Семён Якубов раскрыл "МК" тайны "Дакара"

Чем грозит новый технический регламент «Дакара» «КАМАЗ-Мастеру»?

Легко ли обойти требование серийности при подготовке гоночного автомобиля? И как попасть на ралли в качестве зрителя простому смертному? На эти вопросы в эксклюзивном интервью «МК» отвечает легенда отечественного автоспорта Семён Якубов.

Чем грозит новый технический регламент «Дакара» «КАМАЗ-Мастеру»?

 «Больше объем только у нас и у «Татры»

- На пресс-конференции, после возвращения с «Дакара», была озвучена информация, что новые технические регламенты, введённые руководством гонки, вынуждают команду «КАМАЗ-Мастер» в этом году фактически создавать новый автомобиль. Как бы вы прокомментировали такие действия руководства гонки?

- Новшества регламента в основном заключаются в ограничении рабочего объема двигателя не более 16,5 литра и снижении дымности. Само по себе требование установки двигателя меньшего объёма становится понятным, если учесть, что моторы большего объёма были только у нас и у «Татры». Больше ни у кого. Предполагалось, что это поможет снизить наш потенциал, заставить нас опуститься на ступеньку ниже и «освободить дорогу» для других участников. Но я не думаю, что соперникам это поможет. Мы готовились к этим изменениям и уже «натоптали дорогу», сейчас фактически идёт реализация ранее принятых решений. Я надеюсь, на «Дакар» наша команда поедет уже с новыми двигателями. Что интересно: каждый раз, когда нас в чём-либо ограничивали, мы, выполняя новые требования, находили решения, превосходящие по своим возможностям предыдущие. То есть нас заставляли на ступеньку опуститься, а мы в результате на две поднимались вверх. Я думаю, сейчас будет то же самое.

- Вы организатор российского ралли «Шелковый путь». Если сравнить технические регламенты ралли «Дакар» и «Шёлковый путь», то в чём их разница?

- Создавая технические регламенты для «Шёлкового пути» мы ориентируемся на регламенты «Дакара». Но при всём том, что мы – одна дисциплина (ралли-рейды), «Шелковый путь» отличается от «Дакара». Я бы сказал атмосфера другая. Сегодня «Шёлковый путь» не является бизнес-проектом, как «Дакар». Мы культивируем задачу обеспечить максимально удобные условия для участников и много внимания обращаем на спортивную часть гонки. В ходе «Шёлкового пути» создаются все условия для участия в ралли максимального количества желающих. Иногда в отдельных аспектах руководство соревнований идёт навстречу гонщикам. Но мы не допускаем преимуществ, идущих вразрез с регламентом. Таким образом, мы даём возможность всем участникам соревноваться в равных условиях.

- А если простой человек захочет побыть зрителем, как ему действовать?

- Просто приехать. Сейчас для этого сделано всё необходимое. Мы специально определяем во время разведки трассы «видовые» участки и делаем зрительские зоны. Участки огораживаются и представители правоохранительных органов обеспечивают на них порядок. Зрители собираются там (и немалое количество), и видят участок трассы, на котором перед ними проходят все машины. Как правило, это что-либо зрелищное: или брод красивый, или «песочницы». Перед гонкой мы публикуем список зрительских зон с указанием географических координат, чтобы по GPS человек мог приехать туда самостоятельно и стать свидетелем спортивного события.

«Для «Дакара» можно что угодно в сарае собрать»

- В обществе более чем популярен стереотип, что в конструкции гоночного «КАМАЗа» преобладают узлы и запчасти от импортных автомобилей.

- Интересная тема. Но я бы задал вопрос: а что необычного в использовании импортных

узлов и агрегатов? Вот, например, «Мерседес» использует… ну хотя бы дисковые тормоза, отлитые на «КАМАЗе». Если эти тормоза стоят на «Мерседесе», то машина всё равно же называется «Мерседес», а не «КАМАЗ». Сегодня на серийном «КАМАЗе» стоят коробки переключения передач ZF (Zahnrad Fabrik), в Набережных Челнах есть свой завод, который их производит. Так вот, я задаю вопрос: эти коробки ZF, которые сделаны в Татарстане, они импортные или – нет? Многие затрудняются ответить. Сразу начинает «несвязуха» появляться в голове. Коробка-то немецкая, а сделана у нас! И многое другое, что сегодня применяется на «КАМАЗе», оно тоже сделано по лицензии на совместных предприятиях. При этом иногда говорят: «Вы используете импортные детали и узлы, поэтому вы и выигрываете»… Я им отвечаю: «А соперники наши на каких деталях ездят? На российских?» У них-то стоит тем более всё «импортное». А мы выигрываем! Поэтому с этой стороны заходить с таким вопросом смысла нет.

- Но ведь по правилам на ралли «Дакар» допускаются лишь серийные автомобили?

- Серийные машины это не значит - импортные или не импортные. Это означает, что автомобили производятся серийно. Когда-то мы создали нашу конструкцию спортивной машины КАМАЗ-4911, и необходимо было изготовить партию в 15 автомобилей, чтобы она считалась серийной. Мы собрали партию 15 штук и продали. Долго продавали. Но главное – приехали инспекторы из FIA (Международная автомобильная федерация), посчитали машины, переписали их номера и мы получили допуск к участию в соревнованиях. Машина была признана серийной. Но она же серийной не была! 4911 – не серийный автомобиль, но мы выполнили условия и ездили на этих машинах. А вот дальше сложилось с точностью до наоборот: мы, освоив 4911, перешли на другую модель автомобиля, более совершенную, назвали KАМАЗ-4326VK - и эта машина стала продаваться! Её начали покупать силовые структуры, на её основе мы делаем спецтехнику, и машина стала серийной!

Другое дело, что сегодня в техническом регламенте FIA проведено расширение понятия категории Т4 (спортивных грузовиков). Категория T4 разделена на две части. Одна категория машин это грузовики, которые практически без изменений, как они продаются с конвейера, там кое-что разрешено поменять по мелочи, но в основе машина остаётся стандартной. Но есть вторая категория машин, в которых разрешено многое. Например, устанавливать раму, отличную от серийной, ставить мосты от любых автомобилей, любые двигатели. Вот сейчас ограничение для объёма двигателя сделали – 16, 5 литров. Но в рамках этого объёма – любой ставь. КПП – любую, раздаточную коробку - любую. И осталось что? Кабина. Остальное можешь собирать с миру по нитке. Да и кабина «должна быть похожа» на марку, которую ты представляешь. Даже не идентична, а только похожа! То есть получается, что со всеми этими разрешениями они позволяют собирать в сарае любую машину и выезжать на ней. То есть, требования серийности, как таковой, отсутствуют.

«Главная трудность – «звезду не поймать»

- Покинув руководство команды «КАМАЗ-Мастер», вы продолжаете активно принимать участие в её развитии. Довольны ли вы результатами команды за последние два года? С какими трудностями, на Ваш взгляд, предстоит столкнуться команде и её новому руководству в ближайшее время?

- Безусловно я внимательно слежу за событиями, но не вмешиваюсь. Я доволен тем, что происходит сейчас в команде. Реорганизация проведена успешно. И даже вот тот не очень удачный «Дакар» прошлого года, где экипаж «КАМАЗ-Мастер» занял четвёртое место, я считаю удачным, потому что любой впервые приехавший на «Дакар» человек рад, если он просто доедет до финиша. А тут ребята вплотную подобрались к подиуму. Причём – куча неприятностей была технических. Обновлённые экипажи продемонстрировали, что они ездить умеют. И они доказали это на следующий год. Весь подиум наш. Как тут не быть довольным? Мы воспитали хорошую смену, и они доказали, что могут побеждать. У них будут и неудачи, это спорт, это понятно, что какие-то неудачи будут наверняка. А сейчас трудности могут быть какие… У ребят сама по себе очень тяжёлая, сложная и ответственная работа. Я вижу только одну самую важную, главную трудность - «звезду не поймать». Если молодёжь с этим справится, то у них будет долгая и успешная спортивная жизнь. Но с ними работают, они об этой опасности знают, мы с ними эту тему не прячем под одеяло, и я надеюсь, что они смогут избежать этой проблемы.

- В настоящий момент многие из молодёжи воспринимают автоспорт через призму культивируемого западным кинематографом стритрейсинга. Как вы, профессиональный гонщик высочайшего уровня, оценили бы такое влияние?

- Как к этому относиться? Если там неопытные люди и желторотые пацаны, которым на папины деньги купили машину, им хочется показать, какие они крутые, а ездить не умеют, тогда это не спорт. Если мозгов нет, то спортсмен ты или не спортсмен, на дороге наверняка наворотишь дел. Поэтому о стритрейсинге можно говорить с точки зрения того, кто в этом участвует. При условии, что дело организовано грамотно, то почему бы и не посоревноваться? Ведь к этому привлекаются мозги, технические знания: машину надо сделать, «зарядить», создать что-то, чего у другого нет. Это – положительные моменты. Если организовано соревнование, оно также должно быть организовано правильно. Мы же тоже никого не пускаем на трассу, по которой мы едем. Трасса идёт по полям, по лесам, чёрт знает где. И если по лесам, то это грибники, ягодники, охотники, чего только ни бывает, и мы всех случайных прохожих «отсекаем». Стритрейсерам-то проще обеспечить безопасность, потому что трасса прямая в пределах видимости: отбойники обязательно нужны, потому что машина на такой резкой «динамике», бывает, становится неуправляемой, оцепление, «скорая», пожарная машина… Если соревнование правильно организовано, по-человечески, с головой, то – почему нет? А если это баловство неопытных пацанов, то это не дело. Я – против. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру