Новый эксперимент РТ: юных гениев отправят в интернаты

В Татарстане создают сеть инкубаторов для вундеркиндов

10 лицеев для одаренных детей должны заработать в РТ уже с 1 сентября 2013 года. Независимые эксперты, которых «МК» попросил оценить грандиозные планы, предостерегают: конвейер по производству гениев может дать серьёзные сбои.

 

В Татарстане создают сеть инкубаторов для вундеркиндов

Справка «МК»

Проект призван поддержать талантливых и одаренных детей из сельских школ. Лицеи и гимназии-интернаты будут разделяться по гуманитарному и естественно-научному профилям обучения. Они будут располагаться в десяти городах и райцентрах Татарстана: Казань, Арск, Сабы, Актаныш, Азнакаево, Мамадыш, Буинск, Агрыз, Бавлы, Нурлат. Лицеи и гимназии создадут на базе уже действующих общеобразовательных школ. Например, в Бавлах для размещения лицея-интерната хотят использовать учебные помещения и общежитие Бавлинского аграрного колледжа. Учить воспитанников будут на трех языках — татарском, русском и английском. В школы для вундеркиндов обещают привлечь лучшие преподавательские кадры, включая педагогов Казанского федерального университета, классы – оснастить новейшим оборудованием...

Цена вопроса: сколько возьмут из бюджета? 

Как рассказал «МК» инициатор проекта, директор Института филологии и искусств Казанского федерального университета Радиф Замалетдинов, в настоящее время проект находится на рассмотрении у главы республики. Однако уже сегодня можно в общих чертах описать суть предложения.

Преподавать в лицеях будут лучшие учителя района, прошедшие серьезный конкурсный отбор и владеющие несколькими языками. А в сетевом дистанционном режиме обучением детей займутся лучшие преподаватели и профессора Института филологии и искусств КФУ.

«Для преподавания одаренным детям планируют закупить новейшие комплекты лингафонного оборудования, оснастить кабинеты по физике, химии, математике и другим учебным предметам по последнему слову методической науки и техники», - заверил «МК» Замалетдинов.

Но, пожалуй, самой уникальной чертой будущих школ-интернатов станет то, что они смогут заниматься с вундеркиндами по собственному учебному плану.

«В порядке эксперимента создаваемые гимназии-интернаты и лицеи-интернаты перейдут на новые федеральные государственные образовательные стандарты, согласно которым само учебное заведение сможет участвовать в разработке учебных планов и образовательных программ. Но уже сейчас можно сказать, что отдельные учебные предметы планируется преподавать на татарском и английском языках», - рассказал нашему изданию Радиф Замалетдинов.

Принимать детей будут с седьмого класса — именно тогда, по замыслу авторов проекта, ребенок особенно активно начинает проявлять свои способности и уже может жить вдали от родителей. Причем плату за обучение с родителей юных гениев, несмотря на заявленное высокое качество образовательных услуг, взимать не будут. Отбирать детей будут на конкурсной основе с помощью системы тестовых заданий, также учтут портфолио ребенка.

В какую сумму обойдутся все эти блага бюджету? Увы - притом, что до занятий в школах нового образца осталось уже меньше полугода – официальная информация на этой счет не озвучивается. Независимые эксперты называют разные цифры.

С учетом капитального ремонта и обновления оборудования объем инвестиций в одну такую школу может варьироваться в диапазоне от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей, назвал «МК» возможную вилку аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. А вот аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина считает, что инвестиции в проект будут не очень большими: «в пределах 700 тыс. руб за одну школу на оборудование и столько же - на обеспечение детей жильем». Ведь все лицеи, напоминает Пичугина, будут созданы на базе существующих учреждений, а это позволит сократить траты.

Гениев не любят даже педагоги

Эксперты, к которым обратился за комментариями «МК», в целом соглашаются: стандартная образовательная система уже не в состоянии удовлетворить потребности юных гениев в развитии. Но попытка собрать всех вундеркиндов в одном месте может привести к конфликтам, предостерегают они.

Елена ПАВЛОВА, директор кабинета психологической помощи «Альфа-Пси», психолог-педагог II категории: «Это сложные дети, они все уникальные и зачастую не склонны к общению. Когда в одном месте собирается куча звезд, летят искры. Одаренность просто так не дается».

Алита ГАЛИУЛЛИНА, директор школы раннего развития «Умка», практикующий специалист психологического центра «Eventus»: «Работать с одаренными детьми сложно, потому что они очень часто бывают вспыльчивые, нетерпеливые, требовательные. В классе, во дворе на них часто смотрят косо, словно на белых ворон, поэтому у многих из них есть комплекс неполноценности. Часто даже педагоги в обычных школах относятся к ним негативно, потому что очень развитые дети могут замечать их ошибки, указывать на них, поправлять. Нужно сосредоточить силы на подготовке кадров, ведь только творческий человек может воспитать творческого человека. И нужно внедрять новые технологии обучения — олимпиады, турниры, научные конференции, выставки».

Наталья РЕСНЯНСКАЯ, директор сети детских садов «Егоза»: «Сегодня общество не совсем готово к реализации подобных проектов с точки зрения подготовки педагогических кадров. Прежде всего у меня вызывает опасения уровень образования учителей. Мне кажется, что прежде чем создавать для детей подобные школы, нужно проделать колоссальную работу по подготовке учителей. Не всегда талантливый ученый может быть учителем и развивать ребенка».

Павел ШМАКОВ, директор Лицея имени Лобачевского при КФУ: «В обычной российской школе работают реально с 30-40% самых лучших детей, а двоечники-троечники считаются плохими людьми, которые образуют особую субкультуру в школах, дерутся, скандалят. Это реалии нашей страны. Но, например, идея европейского образования - в том, чтобы поднимать весь народ. Во всем мире работают снизу и охватывают 70%. И это верно, потому что чаще всего верхние о себе сами могут позаботиться. К тому же, одаренных детей, у которых айкью зашкаливает, по данным психологов, всего 2%. Во всем мире не собирают особенных детей вместе. Даже отсталые дети там учатся в обычных школах. Нужно не школы для одаренных делать, а активнее вести работу с одаренными детьми в обычных школах. Им нужно чаще ездить на научные конференции, олимпиады в другие города, страны. Но мы каждый раз с громадным трудом ищем деньги, чтобы наших детей туда послать».

Изолированы от походов за хлебом

У экспертов нашего издания возникла масса вопросов и с чисто родительской точки зрения. Многие из них в беседе с «МК» называли проект не иначе как «экспериментом». Их удивляет, что сообщения о проекте скудные и появляются только сейчас, что школы должны принять первых гениев уже этой осенью - тогда как проект даже до конца не согласован. Каким образом дети успеют подготовиться к отбору, который, судя по всему, пройдет уже этим летом? Как будут взаимодействовать педагоги лицея и преподаватели КФУ? Существует ли апробированная программа, рекомендованная к употреблению в этих лицеях? И чему такому научат в этих лицеях, чего не в состоянии дать обычная хорошая школа?

Даже целесообразность деления детей на одаренных и прочих родители ставят под сомнение. «Кто будет определять, насколько ребенок одаренный? Каков критерий одаренности?» - вопрошает Наталья Реснянская, к слову, сама мама троих детей.

«Я считаю, что в 12-13 лет говорить об одаренности или неодаренности ребенка сомнительно. В этом возрасте есть дети, познавательные процессы у которых не сформировались в полной мере, и есть дети, у которых развита склонность к одному предмету... Кого тогда считать одаренным ребенком? Подобный подход настораживает», - поделилась своим мнение мама ученицы 7-го класса, социолог, психолог Алла ПРОТАС.

Серьезную тревогу экспертов вызвала и вынужденная изоляция от семьи в 12-14 лет.

Наталья РЕСНЯНСКАЯ: «Я бы не отдала в интернат ребенка однозначно — несмотря на все удобства и преимущества. Сегодня большое количество детей, учитывая современные ритмы жизни, и так лишено возможности общения в семье. О чем бы в этих школах не говорили и какие бы там не давали знания, для будущего успеха и комфортного психологического состояния ребенка очень важно семейное воспитание. Только семья может дать ребенку ощущение уверенности в будущем. А если он пусть даже пять дней находится в интернате, а на выходные приезжает домой, то и без того минимальное общение с родителями будет сведено к нулю».

Вспомним и о том, что лицеи планируют создать на базе функционирующих учебных заведений. Как гениев воспримут их «невыдающиеся» соседи?

Алла ПРОТАС: «Как одновременно классы ребят, которых не причислили к «одаренным», будут соседствовать с интернатскими? Я считаю, что сегрегация совершенно не нужна. Надо поощрять отдельные способности, но помещать детей в изоляцию от всех прочих — не целесообразно. Изолировать их от простой необходимости сходить за хлебом... Что мы получим на выходе? Людей, которые будут очень специфически воспринимать общество, которым будет трудно вписаться в социум. Где гарантия, что потом эти дети будут востребованы обществом? Смогут ли они самостоятельно действовать дальше?»

Впрочем, знание местных реалий позволяет прогнозировать и другой сценарий. Его описал Павел Шмаков, которому уже год не удается открыть при лицее интернат, нацеленный на работу с высокомотивированными детьми. Проект получил поддержку президента республик, интернат полностью оснащен и готов принять приезжих детей, но из-за «бумажной волокиты» те вынуждены уже полгода жить не в интернате, а у казанских родственников.

«Почему у нас возникают препятствия? Потому что мы не берем никого «слева», «по звонку» – хотя у меня телефон разрывается во время набора», - объяснил «МК» Шмаков. Так что есть подозрения, что «школы для вундеркиндов» по факту превратятся в площадки для обучения детей местной элиты.

Особое мнение

С 7 лет родители не нужны

Впрочем, не все родители склонны драматизировать ситуацию. Некоторые и вовсе считают, что из-под родительской опеки детей можно выводить даже гораздо раньше, чем в седьмом классе. Тем более, если речь идет об обучении в элитной школе.

Айгуль МИРЗАЯНОВА, директор спортивного телеканала ITV: «Я считаю, что ребенок уже в 7 лет перестает быть ребенком и становится взрослым, личностью. Дальнейший процесс воспитания, на мой взгляд, уже может проходить без родителей. Если школьник попадет в среду близких себе по развитию — это хорошо. Я бы могла отдать своего ребенка в такую школу. Если бы я жила в деревне, удаленной от преподавателей высокого класса, я с удовольствием бы делегировала в такую школу своего ребенка. В14 лет ребенка можно и в Англию, и в Швейцарию отправлять учиться. В крупных городах России это практикуется».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру