась с 14 по 18 октября (за это время отряд исследовал 40 километров будущей трассы). Первый, намеченный на 8 октября, признан не состоявшимся.А аукцион на проведение научно-исследовательских работ на татарстанском участке состоялся 2 ноября. Выигралоего ООО «Поволжская археология», специализирущееся, по данным СПАРК, на научных исследованиях и разработках в области общественных и гуманитарных наук. 100-процентный учредитель - частное лицо. Игорь Григорьев. Он же – директор. Оперативно связаться с ним нам не удалось. Письменный запрос мы отправим в ближайшее время.
Досье МК
Археологи обследовали:
- лесные участки трассы, проходящие в непосредственной близости от карстовых озер от окрестностей с. Гари до с. Айша; берега и террасы р. Сумки – единственной реки на протяжении трассы; берега карстовых озер на открытых участках в окрестностях с. Айша; берега и террасы залуженных суходолов в окрестностях пос. Новочувашский; зелесенный участок высокого коренного берега над заливом Волжским;берега оврагов, разрезающих край верхней террасы р. Волки к северу от пос. Октябрьский, Обсерватория и Займище; территорию лесопарка «Лебяжье озеро»; залесенный участок, прилегающий с юга к группе озер и заболоченных низин в районе оз. Лебяжье; залесенный участок, прилегающий к ж/д полотну между станциями 787 км и Левченко участок в черте городской застройки, прилегающий к ж/д полотну между станциями Левченко и Казань-2.