Дорожный компромат. Автохамов в Казани прищучат сами водители

Если только не побоятся выступить в роли «стукачей»

В Казани запускается уникальная система «Народный инспектор». Любой водитель или пешеход легко сможет наказать нарушившего закон автохама. Для этого нужно снять нарушение на видеорегистратор или смартфон и отправить данные на специальный сервер.

Если только не побоятся выступить в роли «стукачей»
Пешеходы тоже могут внести свой вклад в борьбу с нарушениями. Например, сообщая о сомнительной, с их точки зрения, парковке.

Систему «Народный инспектор» на днях презентовали премьер-министру РТ Ильдару Халикову активисты татарстанского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР), и получили одобрение.  Как рассказал «МК» региональный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин, с помощью созданной системы рядовые граждане смогут наказывать нарушителей правил дорожного движения. Зафиксировав, к примеру, ДТП на собственный видеорегистратор или даже смартфон, любой казанец — как водитель, так и пешеход – сможет отправить эти данные в ГИБДД. Причем, система будет принимать фото- и видеосвидетельства даже таких распространенных нарушений как парковка на газонах и в других запрещенных местах. В России пока ничего подобного не было.

Отправить видеозапись или фото можно будет как с видеорегистратора (с помощью компьютера), так и со смартфона. Вместе с сервером планируют запустить и специальное мобильное приложение. По словам разработчиков, оно обеспечит достоверность  передаваемой информации и исключит возможность подделки фотографий и видеозаписей.

Апгрейд «Гражданского патруля»

Напомним, что в 2012 году активисты ФАР РТ уже выступали инициаторами схожего проекта – «Гражданский патруль», согласно которому свидетели нарушений тоже могли сообщать об этом в ГИБДД. Но — только приехав в ГИБДД, написав от руки заявление, предоставив записи с регистратора, и дав согласие при необходимости прийти на очную ставку с нарушителем. 

Неудивительно, что в таком виде проект не получил поддержки населения.

«Патруль» тормозил уже при запуске. Мы обращались в ГИБДД и прямо говорили:  надо как-то максимально упрощать процедуру подачи жалоб для автомобилистов, а то всё забюрократизировано, и люди не хотят этим заниматься. ГИБДД прислушалось, и мы начали делать более облегченный проект, где всё максимально упрощено — не нужно заниматься бумажными делами», - рассказал «МК» Рамиль Хайруллин.

Не меньшим минусом «Гражданского патруля» было и отсутствие анонимности. Заявление, в котором были указаны все персональные данные свидетеля нарушения, видел нарушитель, проводились очные ставки – многие не без оснований могли опасаться мести. Тем более беспредельничают зачастую на дорогах как раз люди, козыряющие своими связями и положением.

В новой системе «Народный инспектор» персональные данные свидетеля нарушения будут знать только сотрудники ГИБДД, их никто не покажет нарушителю. Свои данные свидетель укажет лишь однажды - во время регистрации. После чего сможет отправлять заявки со своей учетной записи.

Каждый раз при отправке нужно заполнить заявление в электронной форме, указать в нем время, место, дату, факт нарушения.

Доказательство с GPS-подтверждением

«Народный инспектор» будет самостоятельно обрабатывать полученные сообщения, что существенно облегчит работу сотрудникам ГИБДД. Уже по результатам обработки и анализа данных полицейские решат, какое наказание заслужил нарушитель. Займет это немного времени (возможно, всего несколько часов). Затем — требование оплатить штраф или явиться в суд будет отправлено виновнику.

Проект уже сейчас вызвал массу вопросов. Например, такой: а вдруг кто-то пришлет поддельную видеозапись, в которой собственноручно изменит дату, место, номера машины? Разработчики говорят, что такое возможно, только если видеозапись сделана на обычный видеорегистратор. Но такие записи, скорее всего, система принимать не будет.

А вот съемки со смартфона и видеорегистратора со встроенными GPS подделать невозможно, уверяют специалисты.

«Мы планируем на первом этапе принимать видео только с тех регистраторов, которые оснащены модулем GPS, который сам определяет место, время и дату. Такие регистраторы защищены от вмешательств,  вручную ничего не выставишь», - заверил Рамиль Хайруллин.

Окончательный запуск «Народного инспектора» запланирован на осень, однако прием данных о незаконных парковках должен начаться раньше, уже в июле.

В ФАР РТ считают, что водители Казани поддержат проект.

50 метров, - уверен общественник.

Не всё законно, но кто возразит

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков поддержал проект. Хотя и заметил: есть  юридические препятствия. В целом пообещал инициаторам помощь правительства: «Это очень хорошая идея, и я надеюсь, вам удастся преодолеть все трудности и реализовать ее». Опрошенные «МК» казанские юристы оказались настроены скептически. Прежде чем система заработает, необходимо подкорректировать российское законодательство, объяснили они. Впрочем, есть шансы, что система заработает и без правок в законе.

Фанис Биляев, директор Казанского юридического центра: 
 «С юридической точки зрения, данные видеорегистраторов рядового гражданина, даже привязанных к GPS, всё-таки трудно будет проверить на правдивость. В отношении приложения тоже много вопросов: как оно будет защищено? Сертифицируют его или нет? Нужно, чтобы в российском законодательстве появилось соответствующее положение. Но боюсь, что если даже эти вопросы не решат, система всё равно будет работать, как это часто бывает – хотя и будет противоречить закону, чего бы мне не хотелось.
Но в целом, думаю, у проекта есть будущее. Мировое сообщество идет в этом направлении, потому что масштабы нарушений растут. Это негативно сказывается и на добросовестных участниках дорожного движения. Люди, видя, что нарушение ненаказуемо, сами начинают нарушать. Я сам с удовольствием посылал бы видеозаписи, потому что на дорогах Казани творится полный беспредел, дорожная война».

«Приучил парковаться правильно»

В казанской общественной организации Stop ХАМ, борющейся с хамством на дорогах, к проекту отнеслись критично. По их мнению, уже сегодня, набрав «02», можно сообщить о нарушении, и эффект будет.

«Когда я вижу незаконную парковку во дворе, то сообщаю по «02», там принимают заявку. Я фотографирую всё это на телефон. Буквально в течение суток мне перезванивает участковый, и я сразу с планшета на электронную почту ему пересылаю фото или видео. Он составляет протокол и передает его в исполком.  В течение недели-полутора гарантированно выносится решение. Так я около своего дома всех отучил машины оставлять на детской площадке. В принципе, всё разработано. Как гражданин РФ, ты можешь позвонить и сообщить, и сказать, что ты хочешь остаться анонимным»,- рассказал «МК» активист общественного движения Stop XAM Владимир Жучков.

Вот только, сетует Жучков, люди крайне редко так поступают, - и даже не потому, что это неудобно или требует много времени. Нет мотивации – менталитет водителей таков, что даже свидетели нарушения считают себя в этом случае «стукачами».   

Поэтому, уверен общественник, «нужно не программы создавать, а заряжать общество, чтобы люди возмущались, что их кто-то обогнал по сплошной».

«Надо больше заниматься социальной рекламой. У нас же люди считают, что ты «ментам настучал», «спалил». С теми, кто нарушает, обычные граждане вообще не хотят связываться», - объяснил «МК» Владимир Жучков.  

«Не заметит ни гаишник, ни радар»

Водители и грузоперевозчики Казани одобрили проект. По словам респондентов «МК», сегодня на дорогах происходит много таких нарушений, которые не может заметить и зафиксировать полицейский, но прекрасно видят другие водители, которых оно затрагивает и раздражает.

Поэтому если система заработает, говорят перевозчики, они не заленятся регулярно отправлять компромат в ГИБДД.

Алексей Обухов, директор транспортно-экспедиционной компании ДиСМеГ:
-
Хорошая идея.  Если не будет возможностей для ухищрений личного характера, всяких подмен, когда кто-то хочет кого-то наказать, то это очень хорошая вещь. Потому что очень часто наблюдаешь такие нарушения, которые не зафиксирует ни гаишник, стоящий в кустах, ни  радар: кто-то подрезал кого-то, не уступил дорогу. Эти нарушения возникают спонтанно, и видеорегистраторы их фиксируют, конечно. Поэтому если произойдет какой-то вопиющий случай, который меня выведет из равновесия, я не поленюсь, достану свою видеокарту и отправлю запись куда надо. Я, например, всегда, если становлюсь свидетелем аварии, останавливаюсь, и если имею мнение о том, кто прав, кто виноват, подхожу к тому, кто прав, и даю ему свою визитку. Говорю: «Если вам нужно будет подтвердить ситуацию, которая здесь произошла, то я готов быть свидетелем в суде». Новая система будет недремлющим оком как раз для тех людей, которые не хотят соблюдать правила.

Сергей Ермошин, директор транспортной компании «ГЕРТА»:
-
В Германии бросишь окурок за окно — и тут же следом едущий человек сообщает в полицию, и там уже не разбираются, наврал свидетель или нет, просто накладывают взыскание. У нас есть опасение, что разовьется институт стукачества на дороге, будут мстить друг другу по-мелкому. Чуть-чуть заедешь на газончик, какая-нибудь неадекватная бабулька достанет свой колченогий смартфон и что-то отправит. Но я считаю, что в любом случае это всё нужно. Потому что культура наших водителей оставляет желать лучшего. Нарушители скрываются, ведут себя по-хамски. У торговых центров есть разлинованные  площадки — так нет, ставят машины так, как заблагорассудится, и даже на места инвалидов. Попробуй в США поставь машину на место для инвалида — без штанов останешься. А у нас без зазрения совести здоровые мужики становятся на такие места.  Поэтому считаю, что такая система нужна, я поддерживаю. Мы все будем знать, что мы не только под прицелом людей в форме, но и в поле зрения всего общества. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру