Автобусы-призраки на дорогах Казани

Транспортники, как могут, отбиваются от попыток перевести их на круглосуточный режим и заверяют: ночные маршруты в городе уже есть.

 Минувшей осенью общественники начали собирать подписи за продление работы общественного транспорта в Казани. Цель – набрать 10 тысяч голосов, порядка 2 тысяч у активистов уже есть.

 

Транспортники, как могут, отбиваются от попыток перевести их на круглосуточный режим и заверяют: ночные маршруты в городе уже есть.
"Ты суслика видишь?" - "Нет". - "И я не вижу. А он есть". С ночными автобусами в Казани примерно то же самое.

Копии петиции планируют отправить городским чиновникам и руководителям транспортных предприятий. Последние уже сказали «МК» своё слово.

Полуночный отбой

Продлить работу метро до часа ночи, а наземного транспорта - до полуночи, ввести дежурные автобусы, которые ездили бы ночами по своему маршруту с частотой минимум один автобус в час – такую цель хотят поставить активисты перед перевозчиками. Голос за это можно оставить на сайте «Проект Казань24».

В ночное время (после 00:00) общественники предлагают сократить общее число автобусов до 10-15 маршрутов. Но эти маршруты, уточняют они, должны быть выбраны таким образом, чтобы они охватывали весь город и создавали возможность проезда (самое главное) от центра к спальным районам Казани и наоборот.

Активисты в ночное время рекомендуют использовать автобусы исключительно автобусы марки hyundai и по минимуму использовать автобусы марок ПАЗ и НЕФАЗ. Это связано, объясняют они, с тем, что «кореянки» потребляют меньше бензина, чем отечественные машины.

Также в ночную смену, пишут общественники, следует отказаться от плановой системы оплаты труда. Они предлагают перейти к системе, в которой главным в ночную смену стал бы «временной фактор».

«Другими словами, наше предложение заключается в том, что зарплата водителя должна исчисляться исходя из того вовремя он приехал на контрольную остановку или нет, какое у него расхождение с установленным графиком проезда во время проезда по маршруту», - говорится в петиции.

Любое из этих двух изменений в системе оплаты труда позволило бы, считают активисты, уменьшить проблемы с поиском персонала автобусов (водителей, кондукторов) для работы в ночные часы.

Общественники согласны с тем, что в ночное время проезд должен стоить дороже и предлагают повысить его стоимость до 38 рублей.

- Идея проекта возникла давно, у нас и наших друзей периодически возникали сложности с передвижением по городу в вечернее время, - рассказал «МК» один из инициаторов проекта Вячеслав Камышников. - После девяти часов вечера сложно уехать даже из центра! Мы готовы к любой реакции на наш запрос. Будем действовать в зависимости от ответа. Но карты раскрывать пока что не хотелось бы.

Свой проект активисты пока что сильно не рекламируют - все ограничено деятельностью в соцсетях и общением со СМИ. Иногда они печатают листовки, которые раскладывают в почтовые ящики или раздают на остановках. Но в планах, заверил Камышников - более масштабные акции с изготовлением листовок, объявлений и плакатов.

«Размечтались!»

- Кучка каких-то людей требует, но ведь в метро после 22.00 ездит 1-2 человека, - отнюдь не приветливо отнесся к инициативе общественников директор «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. – В Москве метро работает до 00:00, и пассажиропоток – обвал просто. В Казани зачем метрополитен должен так долго работать? Я же не могу 150 человек заставить работать ради того, чтобы одного человека ночью провести! Кроме желаний есть еще экономика, зарплата, налоги. Я не могу себе такую роскошь предоставить. Продление работы метро просто нецелесообразно. И ни в одном городе мира круглые сутки транспорт не ездит! Я больше 30 лет работаю в транспорте, побывал во всех городах России и многих городах мира. Везде до 23.00-24.00.

В общем, столичные амбиции Казани вовсе не означают, что и общественный транспорт в городе должен ходить по-столичному. Стараться ради гостей в дни проведения Универсиады - когда подземка, к слову, ежедневно работала до полуночи – это одно. Но ради кучки горожан, которым нет смысла пускать пыль в глаза – кто ж разбежится?

- Не знаю, для чего это? – насторожился директор Казанского МУП ПАТП №4 Наиль Садриев. – Ночью люди спят. До часу метро – ладно, понятно. Автобусы у нас некоторые и так до 00:00 работают, по крайней мере, на нашем маршруте. А начинаем мы с 4.00. Что касается круглосуточного общественного транспорта, не пойму: кому эти 4 часа нужны? Пассажиров не будет. Будем кататься впустую. К тому же, для круглосуточного режима нужно будут брать на работу еще больше водителей и кондукторов. А у нас их и без того не хватает. Откуда их привлекать, если ночью еще придется работать, я не знаю…

Непонятно, правда, что за «полуночные» маршруты имел в виду Садриев. И если горожанину повезет встретить такой автобус в районе остановки, скажем, в половине двенадцатого, есть ли у него шанс сесть в него и доехать до нужной остановки?

- Продлить работу автобусов до 00:00 – да ради бога! – довольно радушно отозвался об инициативе генеральный директор ОАО КПАТП-1 Леонид Наумов. – Если руководство посчитает это нужным. Дежурные же автобусы, насколько мне известно, в Казани есть – у ПАТП-2 и ПАТП-4. Может, просто кто-то об этом не знает – но их автобусы ходят ночью.

Сказать по правде, слова Наумова о ночных маршрутах оказались откровением и для корреспондента «МК». Но попытка внести хоть какую-то конкретику в этот вопрос завершилась провалом. Сворачивая разговор, глава КПАТП-1пояснил, что общественным транспортом уже давно не пользуется. Поэтому не расписания ночных рейсов, ни маршрута их передвижения по городу назвать не может.

 

Проблема равенства

- Очень редко езжу на общественном транспорте, но, думаю, для тех, кто пользуется им, круглосуточная работа будет правильным новшеством, - считает региональный представитель Федерации автовладельцев в России (ФАР) в РТ Рамиль Хайруллин. – Город не прекращает жизнь ночью. И не знаю, почему общественный транспорт ее прекращает. Человек должен в любое время сесть и уехать, куда ему надо. А так, уже с 21.00 доехать – проблема.

- Круглосуточная работа общественного транспорта может положительно сказаться на населении Казани, - считает директор института сравнительных исследований модернизации общества (ИСИМО) КФУ, кандидат социологических наук Ирина Кузнецова. – Сейчас, если люди возвращаются поздно домой, они вынуждены ездить на такси, что по карману далеко не всем. С точки зрения социального неравенства и уровня жизни общественный транспорт должен быть доступен в любое время суток.

Во многих европейских странах есть ночные автобусы, которые ходят с большими интервалами в час или два часа. Но, по крайней мере, есть расписание, и человек может знать, когда можно воспользоваться тем или иным автобусом.

Проблема общественного транспорта, подытожила Кузнецова, согласно опросам, одна из самых волнующих для горожан. Людей волнует маршруты, то, что автобусы останавливаются часто дальше остановки.

- В Казани все более и более распространенными становятся современные практики, когда горожане вечером проводят время в кофейнях в центре города, - поделился своими наблюдениями с «МК» преподаватель института массовых коммуникаций и социологических наук КФУ Искандер Ясавеев. – Конечно, с этой точки зрения ограничения во времени работы общественного транспорта приносят некоторые проблемы. Если общественный транспорт будет работать круглосуточно, это будет в интересах горожан. А точнее – в интересах молодежи, студентов. Далеко не каждый из них имеет возможность постоянно ездить на такси. Еще круглосуточный общественный транспорт немного сгладит социальное неравенство.

Из досье «МК»

Примеров того, как устроен круглосуточный общественный транспорт во многих крупных городах России и мира, множество. В Москве есть круглосуточные автобусы, а метро работает до 1:00. В Санкт-Петербурге есть круглосуточные автобусы, в Уфе – круглосуточные маршрутки, В Нью-Йорке и Лондоне – круглосуточное метро, сообщает сайт «Проект Казань24». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 11 декабря 2013

Заголовок в газете: Автобусы-призраки на дорогах Казани

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру