Камчатка обломала казанских экстремалов

Подробности неудачного похода: до вершины Ключевской сопки айтишники из Казани не дошли 800 метров

Шквал, лавинная опасность и цейтнот стали причинами, сорвавшими казанским айтишникам восхождение на крупнейший евразийский действующий вулкан. Последние 800 метров пытались преодолеть лишь семеро смелых из четырнадцати наших земляков.

Фото со страниц "ВКонтакте" Андрея Анисимова и Нияза Гараева

У камчатской погоды оказались свои планы. Именно в те дни, когда казанцы штурмовали вулкан, на полуостров с недружественным визитом направлялся сильнейший циклон. По показаниям синоптиков на 5000 метрах ветер разгулялся до 150 км/ч. Рассудив здраво, путешественники решили спускаться, не дойдя до вершины 800 метров.

«Ветер рвёт палатки…»

Запись на стене Нияза Гараева.

«Снег и ветер правят Камчаткой. Они решают, что с тобой будет. Какого только снега здесь нет. Твердый как камень фирн, пухляк по шею, гигантских размеров карнизы и наддувы, инкрустированный пеплом и остатками лавы, почти черный, желтоватый, в дырочку, в полоску, в крапинку. Это снег. А ветер придает снегу нужную форму и содержание. Там, где 5 минут назад были твои следы, уже сугроб. Замешкался и снова тропить дорогу. Ветер не дает деревьям расти высокими, а делает из них тощих карликов, ползущих по земле. Ветер рвет палатки и загоняет снег во все щели. Ветер решает, сколько мерзкого, черного, скрипящего на зубах вулканического пепла насыпать тебе в тарелку. Ветер научил нас запускать воздушных змеев из туалетной бумаги. Ветер выматывает тебя физически и морально. Ветер делает из следов на снегу скульптуры, выдувая пухляк и оставляя плотный. Но ненадолго. Ветер и снег - серые кардиналы Камчатки».

«В глазах у всех был ужас»

Дневник Андрея Анисимова, участника экспедиции

День первый

На 6 снегоходах, собрав продукты и газ на 8 дней, со снарягой и 14 участниками начали движение из села Ключи с высоты в 50 метров. Ранее была объявлена лавинная опасность, но в селе вышло солнышко, да и сам вулкан был хорошо виден, поэтому мы стартанули без страха.

Выехали из леса на высоту 400 метров, стало очевидно, что погода будет проблемной. Буранщики честно сказали, что забросят не до плановых 2 600, а куда смогут. В итоге нас добросили до 1600 до домика у озера Державина. 1км по вертикали нам предстояло поднимать сотни кг груза.

Домик был большой, кирпичный и весьма чистый. Мы прибрались в нем, вычистили весь снег, приготовили еду и завалились спать. Когда на улице пурга, даже холодный дом - замечательное убежище.

День второй

Утром начали делать заброску уже на своих плечах. Еду, железо, палатки потянули наверх. Пурга не прекращалась почти до конца дня. В обед небо очистилось и стали видны горы вокруг, в том числе и Ключевская. Мы добрались до 2300м, вырыли пещеры под заброску и пошли обратно в домик. Намотали примерно 12км.

День третий

Снова пурга, снова не видно ничего дальше 5 метров. После прошедшего дня Ирина Львовна и Арсений решили остаться в домике и выбираться в Ключи. Мы собрали все личное и необходимое снаряжение, пошли к точке заброски. По пути у нас была очень крутая горка, подъём на которую долгий и крайне неприятный. На ней решила отказаться от дальнейшего похода и сброситься в селе Аня. Равиль и Расим пошли проводить ее до домика к группе остающихся, а мы поперли.

К 2300 погода снова улучшилась. Мы разбили лагерь, пообедали и понесли груз заброски выше. Дотащили его до 2600. Проверили ледник Эрмана, который оказался еще промерзшим и без трещин. Спустились в лагерь и легли спать.

День четвертый

Нормальная погода! Мы поднялись всей группой в 11 человек, шли до 2600, разложили заброску по рюкзакам, которые стали почти неподъёмными, и пошли выше. Перешли ледник Эрмана и шли к дому вулканологов на 3200.

Ледник на вулкане – это скучные горы снега, покрытые камнями, пеплом и прочей гадостью из вулкана. Вид не очень красивый.

На высоте 2 800 мы встретили группу англичан, которых буранщики забросили на 2 600 накануне нашей группы. Англичане были на пафосе: с полуметровым телевиками на Nikon D3000, скитуры дорогущие и модный туристический шмот. Они рассказали, что в хижину мы все не влезем, а дует там так, что палатку не поставить. Решили ставить базовый лагерь на этой высоте.

К обеду поднялся безумный ветер. Стяжки от палаток закапывали кирпичами в снег, забивали лопатами, строили стену.

День пятый

Встали в час ночи, погода была нормальная: ветер, но без хардкора. К 6 поднялись до хижины на седловину на высоту 3200. Лена решила остаться в хижине. В 6:30 начали штурм.

Под углом в 40-45 градусов, по льду и камнепаду, с постепенно нарастающим ветром, мы поднимались на гору. Вид открывался безупречный: хорошо был виден вулкан Камень и его соседи. Уворачиваясь от падающих камней, мы доползли до 3800. Начался сильнейший ветер, страшно было вытаскивать ледоруб. На привале Мадина, Эля и Костя решили валить. Нас осталось семеро, и мы пошли дальше (шесть парней и девущка Адель, пиар-менеджер «Реаспекта» - прим. «МК»).

Расим вел нас, выбирая самые безопасные тропы, но от этого было не легче. Начались огромные трещины, лед почти не пробивался кошками, подъем постепенно переходил из фазы "ого, страшно!" в фазу "ненене!".

На привале на высоте в 4 000 мы сели обсуждать наши шансы. В глазах у всех был ужас, поэтому обсуждение было недолгим. Было принято решение спускаться - никому не хочется рисковать. Ветер по ощущениям был 70км/ч, снег, видимости никакой. Без веревки спускаться было невозможно: цепляли на ледоруб или камень и шли по ней.

Почти весь спуск нас сопровождал ветер и, когда мы вернулись на седловину, там уже была сильнейшая пурга.

Задержаться и попытаться дождаться погоды казанцы не могли. Их ждали самолет и работа.

«Димона ветер сбил с ног и покатил по склону»

Запись на стене Нияза Гараева

«Подходя к хижине я понял, что мы поступили правильно. Ветер даже на седловине дул так, как на 4000. Лена, которая ждала нас в хижине, сильно замерзла.

Начали спуск на 2850. По дороге Димона, дядю 85 кг, ветер сбил с ног и покатил по склону. Чуть травмировал ребро. Шли и молились лишь бы палатки уцелели. Там все документы и самое главное, теплая одежда и спальники.

Палатки на месте. Но погода портится. Звоним знакомым метеорологам. В Петропавловске фронт, идет с океана в нашу сторону. У нас есть 16 часов, чтобы спустится вниз, к хижине, чтобы не попасть в засаду.

Не хочется верить. Мы перли сюда через всю страну ради одной попытки? Рамиль идет в лагерь англичан. По их информации, погода будет только во вторник. Сами они готовы к худшему - у них дежурит МЧС на снегоходе, спутниковый телефон, повар, все дела. Вокруг палаток чуть ли не кремлевская стена из фирна. У нас нет столько времени. Мы не можем ждать на горе неделю. Нам только до самолета 5 дней ходу.

Ругаемся друг с другом. Никто не хочет назад, но и попасть в непогоду на высоте, в этих суровых краях, хочется еще меньше. Тем более небо затянуло, Ключевская видна на половину.

Приняли решение начинать спуск. Шли тяжело. По дороге приходилось подбирать оставленные вещи.

Всю дорогу замело снегом. По колено. В итоге дошли до хижины только в 23.00. Вымотанные, убитые. На ногах почти сутки. Растопили снег, попили чай и спать.

В 6 утра обещали снегоходы. А в 5 утра часть людей поднялись 4 км наверх, притащили брошенный вчера баул.

Снегоходов нет. Пошли на гору, позвонили. Снегоходы не могут к нам пробиться. Снега много, видимость ноль, ветер. Понимаем, что до города 30 км и нам нужно идти пешком. Слава богу, есть снегоступы.

Погода не просто дерьмо, а полное дерьмо. Ничего не видно. Идем по навигатору. Дозвонились до буранщиков, попробуют забрать нас у леса. До него по прямой 14 км, а по треку хрен его знает. Дошли в итоге до места к 19.30. Скоро приехали снегоходы. За 30 минут были на месте. Слава богу, все живы и здоровы.

Конечно, обидно, что не дошли до вершины 850 метров. Но иногда отступать лучше, чем рисковать. Выбрали этот путь. И не жалеем. Будут еще победы».

Следующая вершина, которую собираются покорить айтишники из Казани – пик Ленина, в Киргизии. По планам это должно произойти в августе.

Из досье «МК»

Пик Ленина - горная вершина, расположенная на границе Киргизии и Таджикистана. Один из «семитысячников» — высочайших вершин бывшего СССР. Одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира.

Высота: 7134 м

На данный момент на вершину существует более 16 альпинистских маршрутов. Девять по южному склону и семь по северному, но классическим считается маршрут по северной стороне через вершину Раздельная.

Классический маршрут не требует каких-то специальных технических подготовок и огромного альпинистского опыта. Из-за этого пик Ленина считается самым доступным семитысячником.