ЦИК РТ: наблюдатель должен сидеть

Членов участковых избирком Казани обучили «с учётом татарстанской специфики»

Побывав на обучении членов УИК, корреспондент «МК» с удивлением обнаружила, что ряд заявлений представителей ЦИК Татарстана расходится с требованиями закона. Помочь проанализировать ситуацию мы попросили лидера коалиции «За честные выборы» Игоря Веселова.

Членов участковых избирком Казани обучили «с учётом татарстанской специфики»

Обучали членов участковых избирательных комиссий (УИК) еще в мае. Причем не абы кто - заместитель председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии РТ Валентина Каменькова и Надежда Борисова. Правда, корреспондент «МК», побывавшая на курсах, с удивлением выяснила: закон эти уважаемые учителя толкуют порой весьма своеобразно.

В эксперты мы позвали «вечного кандидата» Игоря Веселова. Благо, за годы борьбы он успел изучить все узкие места избирательного процесса до мелочей.

Мешает или препятствует?

На обучении

Каменькова: - Очень много ставьте стульев, располагайте всех этих представителей, наблюдателей, средства массовой информации. Может прийти на участок доверенное лицо, сам кандидат. Места определяйте, чтобы они все это видели и слышали так же, как вы…

Вопрос из зала: - На каком расстоянии?

Каменькова: - Расстояния нет никакого. Они должны не мешать работе участковой избирательной комиссии. Вот они сидят, допустим, за этим столом (показывает на слайде – «МК»), спокойно ведут фото и видеосъемку на обозримом, видимом расстоянии. Председатель комиссии имеет право сделать замечание, если будут мешать процессу голосования…

Я: - Наблюдатели и представители СМИ обязательно должны сидеть или могут перемещаться?

Каменькова: - Во-первых, они должны сидеть – вы тоже же сидите… Если встали и что-то куда-то подошли посмотреть, это не возбраняется. Но не постоянно ходить и мешать работе участковой избирательной комиссии.

Другими словами, Каменькова полагает, что наблюдатели, представители СМИ на избирательных участках должны сидеть и без особой нужды по помещению не ходить. Кроме того, похоже, что между их «постоянным» перемещением и созданием помех в работе комиссии Каменькова ставит знак равенства.

Мнение эксперта

- Довод о том, что наблюдатели должны сидеть, является незаконным. В законе написано, что наблюдатель может находиться в любой точке зала и вести наблюдение откуда угодно.

На стадии подготовки к выборам мы просим, чтобы места для наблюдателей были таким образом сформированы, чтобы наблюдатель видел процесс опускания избирательного бюллетеня. Ведь все избирательные участки составлены, как правило, таким образом, что, когда избиратель подходит к урне, он закрывает спиной весь обзор, и что он кладет в урну, никто не видит. Поэтому мы просим, однако председатели комиссий за редким исключением не соглашаются с этим. В этом случае наблюдатели будут ходить по залу и именно в такое место вставать, чтобы видеть процесс опускания. Потому что нас интересует, сколько бюллетеней опускается – это раз, и бюллетени ли опускаются – два. Ну, и в-третьих, например, бывают ситуации, когда в урны избиратель опускает несколько бюллетеней, хотя каждый голосует за себя лично.

Справка «МК»

Из ответа на запрос «МК» секретаря ЦИК Российской Федерации Н.Е. Конкина:

«В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии. Содержание действий, препятствующих работе комиссии, законом не раскрывается.

Вместе с тем пунктом 12 статьи 64 указанного Федерального закона предусматривается, что наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он нарушает закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме...

Поводом к принятию комиссией решения об удалении наблюдателя из помещения для голосования может быть совершение им любых действий, нарушающих законодательство о выборах. Указанное решение принимается комиссией коллегиально, что препятствует субъективной оценке действий наблюдателя…»

На обучении

Я: - Что значит «мешает работе комиссии»? Как отделить, когда он мешает от когда не мешает?

Каменькова: - Определяет это председатель участковой комиссии, мешает он работе или не мешает.

Дмитрий Первухин, активист коалиции «За честные выборы»: - По закону – препятствует, а не мешает!

Каменькова: - Ну, препятствует. Синонимы же.

Итак, по мнению Каменьковой, мешает наблюдатель или не мешает работе комиссии - председатель УИК решает единолично.

Мнение эксперта

- Вся проблема данной ситуации заключается в том, что эта процедура абсолютно не регламентирована. И такого требования в федеральном законе, чтобы человека можно было удалить за то, что он мешал работе комиссии, не предусмотрено. Если такая ситуация существует, комиссия обязательно должна указать в своем решении, какой пункт федерального закона нарушен…

В практике Московского района существует случай, когда Артур Гибадуллин – он был тогда членом вышестоящей комиссии – зашел на избирательный участок, установил какое-то нарушение, написал жалобу и пошел к председателю комиссии эту жалобу вручать. Председатель находился в противоположном конце зала от входа. Гибадуллин прошел через весь зал и попросил председателя комиссии принять жалобу и ее зафиксировать. Председатель заартачилась. В этот момент встал другой мужчина - наблюдатель, подошел к председателю комиссии и сказал: товарищ Гибадуллин, когда шел по залу, в какой-то момент своим телом прикрыл урну. Тем самым воспрепятствовал его наблюдению за процессом голосования. И комиссия единогласно приняла решение о том, что Гибадуллин нарушил федеральный закон. Впоследствии по данным обстоятельствам он был привлечен к административной ответственности.

Это поразительный факт манипуляции! Поскольку урны (и стулья) стоят в противоположном конце, как бы вы ни пошли – в туалет или куда, вы всегда создадите помеху. Вот вам одно из оснований для удаления.

«Как хотите, так и считайте»

На обучении

Каменькова: - При раскладывании бюллетеней по пачкам (по кандидатам и партиям – «МК»), каждый бюллетень вы поднимаете, оглашаете и говорите, например: за Иванова, за Петрова, чтобы видели галочку…

Я: - Подсчет самих бюллетеней как производить? Нужно их обязательно перекладывать или можно уголком подсчитать?

Каменькова: - Перекладывать.

Однако в качестве пояснения председатель и секретарь ЦИК РТ вновь демонстрируют процедуру сортировки - оглашение бюллетеней при раскладывании их по пачкам.

Я: - Мы сначала оглашаем, да. А потом?

Каменькова: - А потом считаете: раз-два-три – можно-можно.

Дмитрий Первухин: - По закону – перекладываем.

Каменькова: - Перекладыванием, когда вы раскладываете.

Борисова:- Имеется в виду: раз - Иванов, Петров, Сидоров (вновь показывает процедуру сортировки бюллетеней). И как раз я поднимаю и так перекладываю пачки.

Я: - А потом?

Каменькова: - А потом подсчитываем. Можно.

С первых рядов: - Уголком можно?

Борисова: - Вот именно подсчет, уголком ли – нормой закона не предусмотрено.

Каменькова: - Как вам удобно, так и считайте… Уже видели, что вы оглашали, что вы переложили. Теперь раз-два-три. Я уже сказала, что если кто-то сомневается…то можно пересчитать.

Иными словами, Борисова и Каменькова убеждали членов УИК в том, что те вправе подсчитывать бюллетени в пачках путем отгибания уголков. Никакого перекладывания бюллетеней при этом, якобы, не требуется, так как еще на стадии сортировки (раскладывания бюллетеней по пачкам за кандидатов) отметки в них демонстрируются и оглашаются.

Справка «МК»

Ч.18, ст. 68 Федеральногой закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

«…бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается».

Мнение эксперта

- Для меня очень интересна такая постановка вопроса, когда два ведущих представителя ЦИК РТ говорят вещи, которые противоречат федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав». А именно в той части, которой регламентируется порядок подсчета голосов.

В моей практике бывали случаи, когда идет монотонное оглашение в строгом соответствии с законом. Притупляется бдительность, когда идет вторая тысяча бюллетеней. И бывает так, что – без всякого умысла – бюллетень попадает не в ту пачку. Есть внимательные люди, которые это видят. А есть – где это пропускается. Поэтому если дальше будет производиться подсчет отгибанием уголков и присутствующие иные лица не видят в каждом бюллетене отметки за кандидата, подсчет будет недействительным. Поскольку если такой бюллетень куда-либо попал, то такую ошибку уже невозможно выявить на стадии подсчета.

В практике бывало и так, что члены комиссии, абсолютно правильно огласив и разложив бюллетени, после подсчета путем отгибания уголков называли совершенно другие цифры, которые противоречили ранее зафиксированным на видеокамерах при сортировке. Если это злой умысел, то члены комиссии, как правило, отказывают иным лицам перепроверить правильность подсчета, указывая на то, что уже достаточно много времени, что все устали, что всем нужно домой. И пишутся те цифры в протокол, которые им необходимы. Никто иной перепроверить это не может.

Если же порядок подсчета соблюдается, подсчет за каждого кандидата осуществляется путем перекладывания, вероятность ошибки сводится к минимуму. Все члены комиссии имеют возможность наблюдать как отметки, так и считать. И поэтому разногласий у большинства никогда не будет.

Незамедлительно – понятие растяжимое

На обучении

Борисова: - Мы всем участковым комиссиям рекомендуем в обязательном порядке после итогового заседания подписанный всеми членами комиссии, закрепленный печатью, утвержденный на заседании комиссии протокол разможить и заверить…

Каменькова: - Дальше все упаковываете и везете для сдачи в архив ТИК (территориальной избирательной комиссии – «МК»). Протокол №1 для ввода в систему ГАС-выборы, документы сдаете в охраняемое помещение архива для хранения.

Молодой человек из зала: - Протокол №1 везется со всеми документами или отдельно?

Каменькова: - Вместе со всеми документами.

Молодой человек недоверчиво: - Правда? Он же незамедлительно увозится.

Каменькова: - Незамедлительно - вместе с документами.

Борисова: - Вся избирательная документация в соответствии с требованиями закона собирается, упаковывается, печатается. Вместе с первым протоколом сдается в вышестоящую комиссию.

Как видим, представители ЦИК РТ внушают членам участковых избирательных комиссий, что первый экземпляр протокола и остальная избирательная документация одновременно увозятся в ТИК.

Мнение эксперта

- Это не соответствует действительности. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» первый экземпляр протокола незамедлительно доставляется в вышестоящую комиссию. Потом избирательная документация доставляется со вторым экземпляром протокола.

Чем это подтверждается? Например, прежде чем повезти протокол, нужно составить очень много документов, актов, копии которых могут попросить члены комиссии, наблюдатели и иные лица. Если комиссия в соответствии с законом начинает выдавать все эти копии, уйдет несколько часов. А соответственно первый экземпляр протокола не будет доставлен незамедлительно в вышестоящую комиссию. Налицо факт грубейшего нарушения избирательного закона.

Более того, в федеральном законе «О выборах Президента РФ» говорится, что первый экземпляр протокола доставляется незамедлительно, а избирательная документация на избирательном участке может храниться до пяти суток. Этот закон не может противоречить федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав».

Тем самым доказывается то, что протокол и избирательная документация доставляются в различное время. И это очень важно.

Возьмем, к примеру, случай, если протокол везется отдельно. Когда члены комиссии приехали в вышестоящую комиссию, они сдают протокол в систему ГАС-выборы. Идет проверка. Если все контрольные соотношения сходятся, то на избирательном участке все, зайдя в систему ГАС-выборы, уже видят итоги голосования на данном УИКе. Более того, они могут связаться с представителем своей партии там – им сообщат: вот такие-то привезли цифры. Они берут свой экземпляр протокола – копию, которую им выдали – и сравнивают. Если цифры совпадают, значит, все правильно. А вот если они не совпадают? В этом случае вся избирательная документация находится на избирательном участке. Можно вызвать сразу следственный комитет и прямо здесь вскрыть эти мешки. Фактически совершено преступление, потому что увезенные цифры совершенно разные.

А когда уезжают одновременно и избирательные мешки, и протоколы, то получается странная картина. Я лично свидетель – в судебных делах это случается постоянно. Председатель комиссии говорит следующее: «Когда мы ехали, из нижестоящей комиссии везли документацию, я вспомнил, что мы неправильно указали цифры, то есть допустили техническую опечатку в протоколе. Мы вернулись на избирательный участок – никого уже нет. Составили повторный протокол об итогах голосования – копий уже ни у кого нет – и увезли».

Наши наблюдатели будут добиваться того, чтобы протокол и документация везлись в разное время. Они будут просить копии документов. Иного пути вынудить комиссии выполнять требования закона у нас нет.

Как всегда, черт кроется в деталях. Правда, эти детали за исключением десятка человек из нескольких сотен присутствовавших в зале, похоже, никого не интересовали. Оживление и даже гул поднялись лишь однажды - когда женщина с последних рядов поинтересовалась оплатой членов УИК, и сохраняется ли при этом зарплата на основной работе. Прояснив для себя главное, толпа людей, которые в течение ближайших пяти лет будут организовывать и проводить наши выборы, поднялась и покинула зал, не дожидаясь завершения ответов на другие заданные вопросы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру