МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казань

Ощущение полета

Аэропорт «Казань» открылся детям

По случаю Дня воздушного флота России Международный аэропорт «Казань» устроил для журналистов очередной пресс-тур. Но с неожиданным условием. На экскурсию по воздушной гавани приглашали только с детьми!

Фото: Владимир Васильев

Но кто б отказался! Для детей это уникальная возможность узнать, как все устроено в аэропорту. Когда еще можно будет запросто посидеть в кабине пилота или побегать по летному полю вокруг лайнера? Так что в назначенный час репортеры всех мастей — от собкора Первого канала до независимых фотографов-блогеров — собрались в терминале, естественно, с чадами. Автора этих строк сопровождала дочь Маргарита.

Гости облачились в светоотражающие ярко-зеленые жилеты — обязательный атрибут для пребывания на перроне. Экскурсоводом выступил начальник отдела транспортной безопасности аэропорта Виктор ГАФАРОВ.

 Первыми прилетели артисты МХАТа

Небо над Казанью еще до Первой мировой войны, 9 сентября 1910 года, открыл один из пионеров российской авиации Александр ВАСИЛЬЕВ. Газета «Казанский телеграф» так описала событие, собравшее 40 тысяч человек:

«Сегодня на казанском ипподроме зрители скачущих рысаков не увидят, они пришли узреть летающего человека... Гром рукоплесканий всей многотысячной толпы сопровождал Васильева во время его полета, продолжавшегося 20 минут. Мастерски выполненный спуск увенчал блестящий воздушный маневр молодого русского авиатора. Не успел красавец-моноплан коснуться земли, как публика со всех мест рванулась к нему и при восторженных аплодисментах подхватила Васильева и на руках донесла до ангара».

В Гражданскую войну небо не могли поделить белые и красные. В 1918 году аэропланы большевиков четырежды бомбили город, прежде чем отряды Троцкого взяли Казань.

Регулярные гражданские полеты начались в 1920-х. Под летное поле выделили участок возле Архиерейской дачи — не аэродром, конечно, и уж тем более не аэропорт. Постепенно стала появляться первая инфраструктура.

— Двухэтажное здание аэровокзала было построено, сделана разметка, установлено хранилище горючего. И уже к середине 1924 года встал вопрос о необходимости открытия первого в республике аэропорта, — говорит Виктор Гафаров.

Первыми новый аэропорт принял три самолета с артистами Московского художественного театра, ныне МХАТа. Они дали в Казани четыре спектакля, часть отчислений от которых пошла на развитие воздушного флота. А первым рейсом был Москва — Нижний Новгород — Казань.

— Самолет летел пять с половиной часов. Подготовленных площадок для аварийной посадки не было. Самолеты были в основном иностранного производства, капризные, на нашем топливе давали сбои. Поэтому в случае вынужденной посадки пилот садился где попало, ремонтировался и летел дальше, — рассказывает Гафаров.

Метеорологическое обеспечение было фантастическим. Летчик брался за телефон, звонил в Набережные Челны, Казань, Нижний Новгород — туда, где были телефоны, в полицию, на железнодорожную станцию. Спрашивал, какая там погода. Ему отвечали, мол, не очень холодно, не очень жарко, небольшие облака... Когда люди привыкли к таким звонкам, наловчились измерять видимость «в столбах». Так и говорили, видимость три столба.

В 1928 году благодаря удачному расположению через Казань проложили маршрут на Свердловск (Екатеринбург) и Новосибирск.

 

От аэродрома к аэропорту

К 1931 году аэродром возле Архиерейской дачи стал мал. В 8 километрах от тогдашней границы Казани, на Арском поле, построили новый, с взлетно-посадочной полосой в 2,5 километра. Но и из него Казань выросла...

— 1 сентября 1979 года одним росчерком списали все Ту-124, первые самолеты нашей реактивной авиации. Им на смену пришли комфортабельные Ту-134, они еще кое-где у нас летают. В 1976 году приняли решение о строительстве нового аэропорта на месте, где мы сейчас с вами находимся (в Лаишевском районе. — Ред.). 15 сентября 1979 года отсюда взлетел первый самолет. Полетел он в Сочи, — продолжает Гафаров.

Сегодня самолет, предоставленный авиакомпанией Nordwind Airlines для экскурсии, тоже летит в Сочи. Наша группа отправляется на регистрацию, дети по-настоящему проходят эту процедуру. Несколько минут, и в руках у них билеты на рейс Казань — Сочи.

 

Ждем двухмиллионного пассажира в октябре-ноябре

Сотрудники авиакомпании Nordwind Airlines сделали все, чтобы произвести впечатление на детей. Их встречали при параде стюардессы, пилоты и сам самолет: специально для этого тура был выделен лайнер в новой ливрее. Открыли все двери, включая кабину пилотов и отсек для ручной клади.

Пока ребятня исследовала самолет, подошло время готовить его к вылету — в грузовой отсек уже складывали багаж, регистрация завершилась. Гости, попрощавшись с экипажем, на автобусе отправились к ВПП, чтобы помахать вслед лайнеру. Он пронесся по бетонному покрытию, взмыл в небо и взял курс на Сочи...

P.S. Пассажиропоток аэропорта «Казань» постоянно растет. В прошлом году здесь недобрали 70 тысяч до 2 миллионов. Нынче к концу года планируют перевезти 2 млн 200 тысяч пассажиров. Двухмиллионного пассажира ждут уже этой осенью, в октябре-ноябре.

 

.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах