В том, что казанцы в воскресный день придут на площадь Тысячелетия посмотреть автомобильное шоу, сомнений не было. Автоспорт в Татарстане почти что религия. Ведь какой татарин не любит быстрой езды?
Удар звуковой волны
«Гвоздем» программы автошоу «Казань сити рейсинг» было заявлено выступление болида «Формулы-1» малазийско-английской команды «Катерхем», в прошлом носившей название «Лотус». Конечно, в столицу Татарстана приехала далеко не топовая команда королевских гонок, но найдется немного людей, которые отказались бы послушать рев мотора мощностью в 700 «лошадок».
«Катерхэм» в России уже в не первый раз, в прошлом году команда принимала участие в таком же московском шоу.
И не надо делать кислую рожицу. Пригласить к себе команду «Формулы-1» в разгар сезона – не так-то просто, намекнули мне в оргкомитете. Одно дело пригласить, другое – доставить болид из «конюшни» в Россию.
В паддоке бокс «Катерхэма» - самый посещаемый журналистами. За интервью с молодым и перспективным Робином Фряйнсом – живая очередь. Кто-то из операторов местного телеканала просит прогреть машину «для картинки». Техники в спешке надевают увесистые наушники, пилот садится в кабину, после чего раздается оглушительный вой. Звук настолько мощный (140 децибел), что он даже не оглушает, а выдавливает человека за пределы бокса. Для сравнения, шум двигателя болида в 10000 раз громче обычного разговора.
На шум в боксе живо реагируют пилоты команды «КАМАЗ-мастер». Пока болид выруливает из паддока на трассу, чтобы прогреть уже резину на казанском асфальте, триумфатор «Дакара» Андрей Каргинов, его товарищи по команде Айрат Мардеев и Эдуард Николаев бегут в сторону площади Тысячелетия. И поднявшись на высокое заграждение, пристально наблюдают за тестовым заездом Фряйнса.
Пять машин «КАМАЗ-мастера»
Челнинская команда прибыла в Казань на пяти грузовиках – технички, гостиница на колесах и боевой КАМАЗ Эдуарда Николаева. Именно ему предстоит показать класс перед казанской публикой.
- Почему Эдик? Его машина просто готова, все остальные сейчас в состоянии подготовки. Здесь пять пилотов, все одинаково подготовлены. Просто машина Эдика, поэтому он и будет выступать, - объясняет Владимир Чагин, руководитель команды.
Потом оказывается, что выступление Эдуарда Николаева пройдет по упрощенной программе.
- Готовы были к прыжкам. Но организаторы запретили, так как на трассе очень узко и мало места, - поясняет Айрат Мардеев.
Конечно, все вопросы к челнинцам - об отмене нынешнего ралли-рейда «Шелковый путь», который традиционно был серьезной проверкой машин перед «Дакаром».
- Очень жалко и обидно, что мы лишились хорошей соревновательной практики. Потому что лучшие тренировки – это гонки. Мы надеемся, что в следующем году «Шелковый путь» состоится. И мы восполним этот пробел, - продолжает Айрат Мардеев. – На этот раз «Шелковый путь» заменили тестами в Марокко, где неделю будем испытывать автомобиль. Планируется выезд на Чемпионат России в Калмыкии, потом выезд в Астрахань. Там еще раз проведем тесты перед «Дакаром». Это будут новые машины, и уже в ноябре машины отправятся за океан.
Кстати, о машинах. Как сообщил Владимир Чагин, перед «Дакаром» на всех боевых КАМАЗах будет установлен заграничный «Либхер».
- Это вынужденный отказ от отечественных двигателей - с 2016 года введены ограничения по объемам двигателя до 16,5 литров. А наш, российский, имеет 18,5 литров, - поясняет Чагин. - На нашем заводе планируется совместное производство этого двигателя. Так что с этим брендом двигателя мы связаны.
«Постараюсь сжечь всю резину»
Тем временем над площадью зависает огромная дождевая туча, начинается дождь, от которого вся пишущая братия, а вместе с ними и пилоты «КАМАЗ-мастера» прячутся под огромным тентом команды. На противоположной стороне паддока – бокс Виталия Петрова.
Если говорить о звездности гостей, то он сегодня - «номер один». Бывший пилот «Формулы-1», кажется, не в настроении. Определить причину сложно. Может всему виною соседство с боксом «Катерхэма»? Той самой команды, пилотом которой был всего пару сезонов назад? Ведь сейчас Виталий Петров – пилот команды «Мерседес», выступающей в немецком кузовном гоночном чемпионате DTM.
- Вы не планируете вернуться в «Формулу-1»?
- Мне бы хотелось вернуться. Но посмотрим. Сейчас все силы направлены на DTM, и зачем думать о чем-то еще по ходу гоночного сезона? – отвечает гонщик.
Но потом становится понятна причина его грусти. Перед казанской публикой он будет выступать на обычном по спортивным меркам автомобиле «Mercedes-Benz AMG». Гоночный авто организаторы не успели привезти в Казань из-за сжатых сроков.
- Конечно, это не то, что хотелось бы, но хоть что-то. Постараюсь сжечь всю резину, - уже со сцены перед многотысячной публикой заявит Петров через несколько минут.
Пообещали отработать на все сто и участники команды летающих мотоциклистов. В планах организаторов было привезти первого и самого знаменитого российского мотофристайлера Алексея Колесникова. Но планам помешала травма спортсмена. Лешу пришлось заменить на шведа Даниэля Бодина. Внесла свои коррективы и погода – для выполнения трюков на высоте мотоциклистам мешал сильный боковой ветер. Неверно рассчитав траекторию своего полета, можно рухнуть на асфальт.
И все же, под треки Skrillex и нетленки Metallica российско-шведская команда райдеров постаралась показать максимально сложные и зрелищные трюки высшего пилотажа.
Отработав свою часть программы, летающие мотоциклисты уступили трассу своим коллегам – стантрайдерам. Среди четырех смельчаков, способных проехаться на одном лишь заднем или переднем колесах мотоцикла – казанец Григорий Марков. Таких, как он, на весь Татарстан всего трое. Григорий – сильнейший, уже дважды принимал участие в этапах Чемпионата Восточной Европы по стантрайдингу.
- В седле, как говориться, с 15 лет. Брат привез диск из США, стали смотреть. Понравилось, стали пробовать в городе, тренировались на площадке перед НКЦ. Правда, очень часто оттуда выгоняли, - рассказывает Григорий. - Сейчас есть собственная площадка и даже автошкола.
Чтобы научится стантрайдингу, нужно потратить около двух лет.
- Я рекомендую начинать с питбайков с объемом двигателя 125 куб. см. – советует райдер. - Он маленький и легкий. А все европейские соревнования и мировые первенства уже проходят на 600-кубовых мотоциклах.
Как говорит Григорий, вид спорта затратный.
- Если делать дрифты, бернауты, или выжигание, то за одну тренировку можно убить до шести-семи «баллонов». Хорошо, что у меня есть спонсор на год, - говорит Григорий.
- Мечтаете стать пилотом «Ред булла»?
- Я в этом не вижу ничего сверхвыдающегося. Хотя - да, это круто! Это определенный статус, но, поверьте, это еще адский труд!
Рекордсмен мира по «пончикам»
После того как стихли звуки мотоциклов, началось другое шоу – болид Фряйнса не нуждался в музыкальном сопровождении. Стихла и казанская публика. Впрочем, предстать во всей красе кобылке из конюшен «Катерхема» не удалось. Короткая 700-метровая трасса не позволила болиду разогнаться до максимума, а элементы дрифтинга Фряйнс в основном демонстрировал напротив вип-лож.
Вдалеке от людских трибун нарезал свои «пончики» на асфальте площади Тысячелетия и знаменитый каскадер Терри Грант. По скорости нарезания «пончиков» англичанин – рекордсмен Гиннеса. Два года назад он заставил свою машину описывать круги задними колесами. Нарисовал десять (!) кругов. При этом сам трюкач находился на крыше автомобиля.
В обычной жизни Терри обходится без трюков.
- На дорогах я себя веду очень разумно. Я – счастливчик, у меня много машин. Я вожу «Aston Martin», я не знаю, есть ли у вас такой автомобиль, - говорит Терри. - Есть еще «Range Rover». Вообще, у меня очень много автомобилей. Если я еду по дороге, и мне кто-то сигналит, я всегда его пропущу. Никакого сумасшествия на дороге.
- Один из ведущих программы «TopGear» как-то заявил, что только пижоны покупают себе «Porsche». А у вас в коллекции есть «Porsche»?
- У меня нет «Porsche», это вовсе не означает, что я – не пижон! Они у меня все такие красавицы!
- А сколько у вас автомобилей?
- Около 20-25...
Свои «пончики» на асфальте следом за Терри Грандом филигранно нарезал Эдуард Николаев. Причем, его КАМАЗ не казался неуклюжим гигантом на фоне юрких спорт-каров. Музыкальным сопровождением его сольного выступления вполне мог бы стать венский вальс или второй концерт Брамса.