Что и зачем продвигает «Национальную торговую марку Татарстана»

«Сделано в Татарстане»: странная история на 20 миллионов

В чём смысл новых брендов, так активно внедряемых в Татарстане? И почему за знак качества, разработанный в недрах госпредприятия, должны платить предприниматели? Прежде всего – сельхозпроизводители, которых так часто у нас поддерживают на словах? Публикуем колонку Артура Хазиева из блога «Aurupali Tatarstan-Европейский Татарстан».

«Сделано в Татарстане»: странная история на 20 миллионов
Артур Хазиев

Почти незамеченным прошло явно формальное мероприятие по награждению "лучших молочников" "Национальной торговой маркой Татарстана" в Минсельхозе. Между тем, это очень интересная история: или изначально цели всей этой затеи были довольно странными, или просто реализация указа президента была проведена в весьма своеобразным виде. И всё это - на 20 миллионов бюджетных рублей.

Началось всё с того, что в декабре 2014 года президент республики объявил о создании ГУП "Национальная торговая марка" на заседании одного из экономических советов. В итоге на прошлой неделе состоялось награждение созданными знаками качества победителей молочного конкурса "Каймак". До этого провели "Казылык" по колбасе. Ещё пять брендов "Национальной торговой марки" находятся в стадии регистрации: "Национальная торговая марка", "Свой продукт", "Честный продукт", "Юмарт", "Намус". Вы запомнили названия, прочитав их? Что это за общереспубликанский бренд, "способствующий продвижению" татарстанских продуктов, который состоит из десятка каких-то отдельных названий, которые никто никогда не запомнит?

Но это не самое интересное. Самое интересное - чем стал бренд по сути. А получили мы в итоге, оказывается, некий "знак дополнительного качества", который может получить предприниматель, заплатив за сертификацию, по информации СМИ, около 100.000 рублей.

На самом деле в мире, конечно, есть примеры дополнительных сертификаций продуктов или продвижения национальных брендов. Но наиболее эффективные из них совсем не похожи на то, что изобрели у нас в Татарстане.

Во-первых, это, конечно, сертификация экологически чистой продукции. В этом случае действительно сельхозпроизводители сами перестраивают свои производственные процессы с использованием более зелёных технологий, сами оплачивают сертификацию своей продукции, и в итоге получается не просто абстрактно продукт "более высокого качества", а предприниматели получают путёвку на реально существующую и сформировавшуюся нишу экологически чистых продуктов (более дорогих, чем обычные - за это фермер и платит). И сертификацией "зелёной" продукции занимаются фирмы, которые действительно берут за это деньги - но и не получают 20 миллионов из бюджета, потому что это бизнес. Но это отдельный случай.

Есть и второй вариант. Он заключается в продвижении национальных (местных) продуктов питания на рынках. На внутреннем - в первую очередь путём маркировки продуктов питания местных производителей на полках магазинов. Так, например, делают в Новой Зеландии (на фото - жёлтая лента снизу вдоль полок; маркируются и сами товары) - и граждане отдают предпочтение таким товарам, поскольку таким образом поддерживают экономику собственного государства. На внешних рынках также могут проводиться целенаправленные рекламные кампании в поддержку национального экспорта (все мы, например, видели по телевидению рекламу фруктов из Турции без указания какой-либо конкретной компании-производителя).

В чём смысл некоего гибрида знака "более высокого качества", татарстанского происхождения, и всего этого за отдельную плату для производителя, совершенно непонятно.

Вот, по всей видимости, именно чем-то подобным второму, новозеландскому примеру должен был стать общетатарстанский бренд. И это очень хорошая идея. Нам, действительно, нужен механизм, с помощью которого в магазине будет явно понятно, какой продукт произведён в Татарстане. Таким образом, каждый житель республики сможет без трудностей и углубления в прочтение этикеток поддерживать своё, татарстанское сельское хозяйство. Но в таком случае маркироваться этим знаком должны, очевидно, абсолютно все татарстанские продукты (за приемлемостью качества следят госорганы), и без всякой оплаты со стороны предпринимателей, раз это общенациональная программа. То, что получилось, на это не похоже. Между тем, реализация идеи продвижения национального бренда в том виде, как это понимают во всём мире, включая как маркировку, так и информационные кампании вроде "Покупай татарстанское", могли бы быть крайне полезны для нашего сельского хозяйства и с учётом нынешних кризисных явлений, и на долгосрочную перспективу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру