Пилоты «КАМАЗ-мастер» неоднократно занимали весь пьедестал почета самого престижного ралли-рейда планеты, и болельщики челнинской гоночной команды таили надежду, что так будет и на юбилейном, сороковом по счету и десятом, проходившем в Южной Америке, «Дакаре-2018». И, надо сказать, результаты первого этапа показали, что эти надежды не безосновательны. Все четыре спортивных «КамАЗа» финишировали в первой восьмерке, а максимальное отставание (Айрата Мардеева) от лидера Алеша Лопрайса на Tatra составило всего 2 минуты 11 секунд.
Один за всех – это Эдуард Николаев
Однако уже на втором этапе выяснилось, что организаторы ралли приготовили для участников гонки бессчетное количество ловушек в перуанских дюнах, где песок в 30-градусную жару становится особенно рыхлым. В гигантских воронках побывали все – мотоциклы, джипы и грузовики, в том числе и машины команды «КАМАЗ-мастер». Сначала в одной из них застрял Антон Шибалов, и его вытащил на трассу Айрат Мардеев, а затем все произошло с точностью до наоборот. В итоге к финишу они пришли в конце второго десятка. Мардеев занял на этапе семнадцатое, а Шибалов – восемнадцатое место с отставанием от лидера соответственно в 2:40:43 и 2:46:51.
Но зато на первое место в грузовом зачете вышел Эдуард Николаев с отрывом 5 минут 38 секунд от Лопрайса и на 9 минут 33 секунды от Федерико Виллагры на Iveco. Дмитрий Сотников занимал после двух этапов девятое место с отставанием от своего товарища по команде в 41 минуту 1 секунду.
Если восстановлением сильно пострадавшего на втором этапе «КамаЗа» Айрата Мардеева механики занимались в стационарных условиях на бивуаке, то чинить машину Дмитрия Сотникова экипажу Антона Шибалова, выполнявшего роль боевой технички, пришлось прямо на трассе третьего этапа. В результате тот и другой потеряли более часа. Сотников откатился на десятое место, отстав от лидера на 1 час 46 минут 44 секунды, и уже стало окончательно ясно, что за победу в гонке сможет бороться только один представитель команды «КАМАЗ-мастер» – действующий победитель «Дакара» Эдуард Николаев. На финиш третьего этапа он пришел вторым вслед за Федерико Виллагрой, но сохранил за собой первое место в грузовом зачете.
На победу претендуют только двое
Чем дальше уходила гонка от перуанской столицы Лимы, где она стартовала 6 января, тем меньше в ней оставалось участников (уже на старт третьего этапа вышло всего 30 грузовиков из 42) и тем больше отрывался от преследователей тандем Николаев – Виллагра. После третьего этапа отставание замыкающего первую тройку гонщика от лидера составляло 52 минуты 34 секунды, после четвертого – 2:22:23, после восьмого – 3:29:25, после тринадцатого – 3:53:59.
Самым проблемным этапом для гонщиков команды «КАМАЗ-мастер» стал одиннадцатый этап, после которого она уступила первое место в генеральной классификации лидеру Iveco и лишилась одной из четырех машин. Накануне на трассе загорелся «КамАЗ» Антона Шибалова, пожар экипаж ликвидировал своими силами, но после этого ребята решили не рисковать и доехали до бивуака в Белене, минуя несколько навигационных точек. Обычно за такое нарушение гонщикам начисляют штрафное время, но в этот раз организаторы ралли решили дисквалифицировать Шибалова со товарищи, после чего Владимир Чагин возложил роль боевой технички на экипаж Дмитрия Сотникова.
Впрочем, техническую помощь Эдуарду Николаеву на протяжении всего маршрута «Дакара-2018» оказывали не только те, кому это полагалось по штату, а абсолютно все члены команды «КАМАЗ-мастер». О замене пробитых колес, пересчитать которые не хватит и пальцев на двух руках, и вытягивании из песков и других труднопроходимых мест и говорить не приходится. Машины других челнинских пилотов то и дело выступали в качестве «донора» «КамАЗа» Николаева. В частности, на одиннадцатом этапе место погнутого после удара об огромный валун карданного вала его грузовика занял карданный вал с машины Айрата Мардеева. А на двенадцатом этапе, когда отлетевший булыжник повредил регулятор давления пневмосистемы (РДПС), уже Сотников снял со своего грузовика исправный РДПС и переставил его на машину Николаева. Во многом благодаря этому действующему победителю «Дакара» удалось вернуть себе лидерство, обойдя Федерико Виллагру ровно на 1 секунду.
Пока арбитры раздумывали, его сам бог наказал
Хитрец Виллагра, который полон решимости прийти к финишу ралли на родной аргентинской земле первым, пускается во все тяжкие. Сначала по жалобе Стефана Петеранселя на «Пежо» за некорректное поведение при обгоне судьи выписывают ему отложенный 10-минутный штраф, до повторного аналогичного нарушения. Затем уже реально штрафуют на 15 минут за порванные ремни ограничения хода подвески. И, наконец, на двенадцатом этапе он нарывается на дисквалификацию, дозаправляясь в зоне нейтрализации, разделяющей два спецучастка. Тем самым искусственно создавая себе преимущество в скорости перед машинами, чьи бензобаки на старте были залиты с расчетом на прохождение всего этапа.
Пока комиссары гонки раздумывали над тем, как отреагировать на это прегрешение, Федерико Виллагру наказало само небо. На предпоследнем, тринадцатом этапе он по собственной инициативе сошел с дистанции из-за поломки коробки передач. Благодаря этому Айрату Мардееву удалось подняться на третье место, а четырнадцатый этап прошел без нервотрепки. Итог «Дакара-2018»: первый – Эдуард Николаев, второй – Сергей Вязович на «МАЗе», третий – Айрат Мардеев.