МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казань

Беженцев с Донбасса под Казанью вынуждают паковать чемоданы

В гостеприимном Татарстане украинские переселенцы почувствовали себя абсолютно бесправными

В подвешенном состоянии оказались около двухсот украинских беженцев из пункта временного размещения в лагере «Солнечный» под Казанью. Люди рассказали, что в начале мая им заявили: скоро им придется освободить помещения.

В подвешенном состоянии оказались как взрослые, так и их дети. Фото: Андрей Григорьев. Видео: ОРК.

 О степени отчаяния, охватившего бежавших охваченного войной Донбасса, можно судить хотя бы по тому, что люди первый раз за все время пребывания в Татарстане (с августа 2014 года) решились открыто, на камеру и диктофон, рассказать о своих бедах и страхах. Расселить «Солнечный» (беженцы рассказывают, что он относится к заводу "Оргсинтез"), по их словам, собирались 20 мая, то есть вчера. К счастью, не расселили. Возможно, потому что эта история получила огласку: 19 мая волонтеры казанского движения «Помогаем Новороссии» сообщили о намечающемся выселении на сайте «Русский федералист». «МК» перепечатал эту заметку, и она собрала огромное количество просмотров.

А вчера нам удалось пообщаться с беженцами вживую. В поселок Залесный, рядом с которым находится лагерь, мы едем вместе с председателем «Общества русской культуры» Михаилом Щегловым. Михаил Юрьевич предупреждает, что нас будут ждать возле автозаправки у Горьковского шоссе – активистки «Помогаем Новороссии» рассказали, что в лагерь их не пустили. Подъезжаем. И правда, у заправки – два десятка человек. Мужчины, женщины, много детей. В глазах – тоска. В то, что мы опубликуем их историю, не очень-то верят. Журналисты, вспоминают беженцы, не раз собирались рассказать о положении, в котором оказались бежавшие с Донбасса поселенцы «Солнечного». Но эти сюжеты так и не увидели свет.

Какая судьба ждет вынужденных переселенцев – неизвестно. Люди рассказывают, что в начале мая в лагерь прибыла комиссия из 14 человек - представители администрации Московского и Кировского районов Казани, региональных Минздрава, Минобраза, МЧС, УФМС. Выступал только один - представитель районной администрации по фамилии Шакиров. Предупредил о грядущем выселении. Сейчас беженцам, по их словам, предлагают писать заявления с просьбой об отправке домой. Между тем регистрация у них - до сентября. Еще 23 марта, на очередном собрании, их заверили: никого не выгоняют. А если что – предупредят за месяц-полтора. Люди напуганы: как выяснилось, выселить могут в любой момент.

Что делать? Возвращаться на Украину? Страшно. Некуда. И не на что.

- Мы хотим домой. Но не готовы,- практически хором уверяют наши собеседники. На родине нет работы. У кого-то – уже нет и домов. Наконец, просто нет денег. Татарстанские работодатели, как выяснилось, не ждут с распростертыми объятиями людей с украинскими паспортами. Молодой человек по имени Вячеслав рассказывает, что из всех крупных заводов беженцев согласился взять лишь один – КМПО. В центрах занятости, сетуют они, заверяют, что вакансий - тысячи. Но когда доходит до собеседования, работодатели прямо сообщают: люди с Донбасса им не нужны.

Сын Натальи Чепко сломал ногу в мартовский гололед. Сделали операцию, вставили металлический штифт. Парень не может даже самостоятельно спуститься с лестницы. Зарплаты Натальи и второго ее сына едва хватает на лекарства и такси до травмпункта.

-Мы не можем снять квартиру. И уехать не можем – как он в дороге будет? - с ужасом говорит женщина.

Кристина Чибисова - гражданка России, но много лет жила на Украине. Бежала вместе с гражданским мужем, двумя общими дочерьми и сыном от первого брака - тоже гражданином России. Сейчас, рассказывает она, с нее берут больше 6 тысяч рублей в месяц за возможность жить с семьей в «Солнечном». Работу Кристина потеряла – у нее закончилась регистрация, и, несмотря на то, что Чибисову несколько раз подряд признавали лучшим продавцом в магазине одной крупной сети, ей предложили уволиться. Причем взять обратно готовы хоть завтра- если будет регистрация. А регистрации нет.

Другие, но одинаково безвыходные ситуации – у каждого из обитателей «Солнечного».

Страшно еще и то, что люди ощущают себя абсолютно бесправными - граждане другого государства, они не знают, могут ли бороться за какие-то права и есть ли они у них вообще. Кстати, по приезде им обещали предоставить юристов. Не предоставили.

- Господа чиновники! Пожалуйста, не вынуждайте людей возвращаться на войну. Там убивают, - говорит одна из женщин, когда представители «Общества русской культуры» записывают короткие видеообращения к властям Татарстана и Казани каждого из наших собеседников.

Под конец беседы беженцы рассказывают: даже не ожидали, что столько заботы и участия в их судьбах проявят простые казанцы. Люди собирают одежду, бытовую технику, в местной школе детей в сентябре одели с головы до ног – даже зонтики купили. Беженцы перечисляют волонтерские организации, которые им помогли – «Душа Казани», и множество других.

- В простых людях мы увидели столько сочувствия. Действительно, Казань свою душу показала. А в чиновниках, увы, нет, - констатируют переселенцы.

Редакция «Московского комсомольца» отправила запросы в мэрию Казани и пресс-службу ГК «ТАИФ» с просьбой дать официальный ответ – до какого числа какого месяца беженцам обеспечат возможность проживать в лагере «Солнечный». Надеемся на быструю реакцию.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах