«Чёрные ящики» авиакомпании «Татарстан»: срыв Универсиады и прочие провинности

Чем успел отличиться за последние шесть лет «национальный авиаперевозчик республики»

 Авиакомпания «Татарстан» (АКТ), чей самолет в минувшее воскресенье разбился в Казани, от отсутствия популярности не страдала. Про АКТ регулярно писали СМИ. Правда, далеко не всегда приятное. «МК» вспоминает наиболее серьезные провинности.

 

Чем успел отличиться за последние шесть лет «национальный авиаперевозчик республики»
Как сообщает ресурс compromat.ru, разбившийся самолет с бортовым номером VQ-BBN, совершил первый полет 18 июня 1990 года. В разные годы эксплуатировался авиакомпаниями Euralair International и Air France (обе — Франция), Uganda Airlines (Уганда), Rio Sul (Бразилия), Blue Air (Румыния), Bulgaria Air (Болгария). С декабря 2008 года его эксплуатировала авиакомпания «Татарстан», взявшая машину в лизинг. С самолетом было связано несколько авиационных инцидентов. 17 декабря 2001 года он был серьезно

 Как АКТ Универсиаду сорвала

В феврале 2007 года Рустам Минниханов, будучи еще премьер-министром РТ, на итоговой коллегии минтранса РТ довольно жестко раскритиковал тогдашнего гендиректора «Татарстана» Магомеда Закаржаева. Поводом стал запрет некоторым самолетам «Татарстана» производить разовые и чартерные полеты в Европу, а также задержка нескольких рейсов.

Минниханов встревожился: слишком уж спокойно Закаржаев себя ведет в этой сложной ситуации. А тот в ответ ляпнул, что в авиации вообще должны работать люди хладнокровные.

«С вашим спокойствием нужно не в авиации работать, а в космос летать, – последовал ответ от Минниханова. – Магомед, извини, нужно разобраться... Специалисты должны определить, кто должен работать в авиакомпании: такой хладнокровный, как вы, или такой немножко погорячее, как я».

Минниханов припомнил, что именно качество авиаперевозок не позволило Казани стать претендентом на Универсиаду-2011. И посоветовал акционерам АКТ подумать о смене гендиректора. Она, кстати, произошла в июне 2008-го.

Опаздывает без предупреждения

Осенью этого года гендиректора «Татарстана» привлекли к административной ответственности с наложением штрафа в размере 20 тыс. рублей за допущенные задержки авиарейсов. Также было вынесено представление прокурором.

Как правило, писала тогда пресс-служба приволжской транспортной прокуратуры, причины задержек выполнения авиарейсов - неисправность воздушных судов и отсутствие у авиакомпаний резервных воздушных судов. Вместе с тем, в соответствии с законодательством о лицензировании в сфере осуществления пассажирских перевозок воздушным транспортом авиакомпании должны располагать воздушными судами в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения регулярных и чартерных перевозок.

Несоблюдение авиакомпаниями установленных требований закона является нарушением лицензионных условий и влечет административную ответственность.

И задерживались рейсы не раз.

Например, в 2011 году авиакомпания запланировала рейс Казань-Москва. Однако по решению гендиректора авиакомпании вылет был задержан на 43 минуты, о чем пассажиров не известили. Они все время задержки авиарейса находились в салоне воздушного судна.

Тогда в отношении «Татарстана» были возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией) и частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о работе, услуге).

Держит без зарплат пилотов…

«МК» в прошлом месяце писал, что из-за своих авиакомпаний Татарстан взлетел на 4 место среди самых крупных регионов-должников России по зарплате. Просроченная задолженность по зарплате составила 138,1 млн руб. Это на 47,6 млн руб. (52,7%) больше, чем на 1 сентября. Среди 19 должников выделилась авиакомпания «Татарстан» - ее долг составил 37,7 млн руб.

Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин в беседе с нашим корреспондентом сказал, что «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» раз в месяц задерживают выплату зарплаты своим пилотам, ибо они достаточно высокие – порядка 200 тысяч. Правда, потом ее выплачивают. Третий «сложный» должник – ВАМИН. Шафигуллин тогда признался, что на днях комиссии очень жестко побеседовала с тремя упомянутыми должниками. Директоров предприятий предостерегли, что может быть поставлен вопрос о снятии их с должностей. Хотя, отметил Шафигуллин, это не решит общую экономическую ситуацию на авиационном транспорте.

…и дерёт три шкуры с пассажиров

В августе этого года генеральный прокурор России Юрий Чайка направил премьер-министру страны Дмитрию Медведеву письмо, в котором указал, что ряд отечественных авиакомпаний, в том числе и татарстанские - "Татарстан" и "Ак Барс Аэро", завышают цены на билеты в полтора - два раза. Чайка подчеркнул, что проверка показала, что высокая стоимость билета на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно.

Авиакомпании умело используют устаревшие нормативные акты – такое объяснение высоким ценам дает генпрокурор.

Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания – «Аэрофлот», и не содержат механизмов рыночного регулирования, считает Чайка. По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе, говорит генпрокурор. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в два раза. Чайка просит премьера поручить минтрансу России с участием заинтересованных органов принять комплекс мер, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта. 

Из досье «МК»

Крах на «подлёте» к миллиону

Авиакомпания «Татарстан» является национальным авиаперевозчиком Татарстана. Она создана в 1999 году.

Базовым аэропортом авиакомпании «Татарстан» является международный аэропорт «Казань», узловым — аэропорт «Домодедово» (Москва).

«Татарстан» осуществляет регулярные пассажирские перевозки как в города России (Москва, Нижневартовск, Нижний Новгород, Пенза, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Сочи, Киров, Уфа) и СНГ (Баку, Душанбе, Ереван, Ташкент, Худжанд), так и в страны Азии (Стамбул) и Европы (Прага).

Авиакомпания также совершает чартерные рейсы по городам России и мира. Всего в 2011 — 2012 годах количество обслуживаемых авиакомпанией направлений достигло 40. Число перевезенных пассажиров в 2011 году – 592,861 тысячи, в 2012 году — 473,791 тысячи. В 2013 году авиакомпания рассчитывала перевезти почти миллион человек.

Самолетный парк авиакомпании включает в себя воздушные суда отечественного и зарубежного производства: Airbus A319 VQ-BMM, Airbus A319 VQ-BNF, Airbus A319 VP-BDY, Airbus A319 VP-BDZ, Boeing 737-500 BBN, Boeing 737-400 BDB, два самолета Tу-154 RA 85799, Ту-154 RA 85833.

 

С конца декабря 2011 года гендиректором является Аксан Гиниятуллин.

Сюжет:

Авиакатастрофа в Казани

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 20 ноября 2013

Заголовок в газете: Черные ящики "Татарстана"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру