Глава республики считает вполне возможным пустить канатные дороги через Казанку от НКЦ «Казань» до «Татнефть-Арены» и от Кремля до железнодорожного вокзала, а также — через Волгу до Верхнего Услона. На минувшей неделе во время встречи с французским послом в России Жаном де Глиниасти Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина заинтересовал проект по использованию канатных дорог в качестве городского пассажирского транспорта, предложенный французской компанией РОМА (Pomagalski).
РОМА уже реализовала подобный проект в России — в прошлом году в Нижнем Новгороде была запущена самая длинная канатная дорога в Европе (3661 м.) - перекинутая через Волгу, она соединяет Нижний Новгород и Бор.
В мэрии города «МК» ответили, что пока не готовы комментировать вопрос о строительстве канатки. Однако сообщили, что уже создается рабочая группа, и несколько специалистов, по указанию президента, в ближайшее время отправятся в Нижний Новгород для изучения опыта использования канатных дорог в качестве городского транспорта.
Из досье «МК»
Основное назначение нижегородской канатки, запущенной в феврале 2012 года, — обеспечение альтернативного вида пассажирских перевозок в дополнение к речному такси, электропоездам и автобусам. Пропускная способность — около 500 пассажиров в час. Стоимость проезда — 50–70 рублей. В мае пассажиропоток временами стал превышать пропускную способность. На сегодня канатная дорога перевезла почти 2 млн человек. Вдохновленные успехом проекта, нижегородские власти решили не останавливаться на достигнутом — как стало известно в марте этого года, в городе может появиться еще три подобных дороги.
Воздушное сообщение «Казань – Услон»
Татарстан задумался о канатной дороге задолго до появления французов. Уже с 2006 года общественностью активно обсуждался проект строительства канатки до самого близкого к городу района Верхний Услон. Минтрансом РТ был разработан проект дороги, однако он до сих пор не реализован. На сайте ведомства в настоящее время выложено краткое описание, судя по всему, последней версии проекта. По замыслу его авторов, канатная дорога сократит путь до Верхнего Услона до 8 км., тогда как по сухопутной дороге (через мост) длина пути сегодня составляет 50 км. Канатная дорога должна включить в себя промежуточные станции на островах Маркиз и Услонские и обеспечить круглогодичное пассажирское сообщение между правым и левым берегами Волги. Должны быть построены огромные канатные вышки по всей акватории реки размерами в 70-80 метров, по которым раз в 12 минут будут передвигаться закрытые вагоны вместимостью до 100 человек. Скорость вагончиков будет до 30 км/ч. Таким образом дорога свяжет казанцев с селами и дачами, расположенными на другом берегу, а также с сооружаемым неподалёку от Верхнего Услона инновационным городом-спутником Казани Иннополисом. Для реализации проекта требуется 870 млн рублей, которые должны окупиться за счет местных жителей и туристов через 8 лет. Нетрудно сосчитать, если брать за основание нижегородские цены за проезд (70 руб.), что в год, по замыслу Минтранса, верхнеуслонская канатная дорога должна перевозить не менее 1,5 млн человек.
Из досье «МК»
В Казани уже была своя небольшая летняя канатная дорога протяженностью около 300 метров. С 1979 года она связывала Парк Горького с пляжем Вахитовского района. Имелись две конечные станции с оборотом по кругу и две промежуточные опоры. Использовались двухместные открытые кабинки с посадкой/высадкой на конечных станциях во время движения. Дорога просуществовала недолго. Из-за дефектов конструкции её закрыли уже 1984 году. Остов одной из конечных станций простоял заброшенный до середины нулевых. Его окончательно демонтировали во время реконструкции парка в связи со строительством моста «Миллениум».
«Не хватало еще людям падать с высоты!»
У жителей Казани возможное появление в городе канатной дороги вызвало, в основном, усмешку и недоверие. Зная о качестве наземных дорог, казанцы опасаются, что в кабинки канатки тем более нельзя будет сесть без страха за собственную жизнь. В интернете будущую дорогу уже с юмором окрестили «горнолыжными курортами Франции», нашлись и те, кто оценил возможность добираться до работы, любуясь окрестностями с высоты.
«Мало у нас происшествий с автобусами, столбы новые рушатся, так еще не хватало людям падать с высоты! Я не верю, что будет сделано качественно: проект, может, и французский, а делать-то будет та же рабочая сила, что и наши дороги прокладывает», - возмущенно изложила «МК» свою позицию казанский педагог Татьяна Тихонова.
А инженер Игорь Коновалов заявил: в Казани подвесные дороги не приживутся. «В Нижнем Новгороде как только ветер — сразу останавливается фуникулер, ждут, когда ветер утихнет. Потому что Россия — не Европа. У нас свой климат, и если уж под тяжестью льда электрические сети рвутся, то страшно подумать, что будет с канаткой», - подытожил Коновалов.
А вот специалисты уверены: бояться нечего. Технологии строительства канатных дорог совершенствуются с каждым годом. А главное - в условиях дефицита муниципального бюджета позволяют здорово сэкономить.
Экономнее метро и дорог
«Канатная трасса требует меньших финансовых вложений по сравнению со строительством метрополитена или автомобильного моста. Канатные дороги не требуют такого масштабного фронта земляных работ, как подземный транспорт (метро), и такого количества работающих и обслуживающего персонала, как автобусное сообщение. Для приведения в движение каната требуются незначительные электроэнергетические затраты», - просветил «МК» генеральный директор ЗАО «СКАДО» (Самарские Канатные Дороги) Александр Козловский.
По мнению генерального директора «Татстрой» Алексея Дудова, чем больше у людей альтернативных способов передвижения, тем лучше: «Я отношусь к этому положительно. Другой момент — будет ли это экономически выгодно городу. Вопрос большой. Надо считать. Но если проект реализовать, то это будет подспорьем в решении наших транспортных проблем».
Замгендиректор «Кулонстрой» Булат Абдулкин полагает, что целесообразно проложить канатную дорогу только до Верхнего Услона: «От вокзала до Кремля — восемь минут пешком, десять - на машине. Пока дойдешь до этих фуникулеров, пока дождешься — быстрее дойти пешком. Через Казанку передвигаться можно было бы, но будет ли удобно доезжать до Казанки, искать место перехода? Это пересадки, которых хочется всегда избежать. А вот через Волгу до Услона — было бы интересно. Объект дальний, речного транспорта зимой нет».
Начальник производственных работ «КазТрансСтрой» Максим Кунгурцев, который наблюдал работу нижегородских канатных дорог, не видит минусов в появлении канаток в Казани: «Нужно просто квалифицированное обслуживание. И зимой спокойно можно передвигаться. Думаю, что для экскурсионной канатки стоимость проезда не должна превышать 100-150 руб. А для обычной пассажирской линии — на уровне обычного наземного городского транспорта».
В мире канатки используют жители Нью-Йорка, Портленда, Сингапура, Гонконга и Лондона. Если Казань решится запустить канатные дороги как городской транспорт, она станет вторым подобным городом в России после Нижнего Новгорода. Правда, пока не ясно, будет ли проект реализовываться полностью на частные инвестиции или потребуются средства из бюджета. Если последнего не избежать, то, предполагают казанцы, интерес к канатным дорогам у республиканских властей продлится недолго: после Универсиады тратить деньги на необычные решения, привлекающие туристов, будет уже не с руки.
Мнение эксперта
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ:
На строительство дорог уйдут миллиарды рублей, возможно, даже не меньше десяти миллиардов рублей, но точная сумма станет ясна, когда будут созданы реальные проекты по каждому участку. Предлагаемый срок окупаемости в 8-10 лет может не устроить частных инвесторов, а это значит, что республике придётся финансировать этот проект самостоятельно или, если удастся договориться с федеральными властями, то частично за счёт средств федерального бюджета. Собственно и сам срок окупаемости в 8-10 лет пока не столь очевиден. Не исключено, что спрос на услуги канатной дороги будет не таким высоким, как рассчитывают власти, и он может увеличиться до 10-15 лет, либо придётся повышать цены на билеты, что ещё больше отпугнёт потенциальных пассажиров.
Если условия, в которых будет сооружаться канатная дорога, окажутся достаточно сложными, то её преимущества перед обычным мостом могут исчезнуть. Вместе с тем, требования к безопасности канатной дороги могут оказаться гораздо суровее, чем у моста, что удорожит её, но главное, что сама она как вид транспорта может оказаться менее привлекательной для пассажиров, чем мост. Ведь согласитесь, что вагончик, висящий на высоте, и раскачивающийся под напором ветра, не кажется таким надёжным, как тысячетонная стальная махина моста. Вопрос лишь в том, что иногда мост построить в этом месте нет никакой возможности, и канатная дорога может стать одним из путей решения данной проблемы. Действительно, пока канатные дороги для нашей страны экзотика, но планы по их развитию есть. Теоретически есть шансы на коммерческий успех дорог и в Казани, но при этом властям города и потенциальным инвесторам следует быть готовым и к тому, что проект окажется успешным в более длительной перспективе, а расходы на него могут превысить первоначальные.