«Слухи ходили, еще с 2010 года, что очень высокопоставленные чиновники здесь взяли участки под строительство коттеджей. Мы очень переживали, но смотрим: вроде как ничего не делается. Потом года три назад муж увидел геодезистов. Спрашивает: что вы тут делаете? Они: проектируем укрепление берега. Ну, укрепление-укреплением. У нас на самом деле берег-то подмывает. А весной 2012 года они тут начали хозяйничать.
Конец апреля – начало мая. Смотрим: привозят биотуалет и какие-то железяки. Как выяснилось, арматура для забора. Поставили вагончик. И деревья пометили. Я подошла к молодому человеку и спрашиваю: вот тут деревья пометили. Что вы с ними будете делать? Он говорит: будем вырубать. Больше всего нас биотуалет поразил. У нас тут делали санитарные рубки, но чтобы биотуалет стоял – такого еще никогда не было. Потом табличку повесили: Матюшинское лесничество пишет, что делается санитарная рубка. А потом мы видим, что совсем не санитарная рубка – они прямо сплошняком, просеку целую рубят.
После того как 2 октября прошлого года была вторая статья в «Вечерней Казани», в которой прокуратура сказала, что должны снести забор в течение месяца, мы немножко успокоились. Прокуратура работает, МВД работает. Все, значит, будут соблюдать по закону. Раз забор стоит незаконно, значит, его должны убрать.
И вдруг 13 октября смотрю: по нашей дороге едет экскаватор. Огромный экскаватор! Он буквально всю нашу дорогу занял. Экскаватор выкорчевал все – все корни убраны. А дальше экскаватор начал рыть траншею. Осенью 2012-го они проложили газопровод.
В этом году мы приехали 31 марта. Приезжаем, а там уже полностью забор стоит, все перекрыто. Вторая половина (забора) за зиму построилась – вплоть до забора хазрата (Гусмана хазрата). Прорублены еще две просеки. Установлены бетонные колодцы».
Эту историю рассказала нам Тамара Филянина, садовод общества «Ветеранов-нефтяников» в Зеленом Бору. Тамара ведет переписку с госорганами с осени прошлого года, пытаясь защитить от вырубки расположенный по соседству 40-летний сосновый лес.
Распил зеленого бора стерегут как гостайну
Лесной участок с кадастровым номером 16:24:000000:687 площадью 8 га расположен в 9-м квартале Матюшинского участкового лесничества в Лаишевском районе, рядом с поселком Зеленый Бор. Согласно ответу министерства лесного хозяйства Татарстана, на основании аукциона, состоявшегося 13 апреля 2010 года, участок был предоставлен в аренду дачному потребительскому кооперативу «Полянка» для осуществления рекреационной деятельности. Арендатор предоставил в министерство проект освоения лесов, который в последствии получил положительную государственную экспертизу. Проектом освоения лесов предусмотрено следующее: существующие объекты – линии электропередач; проектируемые объекты: временная постройка для отдыха – 22 шт., хозблок – 24 шт., беседка – 21 шт., противопожарный резервуар для воды – 21 шт., спортивная площадка для игр – 18 шт., КПП, дорожная сеть общего пользования, площадки для установки мусорных контейнеров.
К слову, этот самый проект освоения лесов Тамаре упорно отказываются показывать как в минлесхозе, так и в казанской межрайонной природоохранной прокуратуре. В первом органе утверждают, что проект – документ служебного пользования. Во втором - не находят правовых оснований для ознакомления гражданки с документом. Хотя, казалось бы, что там скрывать?
Чего не заметила проверка
Трехметровый забор из профнастила, который по требованию природоохранной прокуратуры, вроде бы, должны были снести еще в ноябре 2012 года, в 2013 году приобрел свои законченные очертания – по периметру участка. Правда, после серии обращений его отодвинули от забора Гусмана хазрата на три метра, организовав дачникам небольшой проход к Волге.
Нынешним летом минлесхоз признался Филяниной в одном из ответов в том, что проектом освоения лесов установка сплошного забора не предусмотрена. Пригородное лесничество, наконец, обратилось в Лаишевский районный суд с требованием о демонтаже забора, которым незаконно ограничивается доступ граждан в лес. 29 октября суд заочным решением иск удовлетворил.
Но кооператив решение обжаловал: дескать, он не был извещен о судебных заседаниях (уведомления возвращались в суд с отметкой «истек срок хранения»). И 9 декабря Лаишевский суд отменил свое решение, назначив новое заседание на 9 января в 10:00.
Действия казанской природоохранной прокуратуры поначалу сводились исключительно к проверке соблюдения минлесхозом порядка рассмотрения обращений граждан. То есть не законно или незаконно ведутся работы в лесу, а насколько полно ответило министерство на вопросы заявителей. Однако нагрянувшая в октябре проверка Генпрокуратуры России и жалоба на бездействие ведомства Олега Даминова, похоже, стали для прокуратуры волшебным пенделем.
Так, 15 ноября заместитель прокурора А.А. Хабиров отвечает: «В ходе проведенной выездной проверки рассматриваемого лесного участка прокуратурой выявлены факты установки железобетонных колодцев, газораспределительного пункта, электрической подстанции, бетонной площадки в нарушение проекта освоения лесов. Также установлен факт рубки лесных насаждений… Материалы проверки в части рубки лесных насаждений направлены в Отдел МВД России по Лаишевскому району для дачи уголовно-правовой оценки». Материалы в остальной части «направлены в ГКУ «Пригородное лесничество» для принятия мер к устранению выявленных нарушений, для привлечения к административной ответственности виновных лиц, а также для принятия мер, направленных на взыскание ущерба, причиненного лесному фонду».
Проложенные под землей газопровод и электрокабель – последний за границами самого участка – выездная проверка, судя по всему, не нашла. Кстати, судя по ответу Мусина на наш запрос, договор аренды лесного участка между минлесхозом и ДПК «Полянка» в целях строительства и эксплаутации линейных объектов - а к ним относятся и газопровод, и линия электропередач - не заключался.
Лесорубы не обнаружены
Вырубка деревьев на участке ДПК «Полянка» продолжает оставаться самой мутной частью в этой истории. По оценкам садоводов, с 2012 года было вырублено около 2000 деревьев. В 2012 году природоохранная прокуратура заявила о незаконной вырубке лишь 33 деревьев. Материалы также были направлены в МВД России по Лаишевскому району. В ходе выездной проверки этого года обнаружились 107 вырубленных деревьев. Выходит, что вырубку остальных лесных насаждений прокуратура и минлесхоз считают законной?
Замминистра лесного хозяйства Харис Мусин в одном из писем сообщает, что в соответствии с проектом освоения лесов предусмотрена вырубка 1739 деревьев. При этом «рубка деревьев на предоставленном в аренду лесном участке может проводиться (при необходимости) путем внесения изменений в проект освоения лесного участка».
Но вырубка каких 1739 деревьев предусмотрена проектом? Одно дело, если это выборочные санитарные рубка и уборка сухостойных деревьев, и совсем другое – если это сплошные рубки. И где эти деревья, нуждающиеся в рубке и уборке, согласно проекту освоения лесов располагались? Ровно по периметру установленного забора и траекториям прорубленных просек?
Римма Ратникова и весь бомонд
Итак, что мы имеем? Обнесенный глухим забором лесной участок с проложенным газопроводом, электрокабелем, газораспределительным пунктом, электротрансформаторной подстанцией и железобетонными колодцами. Три вырубленные просеки, на одну из которых уже завезены битый кирпич и песок. Два десятка запланированных «временных» построек для отдыха, в том же количестве – беседок, хозяйственных блоков, площадок для игр и противопожарных резервуаров для воды (или бассейнов?). Вовсе не спешащие устранять допущенные нарушения госорганы, и секретный проект освоения лесов.
Местные жители говорят, что видели на этом участке бывшего министра здравоохранения Фаррахова, председателя Союза журналистов – женщину.
Приезжала молодежь с уже готовыми расчерченными участками. А еще в разговорах этот участок леса называли поселком Кабинета министров. Истина оказалась рядом.
В ДПК «Полянка», зарегистрированный 15 декабря 2009 года, входят двадцать членов. И, как минимум, половина из них - далеко не последние в республике персоны. Приводим их список, и кто есть кто, по нашим сведениям.
ФИО Кто есть ктоГазизов Мирза Касимович
Арслан Чулпан Назифовна
Заместитель руководителя представительства Юникредит банка в Казани
Янгуразова Лилия Альбертовна
Дочь Гильмутдинова Альберта Харисовича - ректора КНИТУ-КАИ, экс-министра образования и науки РТ
Зарипова Айгуль Равиловна
Дочь Зарипова Равиля Хамматовича - министра промышленности и торговли РТ
Шагивалеев Тимур Наилевич
Генеральный директор ОАО «Особая экономическая зона промышленно-производственого типа «Алабуга»; член Совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»; член Совета директоров ЗАО "Инновационно-производственный Технопарк "Идея"
Ратникова Римма Атласовна
Депутат, член Президиума Госсовета РТ, председатель Союза журналистов РТ
Ермолина Алина Николаевна
Маннапова Диляра Каримовна
Гайнетдинов Марсель Минзаедович
Салахова Изиля Рафкатовна
Супруга Салахова Мякзюма Халимулловича - президента К(П)ФУ
Кашапова Амина Абдулловна
Теща Гизатуллина Марата Харисовича - первого заместителя Управляющего делами Президента РТ
Шафигуллина Галия Ильдаровна
Супруга Шафигуллина Айрата Радиновича – министра труда, занятости и социальной защиты РТ
Сафиуллина Кафия Гайфуловна
Мать Сафиуллина Марата Рашитовича – экс-министра экономики РТ, проректора по вопросам экономического и стратегического развития К(П)ФУ, директора ГБУ "Центр перспективных экономических исследований при Академии наук Республики Татарстан"
Валиев Марат Мунирович
Паткин Денис Юрьевич
Брат Паткиной Елены Юрьевны – врио руководителя Теруправления Росимущества в Московской области; экс-руководителя Теруправления Росимущества в РТ
Валеев Наиль Мансурович
Депутат Госсовета РТ
Советова Татьяна Юрьевна
Дочь Камалтынова Юрия Зимелевича, заместителя премьер-министра РТ
Ямалеев Раиф Габдрахманович
Мухамедьярова Рузалия Харисовна
Теща Груничева Александра Станиславовича – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ
Мельникова Любовь Леонидовна
Шагивалеев Тимур Наилевич является председателем правления ДПК «Полянка», лицом имеющим право действовать без доверенности.
Однако все документы, в том числе, договор аренды лесного участка подписаны директором кооператива – Закиевым Маратом Фаридовичем. Этот Закиев – темная лошадка. Настолько темная, что в его подписях, которые стоят в договоре аренды и в доверенности, выданной кооперативом управляющему делами министерства промышленности и торговли РТ Калимуллину Фариту Хабулловичу для ведения дел по административным правонарушениям, нет ничего общего.
Мое особое внимание в этом списке привлекает фамилия Паткина. На протяжении последних двух лет я недоумевала, почему теруправление Росимущества в республике подчас крайне равнодушно реагирует на самовольное распоряжение местной властью федеральными лесами, то есть имуществом Российской Федерации. Недоумения больше нет.
Проезд закрыт. Даже для великов
9 сентября на сайте «Народного контроля» появилась заявка № 371437. Автор, некая Лилия К., предложила запланировать при развитии системы велодорожек велопешеходный мостик Победилово (Казань) - Зеленый Бор (Лаишевский район). Обосновала Лилия свое предложение тем, что это популярное для отдыха направление, где необходима короткая связь с городом. Мостик, как полагает автор заявки, пригодится и садоводам Зеленого Бора без машин, так как они смогут пешком доходить до 31-го автобуса.
Но в ходе обсуждения заявки неожиданно выяснилось, что «оптимальное место для организации велопешеходного моста оказалось перегороженным». Предлагаемый мостик попросту уперся в забор вокруг лесного участка 16:24:000000:687, предоставленного, как вы помните, в аренду ДПК «Полянка».
В итоге минтранс РТ, безуспешно попытавшись переназначить заявку в минлесхоз РТ и исполком Лаишевского района, 20 ноября вынес по ней «мотивированный отказ». Дескать, участок обременен правами третьих лиц и используется в целях осуществления рекреационной деятельности.
Лилия не поняла, в чем суть отказа, и поинтересовалась о том, велись ли переговоры с арендатором участка о возможности обустройства мостика и прохода через участок. Ведь если участок арендуется в рекреационных целях, арендатор, по ее мнению, может только приветствовать создание моста и велодорожки для своих отдыхающих.
Ответа не последовало. Да и что тут ответишь? Кабы были то простые отдыхающие, то, может, и поприветствовали бы. А наши члены кооператива не для того забор городили, чтобы превращать райский уголок для избранных в проходной двор.