В Казани водителей заставляют оплачивать «наследие Универсиады»

Парковка в столице РТ запрещена даже там, где машины никому не мешают.

Самым прибыльным наследием Универсиады оказались не спортивные объекты, а запрещающие знаки. Установленные «на время игр», они так никуда и не делись. Ведь деньги с их помощью начали грести лопатой. Вопрос, какой процент собранного доходит до казны.

 

Парковка в столице РТ запрещена даже там, где машины никому не мешают.

 С лета прошлого года на улицах Спартаковская и Айдинова действует интересная схема отъема денег у граждан. После Универсиады там «забыли» снять знаки, запрещающие парковку. И эта «забывчивость» стала весьма доходным способом пополнения не то казны, не то чьих-то персональных карманов.

Навязчивый сервис

- Вот тут, прямо на обочине перед «Баскет-холлом», я оставила свою машину и пошла в «Караван» на встречу с деловыми партнерами, - Наталья показывает мне место, где припарковалась три дня назад. – А минут через десять, когда вернулась, уже не нашла. Подумала: ну, перепутала место, всякое бывает. Нажала на автозапуск – сигнал пошел. А машину все равно не могу найти.

Наталья даже представить не могла, что её машина уже находится на штрафстоянке. Ведь радиус действия портативного брелока сигнализации – 800 метров. Раз срабатывает, значит, автомобиль совсем близко. И тут…

- Девушка, вы свою машину ищете? – окликнул Наталью незнакомый мужчина. - Так её на эвакуатор погрузили и отвезли на штрафстоянку.

Незнакомец оказался таксистом. Он тут же предложил свои услуги, заметив при этом, что без такси Наталье ну никак не обойтись. Потому как ехать придётся по трем адресам – сперва на штрафстоянку, затем в ГАИ, а затем – опять на штрафстоянку, за машиной. Что характерно, номер телефона «горячей линии» эвакуатора таксист расстроенной клиентке продиктовал с ходу.

- Вот это «сервис»! Вы представляете, у них тут все схвачено! – возмущается Наталья. - Все услуги в одном флаконе! Я была вне себя!

И возмущение лишь усилилось, когда оказалось, что штрафстоянка, на которую увезли машину, находится… на соседней улице, прямо за торговым центром «Караван»!

…Наталья рассказывает мне о своих злоключениях, а я наблюдаю. Не успели очередные клиенты зайти в «Караван», как к торговому центру подъехали сразу два (!) эвакуатора. Операция была разыграна чётко, как по нотам. Пока сотрудник ГИБДД – кстати, один на две машины – заполнял бумаги, над легковушками уже вовсю колдовали водители эвакуаторов. Процедура заняла не более семи минут. Потом гаишник сел в кабину первой машины, и кортеж отправился в путь. Вскоре пропажу одной из машин обнаружила вышедшая из «Каравана» семейная пара с двумя детьми.

- Я ж тебя предупреждала, что могут забрать! А ты: «Пронесёт, пронесёт»! Видишь, «не пронесло», - сердилась женщина. На руках она держала 4-летнюю дочку. Семья отсутствовала от силы десять минут – родители искали старшему ребенку новые ботинки.

Мы решаем помочь.

- Ваша машина, скорее всего, за «Караваном». Туда можно дойти пешком, - просветила супругов Наталья.

Мы садимся в её «Ниссан» и тоже отправляемся на штрафстоянку.

4 миллиона в месяц

Всего километр по дороге отделяет посетителей торгового центра от взятого в заложники авто. Пешком еще быстрее – можно срезать через двор.

Так что, когда Наталья притормаживает у ворот штрафстоянки, мы наблюдаем знакомую семейку уже у вагончика с надписями «Штрафстоянка» и «Спартаковская, 2».

- Это еще нам всем повезло. Штрафстоянки есть за «Икеей» и на улице Тэцевская. Вот туда-то путь неблизкий – особенно, когда дорога каждая минута, - поясняет мне Наталья.

Внутри вагончика выстроилась очередь – и почти все пришли за своими автомобилями, вывезенными со Спартаковской. Есть и те, кого «прибили» на соседних улицах - Кави Наджми, Петербургской, Островского. Но таких – единицы. Процесс выдачи документов на возврат машин занимает минуты полторы, не больше. Механизм отлажен до автоматизма. Все происходящее больше напоминает заводской конвейер.

Те, кто еще только в самом начале «пути», называют марку и госномер, и тут же получают протокол о нарушении правил парковки. В руках администратора папка с сотней (!) таких протоколов. Другие, что уже съездили за разрешением в ГИБДД на Оренбургский тракт, и, отстояв очередь там, достают свои кошельки.

- Не подскажете, а деньги сейчас надо отдавать, да? А сколько это будет стоить? Я не знаю, хватит ли денег, - суетится молодой человек. Студент, видимо.

- Все будет зависеть от того, как долго стоит автомобиль у нас, - строго отвечает администратор.

В общем, выяснятся, что студенту наличкой нужно отдать ровно 1300 рублей 9 копеек. Из чего же сложилась у него эта сумма? 1201 рубль 24 копейки – это сумма платежа за транспортировку автомобиля от «Каравана» до штрафстоянки, которая располагается прямо позади входа в торговый комплекс. Время в пути вместе с остановками на перекрестках – около семи минут.

60 рублей 98 копеек «накапало» за то время, пока студент на такси ездил в ГИБДД. И еще 37 рублей 87 копеек он заплатил комиссионных некоему ООО «Галлери Мобайл».

- А за что с меня комиссия? – спрашивает студент.

- Слушайте, что вы тут возмущаетесь? Это комиссия за платеж в банк. Если вам не нравится, езжайте в «Ак Барс» Банк и сами так оплачивайте. Всё же сделано для вашего удобства, - ворчит администратор.

Звоню в справочную банка и выясняю: платеж в кассе на эту сумму составит 30 «комиссионных» рублей. Получается, что за услугу фирме-посреднику нужно отдать почти восемь рублей. По сравнению с общей суммой действительно копейки. Наверное, поэтому еще один навязчивый посредник в «общем пакете» услуг эвакуатора и штрафстоянки никого в очереди больше не возмущает.

Чтобы выяснить тариф штрафстоянки, сверяем время на квитках. И тут оказывается, что за 1 час 30 минут хранения «Ниссана» Наталья заплатила ту же сумму, что и молодой человек, который расстался со своей «восьмеркой» на 1 час 16 минут.

Имея на руках два акта выдачи ТС, пытаемся сравнить пропускную способность стоянки. Её определяем по номерам квитанций. Получается, что с 13 по 19 февраля на штрафстоянку от входа в «Караван» свезли ровно 630 автомобилей. То есть в среднем по 105 машин в день! В месяц получается уже 3 150 машин.

Умножаем эту сумму на 1262 рубля 22 копейки. Получается, что за 30 календарных дней на «неправильной» парковке автомобилей удается заработать почти 3 миллиона 976 тысяч рублей! Да, и не забудем посредника - ООО «Галлери Мобайл». За обслуживание клиентов штрафстоянки он получит 25 тысяч 200 рублей. Как говорится, мелочь, а приятно.

Парковка с футбольное поле

Теперь о самом владельце штрафстоянки. ОАО «Безопасность дорожного движения» было создано в 2005 году в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Главная задача общества – это эвакуация автомобилей на специализированные стоянки.

Вроде бы солидная организация, но, едва завидев редакционную фотокамеру, охранники штрафстоянки на Спартаковской разбегаются. Так что препятствий для прохода на территорию никаких. За красными воротами – площадка размером с футбольное поле! Вот бы ее переделать в платную парковку. Тогда около тысячи автомобилистов – покупатели торгового центра и клиенты соседних банков - могли бы оставлять тут свои машины.

- Когда-то это была наша территория, - устало вздыхает управляющая торговым комплексом «Караван» Ольга Парамонова. – Когда строился «Караван», у него не было своей земли. Поэтому прилегающие территории брали в аренду у фабрики «Спартак». Но потом у нас сменился собственник, и в аренде нам было отказано.

Справедливости ради заметим: у компаний, расположенных в здании ТЦ, есть места для парковки. Они арендуют территорию, прилегающую к Баскет-холлу. А часть парковки на 15 машин уже сами сдают в аренду. Такса – 150 рублей в час.

- Это очень дорого, - считает Наталья. – А в тот злополучный день даже эта парковка не работала. Парковки перед «Сувар-плаза» тоже были забиты машинами, да и расстояние между двумя торговыми центрами приличное, если идти пешком. Вот и приходиться «бросать» свою машину на свой страх и риск.

Часть Спартаковской у «Каравана» стала запретной территорией перед самой Универсиадой. «В целях безопасности», как тогда объясняли власти, все улицы вокруг «Баскет-холла» были заставлены знаками «остановка запрещена».

- Мы смирились с постановлением исполкома Казани, так как понимали, что все это делалось ради безопасности спортсменов и болельщиков. Но Универсиада закончилась, а знаки до сих пор не сняли! Нам постоянно жалуются посетители торгового центра, - сетует Парамонова.

В январе терпение владельцев торгового комплекса окончательно иссякло, и они подали иск в арбитраж - чтобы в судебном порядке добиться демонтажа дорожных знаков «остановка запрещена» на улицах Айдинова и Спартаковская. В качестве ответчиков в этом деле фигурируют горисполком Казани и Управление ГИБДД МВД по РТ. Слушание назначено на середину марта.

От редакции

«Где деньги, Зин?»

Кому мешают машины, припаркованные на Спартаковской? В том-то и дело, что никому. Это второстепенная улица, пробки на которой – явление экстраординарное, из разряда НЛО. Основной поток (включая общественный транспорт) движется по параллельным улицам. Причем на одной из них, Островского, время от времени действительно возникают заторы. И машины на Островского очень часто паркуют вдоль тротуаров - что лишь добавляет остальным участникам дорожного движения проблем. Но как часто брошенные там авто «шерстит» эвакуатор? Во всяком случае, не чаще, чем на Спартаковской.

Корреспондент «МК», которая прокатилась к «Баскет-холлу» вместе с возмущенной Натальей, наблюдала очень интересную картину. Пространство у ТЦ «Караван» зачищали целых 4 эвакуатора. На Островского в то же время – ни одного. Аналогичными наблюдениями делились и другие водители.

Всё это наводит на одну очень простую и не очень приятную мысль. Никакой сверхзадачи в работе службы эвакуации у «Каравана» нет. Здесь не пекутся об удобстве или безопасности участников дорожного движения - это зарабатывание денег в чистом виде.

Особый цинизм ситуации состоит в том, что под штрафстоянку отведена просто громадная по меркам плотно застроенного казанского центра территория. Эти бы площади – да под обычную парковку с приемлемой ценой! Вот только выгодно ли всеобщее благо тем, кто ежедневно собирает урожай машин на Спартаковской?

Цифры журналист в статье озвучила. Почти четыре миллиона рублей ежемесячно, за год – 47,7 миллиона.

На что идут собранные деньги? Если бы речь шла о выписанном штрафе, то логично было бы предположить, что на эту сумму в соответствии с законом пополняется городской – и напомним, кстати, дефицитный – бюджет. Вот только нигде в документах, выдаваемым на руки водителям, слово «штраф» не фигурирует. Речь идёт об услуге. Своего рода предложении, от которого водитель не может отказаться. Значит, деньги аккумулируются в ОАО «БДД», которое горожанам даже неподотчётно?

Впрочем, не будем спешить с выводами, пока не выслушаны все заинтересованные стороны. У «МК» возникли вполне закономерные вопросы к ГИБДД и горисполкому. Хочется надеяться, что полученные редакцией ответы расставят все точки над i.    

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 26 февраля 2014

Заголовок в газете: Знак большой наживы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру