«МК» цитирует оригинальный текст, размещенный в группе (скриншоты сохранены) на самом верху страницы, сейчас он заменен на более благостный и нейтральный. Видимо, националистам недвусмысленно намекнули, что изначальный вариант попахивал экстремизмом.
Эксперт Института национальной стратегии, религиовед Раис Сулейманов:
«Появление подобного русофобского и антиправославного сообщества в соцсети вызвано желанием татарских национал-сепаратистов и солидарных с ними ваххабитов остановить процесс укрепления позиций православия в Татарстане. Приход нового татарстанского митрополита Феофана, который поставил своей целью начать восстановление разрушенных и заброшенных православных храмов, вызвал резкое неприятие среди сепаратистов и исламистов. Последних устраивало положение православных в Татарстане как религиозного меньшинства, которое сложилось за постсоветский период (почти 1,5 тысячи мечетей и около 300 церквей). Когда президент Татарстана Рустам Минниханов пошел по пути сохранения паритетности в строительстве крупных религиозных объектов и 4 ноября 2015 года, в День народного единства, подписал указ о строительстве исламской академии в Болгаре и собора Казанской иконы Божьей матери в Казани, это вызвало в среде татарских националистов и ваххабитов резкое неприятие.
До революции 1917 года паломники приезжали со всей страны именно в Казанский Богородицкий монастырь, где его сердцевиной был собор Казанской иконы Божьей Матери. Сегодня монастырь выглядит убого на фоне былого дореволюционного величия. Когда один из списков иконы вернули в 2004 году в Казань, то ее поместили в сохранившуюся на территории монастыря Крестоводвиженскую церковь, поскольку на месте разрушенного в 1932 году собора располагается пустырь. Новый митрополит решил возродить былое величие этого монастыря как крупного паломнического центра. Отдадим должное местным властям, они проявили благоразумие и поддержали митрополита. Татарские националисты и исламские радикалы усмотрели в этом решении возможность возвращения былого величия Казани как крупного православного центра России. В Интернете появился комментарии, что, дескать, собор Казанской иконы Божьей матери в случае его постройки затмит своим величием и масштабом соборную мечеть Кул Шариф.
Появление подобной группы "В контакте" и то, что она быстро набрала столько участников, свидетельствует о том, что пропагандируемый властями Татарстана имидж республики как центра толерантности далек от реальности: за годы "суверенитета" Татарстана подросло поколение откровенных русофобов и христианоненавистников, которые выступают против присутствия РПЦ в Поволжье.
И, кстати, если внимательно посмотреть состав участников группы, там будут не только татары, но и жители Украины, которые вместе с сепаратистами Татарстана солидарны в их ненависти к России и Русской Православной церкви.