Работы по восстановлению храма, напомним, стартовали в мае. В эти дни специалисты оценивают полученные результаты и делятся открытиями, которые сопровождают весь процесс возрождения собора.
Археологи, исследовавшие территорию площадью 2,5 тысячи квадратных метров, приятно удивлены: как оказалось, большая часть пещерной части храма, его фундаментов, сохранена. Здесь отчетливо видны цементные полы и следы ремонта, произведенного по распоряжению императрицы Елизаветы Федоровны в подземной части собора. И это несмотря на достаточно серьезные разрушения, которым подвергся собор в 30-е годы прошлого века и в последующем при работе табачной фабрики, действовавшей на его территории до начала 2000-х.
Табачная фабрика и пещерный храм
— На месте раскопок встречается много различных коммуникаций, появившихся здесь в советское время. Археологически точно установлено существование на этой территории табачной фабрики — элементы под станки, например, специальные конструкции, которые видны и четко определяются. Конечно, нанесен урон плавным контурам храма, фабричные элементы резко диссонируют со всей территорией расчистки остатков, — рассказывает директор Института археологии имени А. Х. Халикова кандидат исторических наук Айрат Ситдиков.
Подземную часть собора, так называемый пещерный храм, создали в 1910 году. Столь поздняя переделка была призвана запечатлеть место явления чудотворной иконы. Это был действующий храм, туда можно было попасть по специально устроенным лестницам — пройти, помолиться, как и в самом соборе, который оставался при этом наверху. По словам заместителя министра культуры РТ Светланы Персовой, это своеобразная мемориализация самого события:
— Перед началом раскопок никто не знал, в какой степени сохранился этот подземный храм. Мы знали о том, что он был устроен, по архивным документам и фотографиям. И было большой радостью для всех исследователей, когда этот храм раскрыли и оказалось, что он сохранился в достаточно большой степени — на уровне стен и начала сводов. Мы можем не только очень хорошо прочесть его план, но и видеть его объемно-пространственные характеристики. Наша первоочередная задача — законсервировать все те остатки, которые дошли до нас, укрепить их, в будущем они войдут в состав воссоздаваемого собора.
По словам Персовой, концепция воссоздания предполагает полное повторение собора, который был построен по проекту архитектора Ивана Старова и считался шедевром классической архитектуры, на какие равнялись, какие многократно повторяли при строительстве храмов по всей России. В Минкульте РТ надеются воссоздать собор в мельчайших деталях. Архитектурные элементы убранства, найденные археологами, позволяют более точно реконструировать здание собора. В частности, сохранились нижние части фресок и элементы кованых деталей окон — важные составные части для последующих работ, связанных с реставрацией. Важно и то, что сохранились проект иконостаса и киота для иконы, которые также будут воссозданы в первоначальной форме. В профильном ведомстве не исключают, что генеральным проектировщиком, коим определен институт «Татинвестгражданпроект», в выполнении работ по возрождению храма будут использованы в том числе новые материалы. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан убежден, что при восстановлении храма нужно максимально соответствовать его историческому облику:
— Современная архитектура, материалы, подходы не всегда могут вписываться в старину. Я очень четко настаиваю на том, чтобы храм соответствовал не только внешнему, но и внутреннему облику, тому, каким он был до разрушения.
Культурный слой под угрозой
Следуя этой задаче, казанские ученые тесно взаимодействуют с ведущими российскими научными центрами и специалистами, среди которых Леонид Беляев — ведущий археолог по изучению церковной археологии, известный исследователь по воссозданию храмов, разрушенных в разные годы в советское время. По словам научного сотрудника Института археологии им. А. Х. Халикова Андрея Старкова, московские специалисты будут помогать в процессе восстановления храма и в дальнейшем:
— Пока работают только казанские археологи, но мы ждем москвичей. Объект сложный, да и территория города интересна в археологическом плане, поэтому важно приглашать более опытных в храмовом строительстве коллег. Известно, что поздние перестройки, строительство крупных зданий уничтожают культурный слой, который располагается на территории археологических объектов. Для всех памятников археологии это основная проблема.
— Археологи работают там, где возникает угроза культурному слою, — говорит Айрат Ситдиков. — Это уникальная информация, которая формировалась столетиями, и чем меньше мы этот культурный слой трогаем, тем длительней эта информация сохраняется. И с развитием техники и технологий мы можем получать из этого культурного слоя все больше и больше информации, которую передадим будущим поколениям.
Сейчас археологи проводят большую работу по фиксации результатов раскопок. Современная методика ведения археологических исследований предполагает отбор материалов, фото- и видеофиксацию — каждый элемент скрупулезного процесса документируется. А находок немало — помимо тех, что проливают свет на историю самого собора, много бытовых предметов, связанных с пребыванием здесь прихожан: крестики, фрагменты керамики, монетки, бусинки, браслеты, перстни... Все они являются настоящей исторической иллюстрацией, говорят археологи. Кроме того, территория Богородицкого монастыря — одно из ярчайших исторических мест Казани, обладающее насыщенным культурным слоем, отмечают специалисты. Монастырь неразрывно связан с историей, в том числе Казанского кремля. Предполагается, что на этой территории в XVI веке располагалось летописное Старое городище, которое являлось одной из цитаделей города. И здесь, возможно, сохранились следы домонгольской Казани. Поэтому выдвинуто предложение о создании музея, посвященного монастырю. Будет ли экспозиция находиться на этой территории или за ее пределами — вопрос пока открытый:
— Вопрос создания музея, конечно, стоит. Русская православная церковь так же, как и мы, считает, что музей должен быть, но пока не определено его место и форма, в которой он будет существовать. Музей необходим, чтобы показать все, что связано с периодами существования монастыря и его восстановления. Артефактов очень много, и нужно будет их где-то экспонировать, — отмечает Светлана Персова.
Открыт и вопрос финансирования возрождения собора. По словам замминистра культуры, сегодня идут исследования, поэтому пока нет ни эскизного проекта, ни полных расчетов стоимости храма. Она будет зависеть от принятых конструктивных решений, от выбора материалов, от способа возведения. Бюджетное финансирование на этом этапе отсутствует, храм предполагается воссоздавать на собранные благотворительные средства. Напомним, на одной из пресс-конференций по вопросу возрождения собора в конце апреля митрополит Казанский и Татарстанский Феофан предположил, что работы по восстановлению храма обойдутся в 1 миллиард рублей. Владыка отметил, что средства на строительство пойдут из фонда «Возрождение», готовность пожертвовать деньги на восстановление храма на тот момент выразили ряд крупных татарстанских компаний.
Митрополит лично контролирует работы по возрождению собора Казанской иконы Богоматери. Каждый рабочий день он начинает с посещения места раскопок:
— Разные чувства вызывает у меня нахождение здесь. С одной стороны, радость, что мы наконец-то очень активно вступили в фазу воссоздания. С другой стороны, видя это варварское отношение, думаешь: «Как же наша страна, наш народ мог допустить, чтобы шедевры, святыни так варварски уничтожались?!» Но, конечно, превалирует чувство радости от того, что правда торжествует и святыня возрождается.
Планируется, что воссоздаваемый собор будет действующим. Помолиться прихожане смогут и в пещерном храме. Закладка первого камня в основание собора Казанской иконы Божией Матери в июле этого года обещает стать одним из самых значимых событий духовной жизни России. Ожидается, что в столицу Татарстана с визитом прибудет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, благословивший возрождение собора.