Большие надежды перечеркнуло падение рубля. Уже осенью, когда у россиян массово начали срываться европейские новогодние каникулы, стало ясно, что судьба маршрута висит на волоске. Так что решение Finnair приостановить полеты по маршруту «до апреля» оказалось хоть и неприятным, но никак не сюрпризом.
Редакция надеется на возобновление рейса - как и на то, что татарстанцам полеты в страну тысячи озер окажутся по карману. А пока, чтобы не заканчивать на пессимистической ноте, мы вспоминаем наиболее приятные впечатления от знакомства с Финляндией в августе 2014 года. Фоторепортаж с впечатлениями о поездке можно посмотреть здесь.
Финляндия как на ладони
Корреспонденты «МК», отправившись первым авиарейсом «Казань-Хельсинки» в маленькую северную страну, успели оценить её как с высоты птичьего полёта, так и с близи
...Вращающаяся платформа медленно поднимает нас на 75-метровую высоту. Отсюда, с башни свободного падения в парке аттракционов Линненмяки, виден весь Хельсинки. Аккуратные здания, парки, море. Оно в Хельсинки повсюду. Море обнимает город как гигантский осьминог.
Ожидание падения длится секунду-другую. Но на высоте время течет по-другому. Впрочем, в Финляндии вообще время течет по-другому. Страна, меньше ста лет назад вышедшая из состава Российской империи, шагает в будущее семимильными шагами. Город Хельсинки – совершенно современен.
Ночь с Амандой
Артур, наш гид в Хельсинки, вскользь упоминает: вот собирались в финской столице строить музей Гуггенхайма. Но лучше, считает он, этого не делать – музей Гуггенхайма был бы актуален 20 лет назад, сейчас ему в Хельсинки не место. Необходимо отдавать предпочтение современному искусству.
Нам повезло: мы застали Ночь искусств (в этом году - 21 августа) – когда весь центр Хельсинки превращается в арт-площадку. На главной площади города люди с увлечением собирают из картонных коробок, как из гигантского конструктора лего, крепость – потешный городок.
Заходим в кафедральный собор – там звучит академический авангард. Рядом, возле фонтана Хавис Аманда, играют этнорок. Сама Хавис Аманда – скульптура морской девы, воздвигнутая здесь более века назад и символизирующая Хельсинки, на лето оказалась заключена в черный куб. Внутри куба – мини-отель, где за баснословную цену можно провести «ночь с Амандой». Наш гид утверждает, что от желающих нет отбоя.
Арт-объекты в Финляндии – везде, искусство – органичная часть окружающей среды. Собственно, самый знаковый арт-объект Финляндии, памятник композитору Сибелиусу в Хельсинки, встроен в пейзаж, и не представим вне его. Стволы алюминиевых труб, стволы сосен, гранитные утесы.
Арт-объект есть даже в холле мэрии финской столицы. Сплетающиеся в бесконечный орнамент пальцы. Кстати, перемещаться по первому этажу мэрии можно совершенно свободно. Даже зайти в туалет. Нас это, конечно, поражает.
Искусство в Финляндии – это еще и успешная бизнес-стратегия. «Ночь с Амандой» - идеальная модель монетизации прекрасного. Другой пример - арт-фабрика в Порвоо. Центр современного искусства в городке с населением в 50 тысяч человек. Арт-фабрика находится на площадях завода, построенного еще в начале 20 века. Завод несколько раз менял предназначение – в зависимости от конъюнктуры рынка. Сейчас здесь - мастерские художников, галереи, идеальный с точки зрения акустики конференц-зал, ресторан. Выставленные в галерее произведения финских художников можно купить (в среднем от 1400-1500 евро). А можно - взять в аренду (20-40 евро в месяц).
«Это всё – своё, родное»
Ресторан на территории арт-фабрики можно рассматривать как арт-мастерскую. Кухня в Финляндии – такая же органическая часть культуры, как живопись, скульптура и архитектура.
Финны предпочитают всё местное, полагая, что это наиболее полезно. Благо, выбрать есть из чего. Например, невероятное количество сортов рыбы, приготовленной самыми разными способами.
Первое место занимает, конечно, лосось. В ресторане в центре Хельсинки мы ели лосось с сахаром. Необычно, но вкусно. А в ресторане в Парвоо мы ели сливочный суп с лососем. Блюдо насколько вкусное, настолько же питательное. Еще в Финляндии очень вкусный хлеб. Сортов хлеба множество. Самый известный и самый вкусный – черный, слегка подсушенный. К хлебу полагается соленое масло. В качестве десерта в ресторанах предлагается блюдо из меренг, мороженого и ягод.
В том, что еда в Финляндии здоровая, я убедилась лично. Ела столько, сколько не позволяю себе дома, но вернувшись и встав на весы, обнаружила, что стрелка осталась ровно на том же месте.
Местную кухню в Финляндии предлагают практически в любом заведении. Но за абсолютной гастрономической аутентичностью лучше всего ехать в национальный парк Нууксио в округе Еспоо, к егерю Пекка.
О Пекка в Нууксио ходят легенды. Рассказывают, что если в здешних лесах кто-то заблудился, полиция направляется прямиком к Пекка – он всегда знает, где искать потерявшихся походников.
Пекка арендует несколько старинных коттеджей. В том, что стоит на берегу озера, – сауна и баня по-черному. По озеру можно покататься на каноэ. Мы катались – как оказалось, ничего сверхъестественно сложного в гребле одним веслом нет. Удобнее и маневреннее, чем на двухвесельной лодке.
Коттедж на пригорке представляет собой ресторан. Пекка и его помощники готовят прямо здесь – в старинной печи. Готовят преимущественно из того, что собрали в лесу. Нам запомнился невероятно вкусный сливочный суп – грибы, сливки, масло, белое вино, сыр. Всё в тщательно выверенных пропорциях. Готовить такой суп надо несколько часов.
Кстати, из всего обилия грибов, растущих в здешних лесах, в пищу финны употребляют исключительно лисички – kantarelli. А вот белые грибы спросом не пользуются.
Нууксио – ближайший к Хельсинки национальный парк. Доехать сюда можно на городском автобусе. Но многие финны предпочитают велосипед.
В парке несколько туристических маршрута разной длины и разной степени сложности. Каждый маршрут отмечен указателями определенного цвета. Мы прогулялись по «тропе троллей» - самой короткой и легкой, пройти которой могут люди с ограниченными возможностями.
Вид на белку из дупла
Вообще, «доступная среда» в Финляндии – не декларация, а реальность. В Хельсинки нам часто встречались люди на колясках. Маршруты в Нууксио тщательно окультурены. Есть кемпинги, где можно взять дрова, переночевать, просто пожарить сосиски. Мясо здесь жарить не принято.
Кемпинги бесплатны. В Нууксио находится центр природы Халтиа. Построенный чуть больше года назад, из дерева, очертаниями напоминает утку – персонажа карело-финской мифологии. В Халтиа действует экспозиция, рассказывающая о природе Финляндии и представляющая другие национальные парки (всего их в Финляндии - 35).
Из того, что знакомо всем нам по школьным экскурсиям в краеведческие музеи, - несколько чучел зверей на входе в выставочное пространство. Дальше – парад мультимедийных технологий.
Под ногами искрится снег, текут воды, пейзажи сменяют один другой. Через экран-дупло заглядывает белка. Можно протиснуться в медвежью берлогу, в волчью нору. Мы, взрослые, серьезные люди, лазили как дети.
Наш гид в Еспоо Лена рассказывает, что финны с детства воспитывают детей так, чтобы они могли выжить в любых природных и погодных условиях – на этих высоких широтах, понятно, не самых мягких. В классах младшей и средней школы все ученики на переменах высыпают на улицу, и зайти внутрь, пока перемена не кончилась, не имеют права. Если замерз, промок – сам виноват, надо лучше одеваться. К окружающей среде принято относиться с почтением, ставя ее выше человека.
Обусловленная географией предусмотрительность стала обязательной составляющей финской ментальности. Ею же объясняется такое непременное качество финских товаров и услуг, как безопасность. Безопасная еда. Безопасные аттракционы.
Парк Линненмяки с его крутейшими головокружительными горками, башнями и каруселями считается самым безопасным в мире. Если где-то в мире в луна-парке происходит ЧП – в Линненмяки аналогичный аттракцион останавливают и проверяют. На всякий случай.
На Хельсинки в Линнемяки можно полюбоваться с башни свободно падения (предстоящее приключение обостряет восприятие), так и с колеса обозрения. Но самое высокое колесо обозрения находится не здесь, а на Торговой площади – рядом с причалом, где можно сесть на паром, отплывающий в старинную крепость Суоменлинну.