МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казань

Искусство или вандализм: история граффити в Казани

Граффити как явление пришло в столицу Татарстана еще в «лихие» 90-е, развивалось и видоизменялось вместе с городом.

4 декабря в Казани прошла стрит-выставка "Graffiti Kazan", в рамках которой уличные художники устроили небольшой «отчет о проделанной работе», представили гостям некоторые свои произведения, а также организовали мастер-класс по граффити. Корреспондент «МК-Поволжье» поговорил с ними об истории этого направления в столице республики и узнал, как много в городе «бомб» и где в Казани самые раскрашенные территории.

Граффити на улице Профсоюзная в Казани. Фото автора

- С одной стороны, есть такое понятие, как стрит-арт, с другой – все эти надписи, которые называют «теги» или еще «бомбы», чаще мелькают на улице, поэтому у людей формируется негативное отношение к граффити, - начинаю я разговор с Алексеем, по прозвищу «Merz». У него 10 лет стажа в этом направлении. Если где-то увидите подпись «Merz», знайте - это нарисовал он.

Алексей Merz Рязанов, татуировщик.

- Давай разберемся в терминологии – я про теги и прочее?

- Тег – это своего рода роспись автора. Людей, которые занимаются тегами называют тегерами, но чистых тегеров нет, с этого только начинают. В граффити есть такие направления как райтинг и бомбинг. Бомбинг – это когда много, пусть и однотипных, работ. Чтобы они были везде заметны бомберы стремятся нарисовать повыше и побольше. Этим приобретают известность, но в основном в рамах субкультуры. Райтинг – это более серьезные работы, за счет чего достигается известность в обществе. «Бомба» же, по сути, это увеличенный, раскрашены тег. Люди просто нарисовали и заявили – мы тут были.

- С чего все началось у тебя, как ты попал в эту историю с граффити?

- Заинтересовался я где-то лет 10 назад. А с 2007 года рисую на стенах – лет с 14-15 лет.

- В фильмах и музыкальных клипах нередко можно увидеть такую сцену: убегающий от полицейских уличный художник, которого обнаружили за раскрашиванием стен – что-то подобное у тебя было?

- В моей биографии такого нет, никогда не убегал, хотя может просто везло. Работали в других городах – такого тоже не было. Хотя как-то рано утром рисовали на улице Гаврилова в Казани, где проходит Сабантуй. Там люди бегают, бабушки гуляют, и вот одна из них вызвала полицию. Мы когда увидели, что за нами приехали, сначала хотели собрать рюкзаки и броситься бежать, но передумали. Пообщались: полицейские объяснили, что мы им не интересны. Потом вовсе попросили, чтобы мы черной краской обновили бампер. Вообще, если нас ловят, то мы сразу предлагаем: «Давайте просто закрасим».

Алексей Merz Рязанов. Фото Алексея Щелконогова

- Где же все-таки грань между искусством и вандализмом?

- Это очень субъективное понятие. Конечно, думаю, каждый уличный художник читал статьи Уголовного кодекса, под которые могу подпасть его действия – хулиганство, вандализм, порча чужого имущества, исторических ценностей и т.д. Я рисую в промзонах, на стенах заводов, где и так все некрасиво. Хуже точно не сделаем, а может быть и лучше.

Я отношусь к граффити как к искусству: портить стены тегами считаю не правильно. Если это чистое здание, тем более историческое, я не стану что-то рисовать на нем.

- А как ты сам себя называешь?

- Граффитчик. Я так обычно называю, чтобы было людям понятно.

- Какие цели стояли перед тобой в граффити, какие планы сейчас?

- Раньше целью было стать известными на российском уровне. Но потом повзрослел и появились другие интересы. Сейчас настрой на то, чтобы делать более масштабные и качественные работы, участвовать в фестивалях. Раньше было время команд, когда работали вместе несколько человек. Это больше распространено у бомберов - они рисуют в поездах, им нужно много народу. Так быстрее.

- Отношение людей к граффити в Казани поменялось?

- Люди стали относится проще. Про подписи, которыми раскрашены заборы и дома, я сказал. Но когда люди в интернете видят красиво сделанную работу, где-то в безлюдном тихом месте, говорят: «Почему у нас не рисуют это на улице»? Но на это нужно больше сил, времени, и если кто-то вызовет полицию, то начнется разбирательство: никто не захочет рисковать.

Раньше граффити было очень модно. Все было связано с хип-хоп культурой. Я пришел на третьей волне. Например, наш казанский мастер «Юркий» - один из первых, кто начал это делать.

- Ты говоришь о таких работах, как, например, такая?

Граффити на доме по улице Красной Позиции в Казани. Фото автора

- Это работа питерского художника Василия LST, человека с высшим художественным образованием. Сделана в рамках фестиваля «Like it art», - включается в беседу еще один участник фестиваля – «Юркий». - Эта картина вообще стала резонансной и значительно изменила отношение казанцев к граффити. Видное место и работа очень классная. Делалось это с помощью подъемников дня два-три.

«Юра Юркий», архитектор

- С чего началась история граффити в Казани?

- Я представитель одной из самых старых команд T.G. Band, занимавшихся граффити. Ее организовали 2 чувака – Тайм и Грифф. На подъеме хип-хоп культуры в 90-х они начали творить - из Питера и Москвы эта волна дошла и до нас. Все началось с простых надписей. Позже их начали приглашать в клубы, кафе для оформления. Грифф – это мой старший брат. В последних классах школы, это конец 90-х, он и меня увлек этим.

«Старички» начали отходить от дел, пришла молодая смена. Потом мы стали делать не «бомбы», где упор делается на проработку шрифта, а начали работать с художественными образами. Рисовали сказки, персонажей мультфильмов и комиксов. Это все так же делалось по заведениям на заказ. Если на улице – то только в рамках фестиваля. Это раньше ночью все собрались под покровом ночи рисовать!

- А у тебя есть история побегов от обнаруживших тебя правоохранителей?

- У меня не было такого. С полицейскими можно уладить дело. Они тоже люди, зачастую им даже интересно, поэтому нужно объяснить, что ты не хулиган. Можно даже договориться и дорисовать все до конца! Я аккуратный художник, старался не рисовать в людных местах, а в промзоне или на железной дороге. Вроде и зрители есть – люди едут в поездах, смотрят в окно. Да и кому нужны эти серые заборы.

- Большинство людей с тобой, наверное, не согласится.

- Я по образованию архитектор, и понимаю, что граффити на стенах это не очень хорошо. Портит вид здания. И только лишь добавляет маргинальности. Я путешествую и вижу, как это происходит в других городах, это не очень красиво, когда все исписано. Когда все происходит в рамках фестиваля – выделяется здание и ребята долго, детально прорисовывают – это одно. Когда быстро, ночью, ничего не видно, одни на шухере стоят, пока другие рисуют - то это другое.

Есть коллективы, которые творят в своем хулиганском стиле, рисуют на поездах. Им нравится. Но это рискованно, могут и оштрафовать.

- Как правило, к серьезной ответственности привлекают людей, чьи рисунки несут отрицательный политический, религиозный или социальный подтекст.

-Художник сам создает себе проблемы. При этом власти могут дать рисунку любую интерпретацию, любой подтекст.

"Юра Юркий". Фото Алексея Щелконогова

- Ты сказал про фестивали: часто они проходят в Казани?

- Фестиваль – это собрание крутых художников, они встречаются, общаются, рисуют. В рамках фестиваля «Like it art» в Казани оформили много стен, много фасадов, трансформаторных будок, теперь можно встретить на улицах – ярко и красиво. Но это еще в 2012 году. По сути, это был пик культуры граффити в Казани. По организации, количеству краски, площади, участников (из множества стран мира) фестиваль переплюнул многие подобные мероприятия в Европе.

Последнее, что происходило - в парке Кырлай, у Казань Арены, на набережной. В Кырлае была экологическая акция, рисовали граффити на мусорных контейнерах. На набережной рисовали на листах картона. Но все это разобрали и развезли, а когда после остаются красиво расписанные стены – это совсем другое.

- Назови самую раскрашенную территорию в Казани?

- Под мостом Миллениум. В районе старого ипподрома тоже красиво. Все тихие места, где не шугают, и где ребята могут спокойно работать.

- Отношение людей к граффити поменяется с годами?

- Сомневаюсь, что поменяется в лучшую. Молодежь приходит в эту культуру и при доступности материалов начинает бесшабашно все раскрашивать, черкать свое прозвище на каждом углу. Если горожане будут видеть интересно, детально обрисованные стены, то тогда кому-то и понравится. Я сейчас работаю в команде «Aeropop». Мы делаем попсово и для народа, чтобы люди понимали, и им было интересно. При этом уже давно не рисуем на улицах. Зачастую люди приглашают разрисовать им комнату. Здесь все зависит от художника. Достойному мастеру всегда найдется работа.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах