Самые известные рынки Казани: грязь, хлеб и зрелища в виде казней

На чем погорел казанский купец Шамов

До 1917 г. Казань, как настоящий восточный город, была наполнена большими базарами. Продолжая исследовать неоткрыточную сторону 1000-летней столицы, «МК» узнал, какие торговые страсти кипели совсем недавно на месте современных улиц.

На чем погорел казанский купец Шамов
Рыбнорядская площадь.

 Самая грязная и шумная

До революции на месте нынешних площади Тукая и торгового центра «Кольцо» находилась Рыбнорядская (или просто Рыбная) площадь. Торговали здесь именно рыбой.

В 16-17 веках это была окраина Казани — низина с озерцом, окруженным болотистой почвой. Сюда стекала вода с четырех оврагов — по сегодняшним улицам Пушкина, Некрасова, Бутлерова и Университетской.

Когда в 18 веке заболоченное озеро (носившее имя Грузеево) засыпали, место стало пригодно для торговли. Потом площадь замостили и сделали дубовый желоб, по которому вода отводилась в Булак. Желоб, кстати, до сих пор сохранился под землей: пару лет назад часть дороги напротив бывшего книжного магазина «Мэгариф» провалилась и его можно было увидеть.

Продажа рыбы именно в этом месте неслучайна. Во время половодья, Булак, несколько веков назад выходивший прямо в Казанку, заполнялся до самого верха водой. Людей перевозили с одного берега на другой в лодках, потому что вода смывала все деревянные мосты через Булак.

Зато лодки, груженые рыбой, могли свободно подходить к створам, которые установили, что закрыть спуск воды в Кабан. Рыбы из Кабана доставляли к ним же. Естественно, для продажи было выбрано ближайшее место.

Торговали на площади прямо с телег, ларей, бочек, где плавала живая рыба, с рогож, который расстилали на земле. В ходу была и свежая, и соленая, и вяленая речная рыба. Зимой сюда обозами везли мороженую рыбу.

В 19 веке стаи появляться каменные дома с торговыми рядами. В угловом двухэтажном доме (на этом месте сейчас находится ГУМ) купец Докучаев открыл лавку по торговле морской рыбой, устрицами и прочими морскими деликатесами. В конце 19 века неподалеку от его лавки появился магазин с большим аквариумом, в котором плавала живая рыба.

К этому времени на базаре работали 20 ремесленных мастерских, 9 трактиров, 7 питейных заведений. Всего на самой шумной и грязной площади города торговали около 320 человек. Будущий нарком здравоохранения Николай Семашко, живший в Казани в 1890-е годы, вспоминает: «Грязь была непролазная. Я… терял галоши при переходе через площадь».

Через Рыбную площадь в конце 19 века проходила первая конка, а когда здесь соорудили рельсовое кольцо, на котором разворачивались трамваи, площадь получила своё до сих пор распространённое среди казанцев название — «Кольцо».

В начале 20 века здесь было уже много каменных зданий: доходные дома, в том числе знаменитые «Музуровские номера»; ломбард; булочная, в которой работал будущий писатель Максим Горький; трактиры. В советское время торговые ряды у площади снесли, а на её месте разбили круглый сквер и установили памятник Н. Э. Бауману. Затем это место пережило еще несколько преобразований, получая разные имена.

Место публичной казни

Между улицами Московской, Камала и Парижской Коммуны (в том числе на месте Министерства экономики РТ) располагалась Сенная площадь – яркий восточный базар, торговый центр татарской части Казани.

Во всех дореволюционных книгах о Казани площадь упоминается как одна из самых экзотических достопримечательностей. Появилась она в конце 18 века. До этого здесь находилось озеро, а рядом - древнее мусульманское кладбище, пишет журнал «Казань». Погост здесь был задолго до того, как Иван Грозный в 17 веке завоевал Казань и выселил всех татар за пределы города — тогда это был другой берег Кабана, по словам краеведов, «месте гнилое», где татары и поселились, создавая извилистые улицы и закоулки Старо-Татарской слободы.

Впрочем, русские купцы смекнули: у татарских коллег налажена связь со Средней Азией. И постепенно стали вести с ними совместные дела. В 18 веке появляются первые служивые татары, которым, с условием, что они крещеные, было разрешено селиться в районе Забулачья (сегодня — в районе улицы Московской). В основном, конечно, там селились русские купцы. Там и возникла по царскому указу Сенная площадь.

В западной части площади торговали лошадьми, в восточной — сеном. Там продавали готовые телеги, сани, оглобли, хомуты, разные поделки из дерева.

Условно площадь делилась на татарскую и русскую. Здесь имелись караульный и три питейных дома, гостиничные номера, доходные дома, бани. Известна неприглядная подробность: в 19 веке на Сенной площади производились экзекуции преступников. Но не только поэтому торговля на площади многим горожанам причиняла неудобства — здесь сильно воняло конским навозом, который по весне растекался вместе с водой по улицам. При этом самый известный немец Казани Карл Фукс был доволен, что купил дом именно на углу Сенной площади. Где еще в одном месте этнограф мог встретить сразу и татарина, и чуваша, и мордвина, и марийца?

На углу Сенной площади имел дом в конце 18 века и поэт Гаврила Каменев.

Возведение Сенной мечети в 1844 году упрочило позиции татарского населения в этой части города. Этому способствовали и пожары в русских кварталах — многие погорельцы не возвращались на свои места, а татарская часть застраивалась быстрее.

В 20 веке Сенная площадь становится местом общения татарской интеллигенции. Правда, Тукай, снимавший здесь номера «Булгар», называл её «сосредоточием алчности и невежества». Сенной базар прекратил существование в 1932 году.

Соперница Уфы

На месте улицы Шахиди, раскинувшись от нынешнего центрального рынка до железнодорожного вокзала, располагалась Мочальная торговая площадь. Этот район назывался Мокрой слободой из-за близости к заливным лугам Казанки. Места считались одними из самых грязных в Казани. Отсюда редко вывозили мусор, а городские власти проявляли равнодушие к опасному и криминальному району. Зато здесь можно было найти дешевый ночлег – без претензий на комфорт, естественно.

На площади продавали мочальные кули — старинные прообразы современных мешков из хлопка и синтетических нитей. Каждый сплетенный из лыка куль имел определенный размер, в него входило конкретное количество пшеницы или ржи, поэтому зерно продавали не по весу, а кулями. Причем продавали эти кули связками, в каждой было по сотне штук. Торговали здесь и маленькими кульками, рогожей, ковриками из грубого лыка, которые раньше клали перед входом в дом, а коврики более тонкой работы и цветные постилали на пол в доме. На площади также продавали лапти, мочалки, детские люльки, сплетенные из лыка. По продаже мочальных кулей Казань занимала второе место в России после Уфы.

 

Хлебное дело

Одно и то же место Казани с разницей в век. Улица Баумана. Там, где раньше заканчивалась Хлебная площадь, теперь - кулинария.

На месте Дома Печати на улице Баумана до революции находилась Хлебная площадь. Хлебом тогда называли не выпеченный хлеб, а зерно. Там стояли лари в несколько рядов, хозяева выставляли образцы пшеницы, ржи. Торговля шла крупная — подобрав нужное зерно, покупатель к определенному сроку заказывал по сотне или больше кулей, договаривался с продавцом, когда, как и на чем их привезут.

Были в Казани свои хлебные короли, которые осуществляли не только розничные, но и государственные поставки. Но дело это было тонкое.

Известный купец Шогин, занимавшийся хлопчатобумажными тканями (которые тогда называли китайкой), решив заняться хлебом, погорел. Дело в том, что хлеб часто вывозили с верховьев реки Белой, вокруг которой располагалось множество кузниц, мастерских по изготовлению из металла различных изделий. Для работы станков им требовалась сила воды, и чтобы она не уходила, реку периодически перегораживали. Если купец не успевал выйти на Большую воду, то оставался в верховьях Белой зимовать, поэтому хлебники строго придерживались срока. А вот Шогин один раз не успел, смог вывезти хлеб только весной, когда цены на него уже упали – и вынужден был влезть в большие долги, чтобы закупить хлеб и поставить государству. Хлебом торговал и купец Шамов, который построил Шамовскую больницу. В первую мировую войну он осуществлял крупные государственные поставки, но ему подсунули испорченный хлеб, поэтому, чтобы вывернуться из этого положения, он на свои средства построил для города больницу.

Губернатор Казани хлопотал, чтобы Шамова не привлекали к ответственности за недоброкачественные поставки.  

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала историка и краеведа Ильдара Алиева.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2013

Заголовок в газете: Торг уместен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру