Как известно, крушение «Булгарии» стало поводом для того, чтобы вскоре после него под предлогом обеспечения безопасности пассажирских перевозок на воде всех «малышей» (самоходные суда длинной не более 20 метров и общим количеством людей на борту не более 12 человек) вывели из-под контроля Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС), в чьем ведении они находились в течение нескольких десятилетий. Эти полномочия передали Российскому речному регистру, но его требования оказались практически не выполнимы для предпринимателей.
- Если лодка длинной 2 метра с мотором выполняет перевозки пассажиров, то ею должен управлять капитан, который прошел обучение как минимум в речном техникуме со стажем работы на флоте пять лет, - ошарашил такой новостью некоторых участников заседания генеральный директор ООО «Паруса» Вячеслав Егоров. – Но это, извините, абсурд. При этом лицензирование пассажирских перевозок обходится в сумму от 250 тысяч рублей, а за сезон, при условии, что ни в одном из рейсов у меня не будет ни одного свободного места, я смогу заработать – за минусом зарплаты и других необходимых расходов – максимум 100 тысяч рублей.
Все это неэффективно, необычайно сложно и безумно дорого, подтвердили другие участники заседания. Поэтому малый бизнес на воде в Татарстане вынужден работать в тени, продавая другие услуги, а перевозку предоставлять бесплатно, как бонус.
- Ну, да, продаем календарик, а на лодке катаем бесплатно, - подсказал один из вариантов секретарь Совета по предпринимательству, бизнес-омбудсмен по РТ Тимур Нагуманов.
- А так все нормы безопасности у нас соблюдены – есть абсолютно все, спасательные жилеты, огнетушители, даже свистки от акул, - пошутил Вячеслав Егоров.
- У нас деревянная экскурсионная ладья. Причем в нашей деятельности заинтересованы власти города и республики: Госкомитет РТ по туризму нам даже грант выделил, чтобы туризм развивался не только на земле, но и на воде. Ведь у нас столько водного пространства, - включилась в разговор индивидуальный предприниматель Наталья Вохминцева. – Лично у меня суда индивидуальной постройки. Мы их заказывали в Карелии специально с символами нашей республики и города - Ак Барса и Зиланта. Но для того, чтобы встать на учет в речной регистр, мне надо предоставить построечную документацию.
По словам Вохминцевой, сделать это оказалось практически невозможно. В большинстве организаций, где делают такие проекты, ей отвечали: «Че? Деревянная лодка? Вы что, смеетесь?» И только в одном месте заявили, что готовы разработать проект (за 150 тысяч рублей), но в меньшем объеме, чем требуется для речного регистра, и с условием, что все согласовывать и ставить его там на учет ей придется самой.
- Раньше был 500-й приказ о регистрации маломерных судов. Туда входили парусные и прогулочные суда, все моторные лодки и гидроциклы. Там было все четко и ясно прописано: порядок регистрации и порядок эксплуатации, - с ностальгией вспомнил недавние времена руководитель Казанского инспекционного отделения Центра ГИМС Марат Ганеев. - После «Булгарии», когда был принят новый закон и новый регламент, от нас вывели парусные суда, и с тех пор они ни здесь, ни там и нигде. А остальные маломерные суда разделили на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие отправили в речной регистр Минтранса, где множество требований, от которых индивидуальные предприниматели и юрлица начинают входить в транс или в шок.
В итоге обсуждения пришли к тому, что представители малого и среднего бизнеса на воде представят свои предложения в Минтранс РТ, где на их основе будет подготовлен консолидированный документ, который Совет по предпринимательству при президенте РТ передаст депутатам Госдумы РФ от Татарстана. Они в свою очередь пообещали поддержать водный малый бизнес республики.