Живопись становится скульптурой
Для выставки из собрания Пушкинского музея были специально подобраны шесть полотен: «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо. Выставка уже собрала своего зрителя в Москве — в ноябре прошлого года. Казанскую экспозицию дополнил еще один живописный шедевр — «Портрет О. С. Александровой-Гейнс» кисти Ильи Репина. Подлинник картины хранится в Государственном музее изобразительных искусств.
— Для Музея изобразительных искусства идея работы с такой необычной аудиторией, как незрячие люди, витала давно, — объясняет Ольга Морозова. — Методика обсуждалась на разных конференциях, в частности использовался опыт специалистов «Эрмитажа», музея в Гатчине. Разовые экскурсии — это не выход, ведь даже для зрячего посетителя этот вид искусства менее понятен, чем, например, скульптура или архитектура. Решающим стал опыт Музея Прадо в Испании. По сути, живопись приходится переводить в другой вид искусства — скульптуру, а ведь рельеф строится совершенно по другим законам, нежели живописное полотно. На помощь пришла техника 3D-печати. Сначала делается фотография, затем специалисты подбирают именно те фактуры, которые были бы понятны невидящим людям. Затем фотография обрабатывается при помощи специальных чернил, и при термической обработке получается рельеф нужной высоты. По сути это уже перевод живописи в такое, скульптурное изображение. При этом нужно учесть и масштаб картины — большие приходится уменьшать. Согласитесь, трудно руками «осмотреть» картину в метр шириной. Небольшие полотна мы увеличивали. Есть и сложности — мы пока еще не придумали, как перевести в тактильные картины художников-импрессионистов. В связи с совершенствованием технологий процесс изготовления одной картины сводится к нескольким дням.
Как отметила собеседница издания, после успеха выставки в Москве даже не стоял вопрос, куда вести экспозицию дальше. Конечно же, в третью столицу России, в Казань. Отсюда она отправится в Волгоград.
Каков на ощупь синий цвет?
Директор специальной библиотеки для слепых и слабовидящих Татарстана Наиль Сафаргалеев отметил, что инвалиды по зрению в республике — достаточно подготовленные зрители, они уже знакомы с тактильными картинами, которые представлены в библиотеке. Однако для знакомства с мировыми шедеврами, показанными с помощью рельефной графики, необходимо время и специальная подготовка.
— На открытии экспозиции были семеро инвалидов по зрению, однако нам не сразу удалось воспринять картины в полной мере. Мы планируем обучиться сами и обучить наших специалистов давать информацию о картинах по Брайлю. Более того, планируем подписать соглашение с руководством музея. Нам обещали выделить автобус, и до конца марта проведем еще три-четыре экскурсии для наших подопечных. В общей сложности удастся охватить 30–40 человек.
По данным Минздрава Татарстана, в республике проживает более 4 тысяч людей, страдающих полной слепотой или частично незрячих. Из них 688 — дети. В Казани проживает примерно четверть от всего числа. Супруги Марина и Алексей Пижонковы — инвалиды по зрению, она из Казани, он из Твери, познакомились в Москве и теперь живут и работают в Татарстане.
Голос-проводник
Важно отметить, что все картины сопровождаются аудиогидом. Голоса Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова помогают «разглядеть» все детали полотна, пока посетитель выставки изучает его руками. В Казани озвучить картину Репина довелось известной телеведущей Марии Веденеевой:
Для полного погружения в другую реальность обычным посетителям при входе выдаются специальные темные очки (по желанию, разумеется). Выставка продлится до 30 марта.