Активисты ОНФ ждут ответа от ФСБ

Как деление властью предпринимателей на любимчиков и изгоев превратилось в угрозу государственной безопасности

В местное управление ФСБ обратились участники форума ОНФ «За честные закупки» в Самаре. Поводом стало затянувшееся молчание здешних правоохранительных структур, в том числе – антикоррупционного ведомства при губернаторе. Делегаты уверяют, что вскрыли масштабную коррупционную схему, которой стражи закона почему-то не спешат давать юридическую оценку.

Как деление властью предпринимателей на любимчиков и изгоев превратилось в угрозу государственной безопасности
С помощью ОНФ Борис Пантелеев уже разоблачил одну сомнительную схему чиновников. Фото автора.

Делегатами форума ОНФ «За честные закупки» в Самаре оказались представители торгового дома «Локомотив» из Казани. Наша газета уже описывала конфликт этой компании с главой Большеглушицкого района, который умудрился втянуть в локальные бои даже тяжелую артиллерию в лице теруправления Россельхознадзора. Последнее ведомство и пострадало в итоге больше всех. Компетентные органы – в том числе и суд – нашли в действиях представителей ведомства нарушения закона.

Однако в целом проблему это не решило, считает представитель ТД «Локомотив», правовой эксперт Борис Пантелеев. Юрист объяснил «МК», почему манипуляции чиновников на торгах и противодействие, с которым ТД столкнулся в Самарской области – одного поля ягоды. В обоих случаях можно усмотреть принцип деления бизнеса на «свой» и «чужой». Со всеми вытекающими из этого последствиями.

- Борис Николаевич, в деятельности ОНФ, как я понял, вы участвуете не впервые...

- Я являюсь активистом ОНФ, конкретно - проекта «За честные закупки», уже около года. Зарегистрировался в связи с обращением о сомнительном тендере, которое мне поступило. Я зарегистрировался на сайте «За честные закупки», описал факт - и тендер был отменен. Появилось доверие к проекту, и с тех пор я за ним слежу. Поэтому, когда пришло приглашение в Самару, наша команда туда выехала.

Тем более появились новые поводы посетить это мероприятие.

- Какие?

- Эти поводы касаются конфликта ТД «Локомотив» и администрации Большеглушицкого района. Но сначала, для лучшего понимания ситуации, сделаю небольшое отступление. Для успешной борьбы с коррупцией важны три обстоятельства.

Первое – возможность быть услышанным.

Многие люди хотели бы сообщить о подобных фактах, но не уверены, что их заявка дойдет до адреса и будет проведено разбирательство. Есть разные способы побуждения людей к активности. Ящики для обращений, телефоны доверия, но новейший, конечно же – Интернет. ОНФ создал специальный сайт, с подсказками, комментариями. Все моменты максимально оптимизированы. Я доволен тем, что увидел. Тем более, как я уже сказал, мне лично удалось проверить на практике, что система работает.

Второй момент. Важно, чтобы обращение не осталось без рассмотрения, была видна реакция со стороны правоохранительных органов. И как раз мы сейчас в такой ситуации находимся, когда заявление по поводу коррупции есть, оно услышано, оно зафиксировано, но по нему нет никакой надлежащей реакции и расследования.

И третий момент. Если обращение дошло, если провели проверку, нужно, чтобы по ее итогам вынесли адекватное процессуальное решение.

Но мы видим, к сожалению, по огромному ряду явно коррупционных дел, что происходит либо амнистия, либо правоохранительные органы требуют условного наказания, либо вообще происходит прекращение уголовного дела.

И, собственно говоря, за коррупцию, как таковую, очень мало кто реально из высокопоставленных чиновников отбывает наказание. Если верить статистике, главные коррупционеры у нас в стране – врачи с учителями.

Теперь – непосредственно о нашем деле. «Торговый дом «Локомотив», который вёл свою хозяйственную деятельность на территории Самарской области, столкнулся с недвусмысленным предложением поучаствовать в коррупционной схеме, проигнорировал это предложение, от которого, как считали, нельзя отказаться, и в результате сейчас по полной программе огребает от административного ресурса.

Мы обращались за помощью к губернатору и в правоохранительные органы. Но выяснилось, что сложности возникают еще на стадии обращения! В отличие от той же Республики Татарстан, где есть несколько каналов первичного обращения по факту коррупции, в Самарской области нет, например, приемной на уровне главы области, куда люди могли бы просто прийти и пожаловаться на проблему.

- Да, но в Самаре есть целое управление по противодействию коррупции при правительстве области.

- Формально оно есть, но фактически оно вообще не ведет приема граждан.

- ?

- Чтобы туда попасть, нужно подать заявление письменного характера, а дальше уже решат, принять это заявление к рассмотрению или нет. На нашу попытку личной встречи никак не отреагировали. Мы не смогли попасть в антикоррупционное управление на прием. А когда мы подали туда заявление, они отреагировали очень своеобразно. Письмо нам прислали на гербовой бумаге – внешне очень красиво оформленное – но по существу все свелось к тому, что они разделили наше обращение на две части.

Часть, касающуюся, как мы считаем, коррупции со стороны главы администрации Большеглушицкого района, отправили на проверку в полицию, а другую часть, касавшуюся Россельхознадзора, перенаправили в другую инстанцию. То есть по сути они выступили в роли не то сортировочного, не то передаточного пункта. Они не посчитали нужным взять дело на контроль и отслеживать, чем же всё это закончится.

В результате мы один раз написали заявление, потом - еще раз и еще. Последнее обращение с нашей стороны было 18 февраля.

И до сих пор – а прошло 4 месяца! – мы не имеем никакого ответа, чем же там дело закончилось, есть там вообще коррупция или нет. Мы согласны на любой ответ. Пусть хотя бы скажут, что, мол, никакой коррупции тут нет, всё у нас нормально, всё замечательно, а вы, уважаемый ТД «Локомотив», возводите напраслину на достойного человека.

- Похоже, и фактов, на которые вы указываете, предпочитают не замечать, и ручаться за главу района никто не хочет. Неужели все государственные органы держат вас в неведении?

- Мы получили из прокуратуры подтверждение, что Россельхознадзор проводил проверки с нарушением законодательства. Мы получили решение суда Советского района Казани, что глава Большеглушицкого района необоснованно обвинил нас в нарушении законодательства, и в его иске было отказано. Но это же частности!

Мы-то ставили вопрос о наличии коррупционной схемы. Масштабной, работающей уже давно и позволяющей ежегодно похищать из бюджетов госкорпораций и государства сотни тысяч или даже миллионы рублей - под предлогом восстановления плодородного слоя в тех зонах, где никакой сельскохозяйственной деятельности не ведется и не должно вестись по статусу. И вот на этот вопрос мы до сих пор никакого ответа не получили.

Хотя на эту тему было уже несколько публикаций в федеральных изданиях, включая ваше, и понятно, что проблема такого рода существует. Мы провели свое независимое расследование и установили этот, как мы считаем, очевидный факт. Но правовая оценка этому так и не дана. Мы считаем, что это ненормально.

- А что коллеги из ОНФ думают по этому вопросу?

- Этот факт мы обсуждали в ходе дискуссий по секциям форума ОНФ в Самаре и получили поддержку от коллег. С учетом этого мы подали два заявления от имени делегатов форума. Одно – начальнику управления полиции Самарской области.

Там как раз произошла ротация. Предыдущий не слишком пытался увидеть коррупцию там, где она, очевидно, есть. Надеемся, новый будет присматриваться к подобным обращениям более тщательно.

Поскольку мы не получили надлежащего ответа от правоохранительных органов, мы считаем, что они как-то задействованы в этой коррупции, и это уже вопрос госбезопасности. Мы обратились в областное управление ФСБ с заявлением, где указываем, что отсутствие реакции правоохранительных органов, мягко говоря, настораживает.

Надеемся, наша ремарка о том, что дело находится на контроле в ОНФ, возымеет действие, и отношение к нашему заявлению будет более серьезным.

- В какой срок вы на этот раз рассчитываете получить ответ?

- Поскольку все первичные документы были нами предоставлены, а проверка продолжалась уже длительное время, мы теперь рассчитываем в десятидневный срок, как это положено по закону, получить постановление либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о возбуждении уголовного дела именно по факту коррупции.

Если решат возбудить уголовное дело, мы готовы активно сотрудничать со следствием, а если откажут – мы намерены обжаловать отказ в суде. Наша фактура позволяет это делать.

- Не вполне ясно, как именно ваш случай увязывается с закупками.

- Тут вот какая связь. В случаях с госзакупками мы часто видим, как чиновники создают ряд дополнительных, заведомо невыполнимых препятствий, чтобы отсечь от торгов «чужой» бизнес, и подключить аффилированные структуры или тех, кто готов делиться.

В частности, на форуме приводились примеры, когда контракт на закупку составляет более 50 страниц, а срок на подписание составляет…

- …Несколько дней.

- Не дней - часов! Это всё для чего? Чтобы отстранить честных бизнесменов, и передать лакомый кусочек своим, аффилированным фирмам.

И мы столкнулись с очень похожей ситуацией.

Проезжая вдоль дороги по той же Самарской области, видишь, какое огромное количество строительных работ ведется на полях. Там тракторы, там тяжелая техника – да всё, что угодно! Но никто не приезжает и не актирует, как у нас, когда на протяжении недели шесть актов были составлены. Явно выборочный, селективный подход был проявлен к нам.

Выходит, кому-то можно, кто поделился. А кто пытается честно работать, отвергая участие в коррупционных схемах, собирает все шишки.

Проблема-то общая. И коллеги из других субъектов РФ соглашались: очень трудно достучаться до местной власти, местных правоохранительных органов.

Не зря в ходе форума вспомнили сахалинского губернатора. На очевидные факты губернатору активисты ОНФ указывали, начиная с 2013 года. А он никак не реагировал, замалчивал. Закончилось всё теперь уже известно чем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру