Казанских велосипедистов запугивают импотенцией

Сторонникам экологичного транспорта в столице РТ ,возводят административный барьер

Попытка развить велосипедную инфраструктуру в Казани в очередной раз с треском провалилась. Более того: из глухой обороны чиновники «спортивной столицы России» перешли в яростное наступление.

Сторонникам экологичного транспорта в столице РТ ,возводят административный барьер
Власть Казани склонна воспринимать обилие велосипедистов на улицах как лишнюю проблему. Фото: Андрей ГРИГОРЬЕВ.

 Досталось сторонникам двухколесного транспорта даже от медиков, напугавших: все велосипедисты либо уже импотенты либо скоро станут.

В Казанской Ратуше 5 июня прошёл круглый стол «О развитии велосипедной инфраструктуры в Казани». Инициатором его выступил депутат Казгордумы, известный предприниматель и популяризатор велосипеда Ильдус Янышев.

Озвученные им данные впечатляли. В Нидерландах, сообщил Янышев, до 27% перемещений людей приходится на велосипеды. Упомянул он и отечественный опыт, сообщив о планах властей Москвы и Санкт-Петербурга по оборудованию городов велостоянками и системой велотакси. Учитывая, что в Казани сегодня инфраструктура для велотранспорта представлена разве что «кустарными» пунктами проката в парковых зонах, описание вышло удручающим. Для столицы Татарстана.

Набережные Челны решают проблему…

Выступление представителя челнинского исполкома Радмира Беляева повергло казанских чиновников в глубокую задумчивость: Набережные Челны за последние годы превысили европейскую норму велосипедных дорог на душу населения.

Город сегодня имеет более 140 километров велодорог при количестве населения чуть более полумиллиона. А большинство социально значимых объектов города оборудовано велостоянками. И это притом, что соответствующая программа была разработана только в 2012 году. И никакой Универсиады с её спонсорами и инвесторами челнинцам не понадобилось. К финансированию строительства велосипедной структуры активно привлекаются предприятия и предприниматели города.

Только в пунктах проката Набережных Челнов находится более 2500 велосипедов. А в последнем городском марафоне приняли участие более 10 тысяч человек.

Автор статьи не раз бывал в Набережных Челнах и вынужден признать: в докладе чиновника нет никаких преувеличений. Разве что сложно проверить такую информацию: согласно предоставленным Беляевым статистическим данным, в Челнах регулярно пользуются велосипедом до 100 тысяч человек (почти 20% населения). Впрочем, при посещении города на Каме и эти цифры выглядят правдоподобно.

…А Казань ищет отговорки

Собственно, все позитивные эмоции кончились с выступлением челнинцев. Далее началась пьеса в жанре трагифарса. Складывалось впечатление, что вместо обсуждения вопроса «как создать в Казани инфраструктуру для велосипедистов», представители казанской администрации собрались на конкурс под названием «кто лучше объяснит, почему этого не нужно делать».

Выступление первого зама начальника Управления архитектуры и градостроительства Рената Мустафина можно было бы свести в одну фразу: «Чёткой и ясной программы программы пока не родилось, а генеральным планом велосипедные дорожки не предусмотрены».

Дальше уже можно было ничего не говорить. Перечисление дорожек, которые «прорабатываются», тоже не порадовало. Во-первых, сроков «проработки» вопроса озвучено не было. Во-вторых, без единой системы велодорожек, связывающих районы Казани между собой, толку велосипедистам всё равно не будет.

Еще один показательный момент. Со стороны казанской «сборной» в какой-то момент прозвучало уверенное: «Да кто из предпринимателей будет вкладываться в пункты проката?!»

Вот так. За казанских предпринимателей уже всё решили.

«Все велосипедисты – импотенты»

Более чем забавно было слушать и чиновников от медицины. Вроде бы они должны быть обеими руками за развитие велоспорта. Но…

Выступление начальника научно-методического отдела медицинского обеспечения и контроля Центра спортивной подготовки Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму РТ Константина Романова было осторожным.

Он начал говорить о травматизме среди велосипедистов и проблемах неправильно подобранного снаряжения. «Если вам нужна массовость, то это требует серьёзных мер безопасности». Верно. Только речь-то идёт об инфраструктуре, а не о мероприятии для детей. Почему бы тогда водителей автомобилей не отправить ездить на огороженный стадион? Это же – фактор риска на улицах! Источник травматизма! В Европе и Набережных Челнах задумываться не стали, а сделали дорожки, обособленные от проезжей части и, по возможности - от тротуаров.

Ещё крепче «приложила» велосипедистов профессор кафедры неврологии КГМУ Фарида Тахавиева. Она, ни секунды не сомневаясь, принялась озвучивать «объективные трудности» развития велосипедной инфраструктуры. В частности, в её докладе прозвучали тезисы, что и в Европе велосипед развит не везде, и рядом с велосипедными дорожками скорость на европейских дорогах снижена, и польза-то от езды на велосипеде ниже, чем от ходьбы… и вообще, по мнению некоего специалиста из Бостона, «50% велосипедистов – импотенты, 50% - будут страдать импотенцией».

Извините, господа, но это можно сказать про любого мужчину, на велосипеде он или - нет: 90-летний «казанова», это, знаете ли из области фантастики. Впрочем, кого это интересует, «авторитетное мнение» уже подхвачено прессой. После такого заявления (весьма оживившего сонную атмосферу мероприятия), вскользь упомянутые данные, что «использование велосипеда снижает риск избыточного веса у детей» и «польза от использования велосипеда превышает риски» смотрелись откровенным издевательством и формальностью: зерно упало в плодородную почву.

 

«Все в сад!»

Собственно, смысл остальных выступлений сводился к банальным «отмазкам»: «Велосипед - это не транспорт, а вид отдыха. У нас слишком суровый климат, от велосипеда много травм, причём больше – среди пешеходов, чем среди велосипедистов. Полезная, конечно, штука – велосипед, но давайте оставим велосипедистам парковые зоны и набережные. Нечего им кататься по городу».

Удобно: и в парках и на набережных строить ничего дополнительного не требуется. И землю отводить под велосипедные дорожки – не требуется. И правда, зачем? На этой земле можно что-нибудь более прибыльное построить. А то, что сейчас по самым скромным подсчётам в Казани насчитывается до 50 тысяч велосипедистов (это против 100 тысяч в Челнах), так это – мелочи. Потерпят двухколёсные.

Пожалуй, единственным действительно аргументированным (в череде чиновничьих страшилок) выглядело выступление начальника отдела ГИБДД УМВД России по Казани Рустама Ибрагимова. Его-то мотивы абсолютно понятны: человек отвечает за безопасность дорожного движения, а все проекты велосипедных дорожек, предложенные на круглом столе, представляли собой… ещё одну специальную «самую правую» полосу на дорогах Казани. Не отделённую от остальной проезжей части ничем, кроме белой полосы. Даже не двойной сплошной. Вот это – действительно фактор риска. У нас, и по автобусной-то полосе водители ездят и не оглядываются. А отвечать за сбитых велосипедистов будет начальник ГИБДД. Нет, позиция Рустама Ибрагимова хоть и консервативна, но абсолютно обоснована.

Автоград Казани не пример

А возможен ли «челнинский» вариант развития велосипедной инфраструктуры в Казани? В центре с этим действительно проблемы: старая плотная застройка. Но ведь не центром единым живёт Казань. В Кировском, Московском, Ново-Савиновском и других районах вдоль основных проспектов достаточно широкие зелёные зоны, чтобы сделать то, что сделали в Набережных Челнах. Технически – да. А практически…

Янышев и его единомышленники наткнулись на глухую стену безразличия и нежелания что-либо делать. Даже когда представителей консервативного большинства буквально ткнули носом в то, что город, втрое уступающий Казани в размерах, за какие-то год-два реализовал такую программу и имеет с неё неплохую прибыль, не считая здорового населения. А ведь ещё не говорили о мерах по развитию велосипедного транспорта в других городах Татарстана.

 

Во многих прилегающих регионах России Казань, не смотря на хвалебные реляции, Универсиаду и Тысячелетие, носит сегодня позорный ярлык «столицы деревень». Развитие велосипедного транспорта могло бы хоть отчасти переломить эту неприятную и несправедливую тенденцию хотя бы в среде молодёжи. Увы. 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 11 июня 2013

Заголовок в газете: Двухколесные, кыш!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру