Напомним: травля эксперта Института национальной стратегии, исламоведа Раиса Сулейманова началась 28 декабря. В этот день его вызвали на допрос в центр противодействия экстремизму. На следующий день в одном из пользующихся дурной славой казанских изданий появилась статья, в которой Раиса объявили городским сумасшедшим, поставив в один ряд с полуголым уличным музыкантом.
Сегодня в 10.00 Раис явился в отдел полиции «Горки» по повестке. В ней утверждалось: Раис Сулейманов опубликовал у себя на странице в «ВКонтакте» материалы, демонстрирующие атрибутику ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России – МК) и «Хизб-ут-тахрир» (террористическая организация, запрещена в России – МК).
«Экстремистская атрибутика» представляла собой флаги с надписями, восхваляющими Аллаха. При этом составители повестки ссылались на заключение некоей экспертизы, проведенной в сентябре 2013 года и признавшей подобные флаги экстремистскими.
Раису Сулейманову предписывалось явиться для составления протокола об административном нарушении – в демонстрировании экстремистской атрибутики.
Перед тем как зайти в отдел полиции, Раис отдал мне листочек бумаги – в нем он тезисно изложил, как собирается доказывать свою невиновность:
- Если меня арестуют. Буду признателен, если напечатаете.
Допрос длился более часа.
- Везут в суд, - сообщил эксперт.
Сулейманов сразу обращает внимание на одну странность (позже он обратит на нее внимание судьи) – в повестке фигурировала ссылка на некую экспертизу от 2013 года, а в отделе полиции ему предъявили свежее заключение, датированное 24 декабря и составленное сотрудником Академии наук Татарстана и Казанского межрегионального центра экспертиз Ильшатом Мухаметзариповым.
В Приволжский райсуд Раиса привозят в 13.00. В наручниках, которыми его пристегнул к себе полицейский. Одновременно с Раисом в здание суда заходит молодой человек – в нем Сулейманов узнает вызывавшего его накануне следователя из ЦПЭ. Но заседание всё не начиналось – за время ожидания полицейские даже успевают отстегнуть наручники, видимо, поняв, что бежать Раис не собирается.
Скорый суд
В суде – предновогоднее настроение. Видимо, поэтому помощника судьи нет. Нет и представителя ЦПЭ, и вынесшего обвинительное заключение эксперта. Кроме судьи и Раиса в зале – я и доставивший Сулейманова сотрудник полиции, который за всё время заседания не проронит ни слова.
Раис объясняет судье Тагиру Рахиеву: с предъявленным ему обвинением категорически не согласен.
Он не публиковал фотографии с флагом – лишь разместил ссылки на статьи (одна в французском издании, другая – в российском), где выступал, как эксперт. Алгоритм размещения ссылок в «Вконтакте» таков, что на страницу того, кто делает ссылку выводится первый абзац статьи и заглавное фото.
Кроме того, настаивает Раис, фотографии невозможно оценивать отдельно от содержания статей. А оно – антиэкстремистское. Таким образом, возникает парадокс - борца с экстремизмом наказывают за экстремизм.
- Наказание по данному административному правонарушению не может выноситься мне, поскольку мной не преследовалась цель пропаганды атрибутики экстремистских организаций. Наоборот сами статьи вместе с фотоиллюстрациями к ним разоблачали опасность ИГИЛ и «Хизб-ут-Тахрир», - заявил он суду.
Речь идет о политической травле, продолжает Раис. Наказании за открытые высказывания на тему террористической угрозы в Татарстане.
- Это портит имидж, очень не нравится чиновникам, которые отвечают за внутреннюю политику в Татарстане.
После того как Раис заговорил о политической травле, судья, до этого ни разу не перебивший Сулейманова, стал задавать ему разные вопросы. Но максимально далекие от политики. В частности, возвращался к ошибке с датой экспертизы в повестке, о которой Раис сообщил в самом начале своей речи.
Кстати, как выяснилось, в материалах дела оказался полицейский протокол, не подписанный Сулеймановым. Куда делся подписанный им вариант – с внесенными им правками – так и осталось загадкой.
Суд «совещался» не более трех-четырех десятков секунд. И вынес решение – признать Раиса Сулейманова виновным и назначить наказание в виде ареста на семь суток.
Раиса повезли на Милицейскую, 75, где находятся следственный изолятор и спецприемник полиции.
Любопытно, что статья 20.3 КоАП в качестве наказания предусматривает и административный штраф на сумму до 2 тыс. руб. Но, видимо, судья по каким-то причинам счел, что борец с экстремизмом должен встретить Новый год за решеткой.
Ссылки, о которых идет речь, размещены 29 октября и 18 ноября. Но отправить за решетку эксперта по этнорелигиозным проблемам в Поволжье понадобилось именно сейчас.
Раис уверен: последней каплей стали его публикации о влиянии Турции на Татарстан. В свете стремительно развивающегося конфликта Москвы с Анкарой, руководству республики, предпочитающей занимать несколько обособленную от Москвы позицию по вопросам взаимоотношений с Турцией, публикации Сулейманова показались неместными.
- Мои источники в верхах предупреждали: этнократия в ярости. Тебя «сольют», - вспоминал Раис, пока мы ждали начала заседания.
«Слили». Впрочем, Сулейманов уверен – это начало. Даже за те 7 суток, что предстоит ему провести за решеткой, провластные СМИ смешают его с имя с грязью.
«Посадили татарина, наибольшего патриота России»
Припомнили историю задержания председателя Общества русской культуры Татарстана Михаила Щеглова в день, когда начались пикеты напротив турецкого консульства. Напомним, МВД разослало сообщение, в котором утверждало: Щеглова задержали, так как он был пьян. Практически все издания радостно отрапортовали об этом (не потрудившись выяснить обстоятельства) – а позже выяснилось, что суд не нашел в действиях Щеглова состава административного правонарушения.
«Посадили татарина, чьё значение для России ещё оценит история нашей страны. Посадили наибольшего патриота России из всех татар.Кто посадил такого человека? Ответ очевиден - ВРАГИ России», - отреагировал на известие об аресте Раиса Сулейманова Михаил Щеглов.
- Дело рук сепаратистов, которые, к сожалению, присутствую в некоторых властных структурах. Это месть. Это попытка запугать человека, который говорит правду, -прокомментировал арест Раиса Сулейманова президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин. - Происходит то, о чем мы неоднократно говорили – сращивание экстремистов и отдельных недобросовестных чиновников на коррупционной и иной базе. И когда такое происходит, основным объектом их воздействия становятся такие специалисты, как Раис. Которые разоблачают действия экстремистов, а сами оказываются обвиненными в экстремизме. Давя на Сулейманова, эти люди ослабляют российское государство. Ослабляют сопротивление российского государства, и мусульманского сообщества и исламоведов в частности, росту экстремизма. Реального экстремизма. Мы – ученые и религиозные деятели. С кем я сейчас успел переговорить - все целиком и полностью стоим на стороне Раиса. Держись, Раис.
Перед тем, как увести Раиса, сотрудник полиции рекомендует ему:
- Лучше отдай всё ценное.
Раис отдал мне бумажник, смартфон, документы. Они у меня. До возвращения.