В начале лета для участия в инспектировании хода работ по экологической реабилитации Лебяжьих озер чиновники пригласили доктора биологических наук, профессора, заведующую кафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафису Мингазову, которая вместе со своими студентами изучает эту территорию уже более тридцати лет.
- До 15 сентября, пока не начнется заполнение воды, мы с вами будем встречаться часто. А после пятнадцатого уже на лодочках вместе проплывем, - пообещал Ильсур Раисович Нафисе Мансуровне 2 июня.
Не случилось. Журналисты «МК-Поволжье» воочию убедились в том, что из трубы диаметром 400 миллиметров, протянутой из Юдинского карьера (озеро Изумрудное), который питается из Куйбышевского водохранилища, в Светлое Лебяжье не вылилось ни капли. Тракторист, у которого мы поинтересовались, как долго еще продлятся работы по гидроизоляции озера, сообщил:
- На Большом Лебяжьем уже закончили, а здесь работы еще недели на две.
Как объяснили в мэрии Казани, сроки сдвинулись из-за дождливого лета. Рабочим то и дело приходилось откачивать влагу из озера, чтобы продолжить укладку гидроизоляционного слоя. По скорректированным планам дать воду планируется в середине октября.
Сдвинутые на пару недель сроки не особая проблема, в конце концов три из четырех Лебяжьих озер высохли еще лет 10 назад, можно и потерпеть. А вот то, что работы по гидротехнической реабилитации Лебяжьих озер уже почти завершены, а до их биотехнической реабилитации дело пока еще не дошло – гораздо хуже. Без этого их суть как озер остается под большим вопросом. Это будут просто искусственные водоемы.
По стечению обстоятельств именно в середине сентября Нафиса Мингазова вместе со своими студентами приступила к осеннему этапу исследования системы озер Лебяжье. И вот что она сказала:
- Возможно, план работ по биотехнической реабилитации Лебяжьего уже существует, но лично мне об этом ничего не известно. Специалисты в этой области – товар штучный, и я всегда говорила о том, что очень важно не наделать в этом плане ошибок, потому что заново создать экосистему очень сложно. Мировая практика показывает, что только 25 процентов подобных проектов становятся успешными.
По оценкам Нафисы Мингазовой, процесс экологической реабилитации системы озер Лебяжье может растянуться на десять-пятнадцать лет, но отсчет времени начнется только после того, как их реаниматоры приступят ко второму этапу – биотехнической реабилитации этих водоемов.