Мухинский штурмовик
Неприметный, на первый взгляд, бронзовый бюст в сквере имени Кирова уникален. Автором этого памятника советскому летчику Николаю Столярову является известный скульптор Вера Мухина, признанная выдающимся мастером XX века после создания монумента «Рабочий и колхозница».

Столяров - единственный памятник мастера в Татарстане. И одна из последних её работ. Бюст был поставлен в 1950 году, а в 1953 году Мухина умерла.
Историк Александр Овчинников пояснил «МК»: Кировский район для установки бюста выбрали не случайно. Именно там родился и провел детство и молодость будущий герой Советского Союза Николай Столяров.
Известно, что в его команде была своя техника штурма вражеских самолетов. Они могли по 20, даже 25 минут «зависать» над объектом, поэтому их атаки всегда отличались точностью. За два с половиной года участия в боях летчик-штурмовик совершил 185 боевых вылетов, лично сбил два вражеских истребителя и один бомбардировщик, пять самолетов противника уничтожил на земле и еще десять - в групповых схватках. Доставалось от Столярова и наземному противнику: на его счету 52 танка, 24 артиллерийских батареи, более 200 автомашин, до тысячи немецких солдат и офицеров. Памятник в Казани появился еще при жизни героя.
Бюст вам и руки: первый памятник, доверенный Казани
Памятник известному военному хирургу Александру Вишневскому стоит в тени переулка, под ветвями берез больничного сада (больница, кстати, тоже названа в его честь), на углу Толстого и Бутлерова. Бюст вырублен из единого гранитного куска. Выразительное лицо, сосредоточенный спокойный взгляд, но главное даже не это, а — руки врача, от мастерства которых зависит жизнь человека на операционном столе.
В Казани памятник известному соотечественнику установили к 100-летию со дня его рождения. Как рассказал «МК» автор памятника Виктор Рогожин, именно тогда, в 1973 году, впервые за историю Татарстана работа по созданию городской скульптуры была доверена местному мастеру — до этого все заказы отправляли в Москву, считалось, что местные художники не справятся.
«Вишневский был прекрасным хирургом. В памятнике я постарался передать состояние задумчивости врача, который снимает перчатки с рук после операции. Благословил меня на работу сын Вишневского, который тоже стал военным хирургом», - сообщил нам Рогожин.
А историк КФУ Александр Овчинников пояснил «МК», что именно в Казани Вишневский работал над наиболее трудными проблемами хирургии. Здесь он предложил серию оригинальных операций на печени, почках, уретре, слепой кишке, черепе и т.д. Но главное, что он искал, было новым методом обезболивания — и он-таки изобрел новокаиновую блокаду, местную анестезию. Выдающегося хирурга заметили в столице, и он был приглашен в Москву, где создал Московский институт хирургии.
«Медный дедушка» как жертва сталинизма
Памятник Державину, который стоит возле Лядского садика, имеет богатую - почти двухсотлетнюю - историю. Его по заказу казанских властей создали еще в 1846 году петербургские мастера вскоре после смерти поэта. Тогда в Казанской губернии очень гордились Державиным — и как государственным деятелем (он был министром юстиции), и как поэтом, которому благоволила царица Екатерина. Детали памятника изготавливались в Санкт-Петербурге и доставлялись в Казань на баржах. Любопытно, что Державин считал себя потомком татарских мурз, поэтому татары, уважавшие поэта, называли его памятник «бакырбабаем» (то есть «медным дедушкой»).
Увы, это не помешало уничтожению памятника в начале тридцатых годов прошлого века — министр юстиции, который, будучи еще молодым поручиком, сопровождал на казнь одного из первых революционеров Емельяна Пугачева и прославлял в одах царскую власть, не достоин такой чести, сочли коммунисты. И вот в 1932 году памятник Державину был переплавлен на металл. «Тогда его имя вообще чуть не вычеркнули из литературы», - сетует историк и краевед Леонид Абрамов.
Та скульптура, которая сейчас стоит в Лядском садике - копия бывшей, ее установили в декабре 2003 года.
Как рассказал «МК» автор памятника Махмут Гасимов, скульптуру восстанавливали по фотографиям и открыткам. Поэт сидит на возвышении в римской тоге, лёгких сандалиях и с непокрытой головой. В правой руке Гавриил Романович держит стиль, левой поддерживает лиру. На рельефе слева изображена сцена из оды Екатерине — царица сидит на возвышении, рядом с ней - музы искусства в виде обнаженных фигур. Задний рельеф — аллегория дня и ночи, которые перетягивают канат друг у друга. А с правой стороны — сцена изгнания лжи. «Эти рельефы раскрывают творчество Державина как поэта. Римская тога и сандалии, античные сюжеты — результат сильного влияния искусства Европы на Россию в первой половине 19 века», - пояснил нам Гасимов.
Молодой Володя возвысился над «сходкой»
Сегодня в Казани, к удивлению туристов, уцелели целых 16 памятников Ленину, просветила «МК» историк и экскурсовод Галина Ковалева: «Они находятся в самых неожиданных местах. На улице Щапова во дворе сталинки стоят бюсты Кирова и Ленина, возле Порохового завода тоже есть бюст Ильича».
Но наибольшего внимания, в один голос уверяют историки с экскурсоводами, заслуживает памятник молодому Ульянову напротив Казанского федерального университета, в центре так называемой «сковородки» - популярного места современных студенческих «сходок».
«Этот памятник не столько конкретно Ленину, сколько молодости и вдохновению, это символ молодежи, стремящейся к овладению знаниями и изменению мира к лучшему», - считает скульптор Махмут Гасимов.
Как известно, Володю Ульянова исключили из Казанского императорского за участие в знаменитой студенческой сходке, где он был в первых рядах. Во время жизни в Казани Ильич окружил себя книгами и просиживал за ними большую часть дня, писал рефераты и читал их на собраниях студенческих кружков, стремясь к четкости и лаконичности изложения. Его тогдашние товарищи вспоминали, как Ульянов говорил: чтобы совершить что-то хорошее, надо быть «подкованным на все четыре ноги» - и читать, читать и читать...
Молодого вождя изваял известный скульптор Владимир Цигаль. Причем не для Казани – для Москвы. Казанский Володя – копия того, столичного. Впрочем, Цигаль подарил Казани и абсолютно уникальное творение - знаменитый памятник Мусе Джалилю у Кремля, ставший одной из визитных карточек города.
Через шарашки к звёздам
Радиофизик Котельников, памятник которому установлен в сквере на пересечении улиц Ершова и Горького, был прототипом героя романа «В круге первом» Александра Солженицына. Котельников в конце 1940-х являлся научным руководителем шарашки, описанной в романе.
Шарашка — жаргонное название научно-исследовательского института и конструкторского бюро тюремного типа, подчиненных НКВД/МВД СССР, в которых работали заключённые ученые, инженеры и техники. Через сталинские шарашки прошли многие выдающиеся советские ученые и конструкторы.
«Сложно сказать, правдива ли история о Котельникове. С 1947 по 1953 гг. Котельников много организовывал и развивал Особое конструкторское бюро Московского энергетического института, где разрабатывал специальную технику. Но та ли это шарашка, и с неё ли списывал свою Солженицын, сказать не могу», - посетовал в разговоре с корреспондентом «МК» Овчинников.
Котельникова называют отцом цифровых технологий в передаче данных. Он разрабатывал системы связи, защищённые от прослушивания. Созданные под его руководством недешифруемые системы связи с успехом использовались с 1942 года для связи Москвы с фронтами. Его же разработки позволили науке продвинуться далеко в изучении космоса. Именем Котельникова названа одна из малых планет.