- В этом году мы вспоминаем ушедшего Шамиля Тимербулатова, которому в этом году исполнилось бы 65 лет. Мы с его дочерью Гульнарой планировали сегодняшний концерт как вечер памяти Шамиля Харисовича. Самое грустное, что при жизни сам композитор свою Симфонию-ораторию не услышал, - посетовал маэстро.
- Для отца вы были символом профессионализма, - отметила Гульнара Тимербулатова. Дочь покойного композитора поблагодарила маэстро за то, что, благодаря ему татарская музыка жива, и звучит в самом гениальном исполнении.
В работе над Симфонией-ораторией №3 «Булгарские сказания» Шамилю Тимербулатову помогали поэты Равиль Файзуллин и Джавдет Сулейманов, а также композитор использовал стихи Габдуллы Тукая. «Мне приятно что оба автора здесь, вместе с нами. Когда создатели присутствуют на репетиции — это особенно приятно», отметил маэстро на пресс-коференции.
Анатолий Луппов, композитор и учитель Шамиля Тимербулатова рассказал о своем талантливом ученике:
— Он для меня был не просто учеником, он был моим другом, даже вторым сыном. Шамиль — талантливейший человек. Его уход от нас я переживаю до сих пор, ведь он был на вершине мастерства и мог написать ещё много сильных произведений. Но счастье, что он дожил до 62 лет. Он всю жизнь был болен. Он задыхался, не мог подниматься по лестнице. Так что господь бог отпустил ему больше времени, чем это было возможно. Поэтому, все, что он написал — это самый ценный вклад в татарскую музыку.
Помимо Государственного оркестра РТ в исполнении Симфонии-оратории №3 приняли участие Государственный камерный хор РТ под руководством Миляуши Таминдаровой, а также солисты — народный артист РТ, баритон Мунир Якупов и тенор Рушан Шайбеков.
На концерте прозвучала Двенадцатая симфония «Тайна озера Кабан» Анатолия Луппова, «патриарха татарской композиторской школы», как назвал его маэстро Сладковский.
Кстати, то обстоятельство, что на международном фестивале современной музыки звучит музыка татарских композиторов, не случайно.
- «СONCORDIA» создавалась не только как фестиваль авангардной, никому не известной музыки, но и как площадка для значимых татарстанских композиторов, - объяснил Сладковский (Один из концертов Первого фестиваля «CONCORDIA» был как раз посвящен творчеству татарских композиторов).
Первое отделение V Международного фестиваля «CONCORDIA» началось с минуты молчания. Четырнадцатую симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича для сопрано, баса и камерного оркестра маэстро посвятил памяти жертвам в терактах над Синаем и в Париже.
- Я очень волнуюсь, ведь я впервые исполняю эту симфонию. Но, в тоже время я счастлива, - призналась исполнительница партии сопрано Наталья Мурадымова.
Солист государственной академической певческой капеллы Петр Мигунов, исполнитель партии баса, заверил, что шокирован концертным залом (Казанью, впрочем, тоже, но похвалить город – это хороший тон):
— Я первый раз в Казани. И я шокирован тем, что я здесь увидел. Город у вас очень красивый, умытый, подсвеченный, но сюрпризы на этом только начинались. Я шокирован концертным залом, по акустике, наверное, он входит в двадцатку, а то и десятку лучших.
14-ю симфонию Шостаковича Петр исполнял много раз, но признался, что не встречал такого никогда, чтобы оркестр с первой репетиции был в такой высочайшей форме.
- На репетиции симфония была исполнена на высоком уровне, что бывает крайне редко. И это благодаря не только хорошим музыкантам, но и работе маэстро Сладковского», — отметил Петр Мигунов.