Дело «Булгарии»: приговор обжалованию подлежит

Московский суд Казани вынес приговор всем пятерым виновным в гибели 122 пассажиров теплохода

 Главный фигурант уголовного дела и субарендатор затонувшего суда Светлана Инякина вместо 14 лет колонии получила всего 11 лет, а Яков Ивашов, выпустивший неисправное судно в рейс, попал под амнистию. Довольно мягкие наказание понесли и еще трое виновных в гибели теплохода «Булгария». Потерпевшие собирают обжаловать решение суда.

 

Московский суд Казани вынес приговор всем пятерым виновным в гибели 122 пассажиров теплохода

В том, что приговор будет вынесен по всей строгости закона, никто из присутствовавших в зале суда, которым на три дня, пока шло оглашение вердикта, стал ДК «Юность», не сомневался. Еще бы, показательный процесс, призван был отрезвить всех, кто считал, что зарабатывать миллионы можно было даже на судах, выход в рейс которых не возможно по определению.

7 июля 2014 года, за три дня до третьей годовщины трагедии, каждый из пятерых признанных виновным в гибели 122 пассажиров теплохода «Булгария» узнал сроки своего наказания. Решение суда удивило многих.

4,5 месяца за каждого погибшего ребенка

Светлана Инякина, субарендатор «Булгарии», а фактически владелец судна получила наказание в виде 11 лет лишения свободы вместо 14, 5 лет, как просила того сторона обвинения. Смягчающим обстоятельством послужил тот факт, что она сама является матерью. Все три года, пока она находилась под следствием, без материнской заботы рос ее маленький сын. Именно малолетний ребенок был ее главным аргументом в просьбе к суду об амнистии.

На «Булгарии» погибли 28 детей. За смерть каждого ребенка Светлана Инякина отсидит по четыре с половиной месяца. А если посчитать, что на борту суда находились будущие матери, то срок наказания получается еще меньше?

За три дня оглашения приговора была воссоздана полная картина обстановки, которая была создана владельцем суда. Бардак. Нарушение всех законов. К примеру, трудового законодательства. С подчиненными, как оказалось, даже не были заключены трудовые соглашения. Набирался состав без учета профессиональных знаний. Зарплата не выплачивалась в срок. На борту суда был «недокомплекст» персонала, из-за чего вместо трех смен, люди были вынуждены меняться дважды за сутки. Медицинское обследование? О чем идет речь? Из показаний свидетелей следует, что команда на судне употребляла спиртное.

Имела ли Инякина моральное право выпускать в рейс судно, которое было технически неисправным? Началом конца «Булгарии» стало 25 марта 2011 года, когда предприниматель взяла в аренду это судно. С неисправным левым двигателем, который необходимо было заменить на новый. Экономя, она приказала установить на «Булгарии» «левый», «бэушный» движок с теплохода «Хирург Разумовский». Без номера, без таблички. Именно этот двигатель и сыграет роковую роль в гибели теплохода. Из записей судового журнала станет известно, что двигатель ломался не однократно. Последний раз – за день до трагедии. На судне не работала осушительная система. Любой рейс мог стать последним. Им стал рейс под номером восемь «Казань-Булгар – Казань».

Жажда наживы привела к тому, что судно вышло в рейс с уровнем топлива «ниже нижнего предела». Из-за чего топливо в двигатели заливалось вручную, ведрами.

Освобожден из зала суда

Шоком для потерпевших стало вынесение приговора Якову Ивашову, старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра. Именно Ивашов, выдал гендиру ООО «АргоРечТур» Светлане Ивашовой положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Ивашов получил наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Но был освобожден по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ. Человек, который росчерком пера разрешил выйти в рейс хлипкой посудине, был освобожден прямо в зале суда.

Маленький человек Семенов

Пять лет колонии вместо восьми, как просило гособнивение, получил Владислав Семенов, инспектор казанского отдела Ространснадзора. Его показания во время предварительного следствия заслуживают отдельного повествования.

Именно Семенов проводил предлицензионную проверку «Булгарии» (по получении лицензии у Инякиной уже руки не дошли. – прим. «МК»). Как он ее проводил? «В крайне короткие сроки и заключение должно быть положительным», такое задание Семенову дал Ирек Тимергазеев, начальник казанского отдела Ространснадзора. Конечно, подчиненный поначалу сопротивлялся: как он мог вынести положительное решение, когда у владельца судна не было нужных документов? Тимергазеев был непреклонен: «Надо помочь. Инякина - очень нужный человек». Правда, потом Семенов отказался от своих показаний. Мол, оговорил себя и Тимергазеева, давал показания под давлением. И все же, именно эти ценные показания суд и принял к сведению при вынесении приговора.

Ирек Тимергазеев, получил 6 лет (гособвинение просило 8 лет – «МК») колонии. Как утверждали многочисленные свидетели, Тимергазеев и Инякина были хорошо знакомы. Их неоднократно видели вместе в порту, в июне Тимергазеев даже ходил в рейс до Чебоксар. Он не только употреблял спиртные напитки с владелицей суда, но и часто общался в рубке с капитаном Александром Островским.

«В конце июня - начале июля 2011 года Инякина приехала и поблагодарила Тимергазеева за то, что тот предотвратил проверку судна самарским отделом Речнадзора. Инякина сказала, что если бы не Тимергазеев, они бы запретили эксплуатацию судна», зачитывал показания судья Сергей Якунин. Как же так? Чиновник препятствовал проведению проверки? Своим подчиненным он говорил, что «это не их дело». Почему? Свидетели утверждали, что «Тимергазеев покровительствовал Инякиной».

Кому закрывать иллюминаторы?

Этот вопрос не давал покоя многим во время судебного разбирательства. При таком бардаке с личным составом проверять задраены иллюминаторы на судне или нет, должен был старший помощник капитана Рамиль Хаметов. Суд приговорил его к 6,5 годам лишения свободы. Его взяли под стражу прямо в зале суда. Все три года пока шло следствие, он настаивал расстройстве психического здоровья. Вот почему ему была выбрана мера пресечения в виде подписке о невыезде. Судья Сергей Якунин посчитал его здоровым, а на момент трагедии вменяемым. А значит, полностью отдающим отчет о происходящем в те роковые для «Булгарии» часы.

Именно старший помощник капитана принимал решение о выходе в рейс их Болгар в Казань. Он знал, что судно сильно кренится на бравый борт. Один их двигателей вышел из строя, прогноз погоды был крайне неблагоприятным. Радист получил предупреждение о надвигающемся шторме, сильном ветре до 20 метров в секунду. Высота волн достигала полутораметровой высоты. И тут вечно не закрывающиеся иллюминаторы! Именно на момент поворота «Булгарии» вода и стала поступать на судно. Как было установлено следствием после поднятия теплохода, в машинном отделении их семи иллюминаторов четыре оказались открытыми.

Вместо того, чтобы спасаться, пассажиры получили от экипажа команду «идите выравнивать судно!»

А был ли шанс на спасение? Был, посчитали эксперты. Чтобы посадить тонущий теплоход на мель, расположенную всего в двух сотнях метрах от курса, капитану Александру Островскому банально не хватило нескольких секунд.

Многомиллионный иск отозван

После окончания процесса выяснилась одна не маловажная деталь: бывший гендиректор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», Валерий Незнакин, которому принадлежала «Булгария», отозвал иск о компенсации. Почему к обвиняемым он не стал предъявлять претензии на 30 млн рублей – не известно.

В три раза оказались меньше общая сумма компенсации, которая была предъявлена пострадавшими – около 100 млн рублей.

На момент оглашения приговора не было понятно, будет ли прокуратура обжаловать решение суда в высшей инстанции. А вот потерпевшие не скрывали своего недовольство решение суда, и открыто заявили, что будут добиваться более сурового наказания виновным в Верховном суде РТ. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру