Еда для избранных. Ученые считают, что через пять-десять лет антибиотики станут бесполезны

Часть пятая. О том, что едят и как лечат животных в традиционном сельском хозяйстве, и что в результате едим мы

Антибиотики, бесконтрольно используемые в животноводстве, подрывают наше здоровье. В этом мнении специалисты едины. Мнения расходятся относительно того, применяют сейчас кормовые антибиотики или нет. Местные специалисты считают, что в основном – нет, во всяком случае имеется тенденция к отказу от них. По другим данным, их по-прежнему используют и угроза не миновала.

Часть пятая. О том, что едят и как лечат животных в традиционном сельском хозяйстве, и что в результате едим мы
"Если ввести антибиотик корове при каком-либо заболевании, например, при мастите, он попадает в молоко. У каждого антибиотика есть срок ожидания - через сколько дней он в молоко уже не выделяется. Но, к сожалению, это не всегда соблюдают". Фото: Андрей Григорьев.

Руфия Каримова, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии, патофизиологии и фармакологии Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана, убеждена в том, что кормовые антибиотики и гормоны роста – это зло.

- В обиходе часто говорится о том, что выращиваемым животным добавляют в корма антибиотики. Они, с одной стороны, через продукцию могут передаться и людям. А с другой стороны, как говорят биологи, все это может попасть в окружающую среду через навоз, и существует опасность того, что бактерии будут вырабатывать резистентность к антибиотикам.

- Применение антибиотиков и гормонов для стимуляции роста – это, естественно, вредно. Здесь не может быть другой версии. То, что они остаются в продукции, если их применяли животному – это факт. После применения антибиотиков продукцию нельзя использовать, пока антибиотик полностью не выведется из организма.

Как правило, какие гормоны применяют? Это половые гормоны: женские и мужские половые гормоны и прогестерон, который входит в ту же группу. Плюс какие-то синтетические аналоги этих гормонов. Если их употребляет человек, первое что они вызывают – нарушение гормональной сферы. Дополнительное поступление гормонов в нормальный организм приводит к сбою уже существующей системы. Потому что организм работает по такому принципу: если мы что-то вводим искусственно постоянно, организм перестает образовывать это сам, то есть адаптируется к тому, что есть.

Антибиотики, применяемые не для лечения – это вообще страшная вещь, в моем понимании. Здесь первое – это формирование антибиотикорезистентности бактерий и прочих микроорганизмов, которые действительно очень быстро приспосабливаются. Во-вторых, поступление антибиотика в малых дозах – а выходит, что с продуктами мы получаем как раз малые дозы антибиотиков, – наоборот, стимулирует рост бактерий. Это доказанный факт.

- Антибиотикоустойчивых?

- Да. Есть еще один момент приспособления. Не только бактерии проявляют устойчивость, но и организм приспосабливается. Антибиотики – это чужеродные вещества. Чем больше мы их употребляем, тем больше они из организма выделяются. В почках образуются транспортные системы, которые созданы для того чтобы выделять чужеродные вещества. Чем больше этих веществ, тем больше транспортных систем. К чему это приводит? Организм быстро получает антибиотики и быстро от них избавляется. То есть организм вроде бы приспособился все ненужное удалять, но если вдруг человек заболел и ему назначают антибиотик этого ряда, организм точно так же от него избавится, и лечебного эффекта не будет.

Руфия Каримова

- А что дает применение антибиотиков?

- Повышается интенсивность обмена веществ, и наращивание массы происходит гораздо быстрее, чем в естественных условиях. Так же, как и гормоны. Они анаболического действия. Мы искусственно повышаем анаболизм, отложение всех веществ. Анаболизм – это синтез сложных веществ из простых. Катаболизм – распад. Обычно все это у нас в равновесии. А здесь мы искусственно повышаем анаболизм, организм быстрее набирает массу, растет. Это так называемые стимуляторы роста. Конечно, это выгодно: быстрее получим, быстрее продадим, быстрее получим прибыль. С биологической точки зрения, неважно, малая или ничтожная концентрация – антибиотиков не должно быть вообще. Потому что маленькая концентрация еще опаснее, чем большая.

- Потому что наступает привыкание?

- Да. Потому что мы свой организм будем вот таким образом готовить. Хорошо, если этот организм проживет так, что никогда ничем не заболеет. Но где гарантия? А если вдруг что-то, какая-то инфекция? В больницах вынуждены применять огромные дозы сильнодействующих антибиотиков. С чем это связано? С тем, что уже практически не действует то, что действовало ранее.

То есть вред однозначен. Здесь не может быть каких-то споров. Это все понимают, и направление даже нашего министерства сельского хозяйства – повышение эффективности сельскохозяйственного производства без внесения каких-то чужеродных веществ, путем стимулирования обменных процессов, добавления всех необходимых макро-, микроэлементов, витаминов. Все этого необходимо для того, чтобы состояние организма животных было оптимальным, и продукция, которую из них производят - хорошей и в нужном количестве.

И, конечно, активное использование генетических методов, направленных на то, чтобы создавать те породы, те сорта, которые производят больше без каких-то стимуляций.

Таким образом, имеет место тенденция, чтобы убирать все эти стимулирующие факторы роста. У ученых нашей республики есть научные разработки. Мы - ученые стараемся предложить производителям метод, который способствует получению качественной продукции без использования гормонов и антибиотиков, причем чтобы это было экономически выгодно.

- А с птицами какова ситуация? Ведь в быту мы больше не столько про коров наслышаны, сколько про птиц.

- Я знаю точно, что есть ряд птицефабрик, которые не применяют антибиотики и гормоны. В частности, в Ульяновской области – с кем мы работали.

- Они точно не применяют или декларируют, что не применяют?

- Точно не применяют.

- И как они обходятся без них?

- С правильной балансировкой рациона, с правильным подсчетом всех питательных веществ в зависимости от возраста цыпленка.

- Экономически для них это не более затратно получается?

- Нет, не более затратно. Есть еще одно направление, которое сейчас активно разрабатывается. Оно направлено на использование отходов пищевой промышленности.

- И на свалку это не попадает.

- Да, к тому же это не валяется. То есть можно найти варианты, чтобы не тратить много денег. Но тут, конечно, много «но». Во-первых, надо наладить логистику. Ведь производитель, скажем, масла не заинтересован в том, чтобы свои отходы отвозить на птицефабрику – он с таким же успехом может их выкинуть. Как правило, у нас все в это и упирается. Это проблема. Кто-то это начинает, идею продвинули, доказали эффективность, статьи опубликовали, производители вроде тоже на какой-то момент довольны. А потом раз – и все утихло. Думаешь, а почему? Ну вот…Ну а как? Оттуда надо привезти…В общем, какая-то ерунда. Мне кажется, не хватает просто элементарной организации, чтобы все это наладить. Идея-то стара, как мир. Ничего нового здесь придумывать не надо. И рекомендации есть. Если открыть публикации ученых, то можно найти столько статей и столько рекомендаций, что просто бери и применяй. Может быть, кто-то должен этим заняться. Здесь, наверное, есть еще несогласованность: производители отдельно, наука отдельно. Но у нас в этом плане, я считаю, нормально, потому что министерство сельского хозяйства татарстанское требует от нас именно совместной работы. Чтобы мы не просто здесь сидели, а конкретному хозяйству давали конкретные рекомендации. То есть они нас объединяют.

- Как вы относитесь к идее органического сельского хозяйства?

- Я не могу рассуждать о применении минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Не знаю, какие урожаи можно получать без них. Что касается животных, если взять этап, когда мы их кормим и добавляем в корм что-то, я, конечно, сторонник того, что балансировать рацион надо. То есть если не хватает каких-то микро-, макроэлементов, естественно, мы должны их вводить. Но не должно быть ничего чужеродного: гормонов, антибиотиков, стимуляторов роста, еще, может быть, каких-то веществ, потому что это уже не оптимальное функционирование организма.

А идея о том, чтобы начать с почв и выращивать продукцию с необходимыми макро- и микроэлементами, мне нравится. Если не хватает какого-то элемента, есть же растения, в которых его больше. Можно избирательно кормить этой травой и ее сеять. И соответственно корова будет давать молоко, где содержится больше этого элемента, а человек употреблять. А то, что поступает в организм с продуктами, то есть органического происхождения, безусловно, полезнее, нежели в виде таблеток.

- Почему?

- Это элементарно. Возьмем, к примеру, селен, которого в республике недостаточно. Тот, что органического происхождения, уже связан с аминокислотами, то есть находится в составе аминокислот. Мы приняли – аминокислота встроилась в белок и уже функционирует в нашем организме. А если неорганический – это касается всех неорганических соединений, - там очень зыбкий момент всасывания. То есть не факт, если мы приняли эту дозу, то она в кровь попала. Она может транзитом уйти. Потому что это зависит от многих факторов: какие белки, переносчики, что они берут, что не берут.

Аминокислоту они в любом случае берут, потому что это белок, и необходимые транспортеры имеются в организме. У нас ведь для того чтобы что-то затащить в клетку, существуют белки-транспортеры. Если они в клетке есть, тогда они берут. Если нет – их надо искусственно синтезировать. А чтобы синтезировать, организм долго должен приспосабливаться к тому, что к нему поступает. Поэтому любое органическое быстрее проходит, быстрее усваивается, быстрее попадает в клеточки в нужные нам органы, чем, например, неорганическое, не знакомое организму вещество, пусть даже содержащее тот же самый элемент.

Константин Папуниди, доктор ветеринарных наук, профессор, заместитель директора Федерального центра токсикологической, радиационной и биологической безопасности по научно-исследовательской работе приветствует идею развития органического сельского хозяйства. Даже без кормовых антибиотиков корма в традиционном сельском хозяйстве, по его мнению, могут содержать целый букет опасных веществ. Среди них микотоксины, диоксины, пестициды, тяжелые металлы и радионукиды. Кроме того, и антибиотики, используемые исключительно в лечебных целях, продолжают оставаться проблемой, поскольку могут передаваться в конечную продукцию.

Константин Папуниди

- Кормовые антибиотики в России не применяют, наверное, уже лет двадцать. Если кто-то и применяет, то это незаконно. В основном антибиотики попадают при лечении животных. Если ввести антибиотик корове при каком-либо заболевании, например, при мастите, он попадает в молоко. У каждого антибиотика есть срок ожидания - через сколько дней он в молоко уже не выделяется. Но, к сожалению, это не всегда соблюдают.

Длительное применение антибиотиков привело к повышению устойчивости или резистентности животных к ним. Многие антибиотики сейчас уже не действуют. Хотим мы этого или не хотим, но через пять-десять лет антибиотики, наверное, вообще исчернут. Они будут бесполезны. Уже появились новые расы, новые виды микроорганизмов, которые устойчивы к тем антибиотикам, которые сегодня применяются.

- Когда сейчас лечат животных с помощью антибиотиков, это вообще действует?

- Чтобы правильно лечить, необходимо взять пробы и определить, к каким антибиотикам микроорганизмы более чувствительны. А потом их применять. А не так, что животное заболело – применим пенициллин, тетрациклин и так далее. Так не должно быть.

- В действительности как это происходит? Неужели они исследуют каждое животное?

- Не всегда исследуют. Чаще не исследуют.

- То есть применяют то, что привыкли применять?

- Так и есть.

- А в органическом сельском хозяйстве чем заменяются антибиотики?

- Есть растительные препараты, которые могут применяться. Есть так называемые пробиотики, которые нормализуют микрофлору желудочно-кишечного тракта. Есть иммуномодуляторы, которые повышают резистентность организма. Там целый комплекс.

- Как я поняла, сейчас в традиционном сельском хозяйстве в кормах по большому счету ничего страшного нет.

- В кормах не должно быть, если корма доброкачественные, если в них нет микотоксинов, в первую очередь, тяжелых металлов и других препаратов, которыми обрабатывают посевы. В прошлом году к нам поступило очень много обращений в связи с тем, что пчелы гибнут. Мы проводили анализы. Обрабатывают поля от вредителей пиретроидами (синтетические инсектициды – прим. автора) или фосфороорганическими препаратами, а там – пасека. Естественно, и пчелы погибают. Заодно и загрязняются корма. А такие корма употребляют животные.

- А что дальше? И в нашей продукции все это останется?

- Метаболиты микотоксинов передаются к нам в пищу. Это проблема мировая, не только у нас. И ущерб от микотоксинов очень большой. В Америке, по различным данным, он составляет до 25 миллиардов долларов в год.

Микотоксинов сейчас очень много. Например, в дождливый год в кормах образуются грибы, а грибы вырабатывают токсины. Животные поедают эти корма.

Мы, кстати, делаем мониторинг и по республике, и по другим регионам, на содержание в кормах микотоксинов, пестицидов, пиретроидов, тяжелых металлов: мышьяка, свинца, ртути. Тяжелые металлы могут попадать в корма в основном в загрязненных районах, а у нас – там, где добывают нефть. На радионуклиды проверяем и диоксины. Диоксин – один из самых опасных ядов, который синтезирован человеком. Недавно в консервах, кажется, рыбных из Прибалтики, по данным Роспотребнадзор, был выявлен диоксин, в несколько раз превышающий норму. Были также случаи обнаружения диоксина и в свинине, и в птице бельгийской.

- Как диоксин попадает в корма?

- Во-первых, в результате выбросов с заводов, которые производят хлорорганические препараты. Во-вторых, вся синтетика (постукивает по обшивке стен кабинета – прим. авт.) – а ее очень много сейчас - при возгорании выделяет диоксин. Он выделяется на свалках в случаях возгорания. Даже при сжигании соломы: в стерне соломы, когда применяют некоторые удобрения, тоже может образовываться диоксин. Во Вьетнаме (после войны с США – прим. авт.) до сих пор люди – уже несколько поколений – страдают. Тогда ведь применяли оранжево-желтую смесь («Агент Оранж» - прим. авт.). А в ней был диоксин. Он очень стойкий, разрушается только при 1200 – 1300 градусах.

У нас - и по Татарстану, и по Россия в целом - по диоксину исследований нет. Всего в стране, наверное, пять-шесть лабораторий, в том числе у нас в институте – которые его определяют. Надо бы, конечно, провести исследования, чтобы знать, в каких количествах что содержится.

- Органическое сельское хозяйство застрахует нас от этих вредных веществ?

- При органическом сельском хозяйстве корма должны быть доброкачественные. Если корма нормальные, если ограничивается применение антибиотиков для лечения животных, тогда мы получим нормальную животноводческую продукцию.

P.S. Кормовые антибиотики в России по-прежнему применяют

Поиск информации о кормовых антибиотиках в сети интернет после обнадеживающих заверений местных специалистов погрузил меня в уныние. Как оказалось, их в России по-прежнему производят, активно применяют и регулярно обнаруживают - в кормах, в мясе, молоке и яйцах.

Весьма показательны в этой связи сообщения, которые по результатам исследований проб пищевой продукции публикует на своем вебсайте «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ФГБУ «ВГНКИ»).

Так вот сообщения о выявлении антибиотиков и прочих лекарственных препаратов в пробах молока, молочной продукции, птицы, свинины, яйцах, меде или кормов отечественного и зарубежного производства появляются там с впечатляющим постоянством.

К примеру, 29 июня и 13 июля сего года ВГНКИ сообщал, что в 100 процентах проб российского молока (10 из 10 образцов) выявлены антибиотики тетрациклиновой группы, а в 90 процентах проверенных российских кормов (9 из 10 образцов) обнаружен антибиотик тиамулин.

Ну, а если пролистать сообщения ВГНКИ даже за последние два года, становится понятно, что такие сообщения не исключение, а правило.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 11 ноября 2015

Заголовок в газете: Еда для избранных

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру