МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казань

Казанский пороховой завод предложил свою концепцию возрождения Адмиралтейской слободы

Одна из мер по повышению привлекательности - пальба из пушек

 Халил Гиниятов, гендиректор Казанского порохового завода, поделился с «МК» своими идеями. Он предлагает построить на площадях предприятия технопарк. И вообще считает, что необходимости переносить пороховой завод за пределы города на сегодня нет.

 

Примерно также планируют палить из пушек у "эфировского" кольца. Фото: meridian-club.ru

 Как уже сообщал «МК», к 2030 году республика планирует превратить слободу в раскрученный туристический центр и просто место для комфортной жизни. Концепция развития Адмиралтейки была представлена президенту РТ Рустаму Минниханову в начале сентября. Своими идеями поделились и представители Казанского порохового завода. Реакция президента на предложения Гиниятова оказалась, в целом, положительной.

"Опасности для города нет"

- Как я поняла, вы связываете будущее Казанского порохового завода именно с Адмиралтейской слободой?

- Кировский район и Казанский пороховой завод неразрывны: если говорят о слободе, значит, говорят и о нас. В этом году мы отметили 225-летие, а слобода скоро отметит 300-летие. И планы, которые вынашиваются относительно слободы, обязательно будут связаны с развитием нашего предприятия.

Реплика президента на презентации проекта «А где развитие порохового завода?» была правильная. Он знает о проблеме, которая сегодня существует в развитии оборонно-промышленного комплекса всех предприятий РТ.

Наш завод, конечно, закрытый, он работает на национальную безопасность страны, мы являемся государственным, казенным предприятием. С другой стороны, КПЗ имеет огромные территории, которые можно освоить гражданскими проектами. Ведь из крупных предприятий в Кировском районе мы остаемся единственные: вертолетный завод давно переехал в Авиастроительный район. И наша задача — развивать в районе промышленную зону, увеличить количество рабочих мест.

- Боюсь, это плохо согласуется с заявлениями Равиля Муратова, сделанными в начале года: на КПЗ «постоянно происходят взрывы», «Казань живет как на пороховой бочке». Вице-премьер РТ поддерживает давнюю идею вывода завода за пределы города: «А почему мы должны молча терпеть казенное федеральное предприятие в центре города?» Что вы на это скажете?

- Теоретически, наверное, пороховой завод вечно существовать не может. Но «пороховая бочка» — это из области фантазии. Все пороховые заводы построены так, что город, если, не дай бог, какие-то инциденты случаются, узнает о них только из СМИ. Опасности никакой нет. Мы делаем не снаряды, а только пороха. Разлетаются только снаряды.

- То есть переносить КПЗ необязательно?

- Если государство захочет построить новую площадку, мы будем рады. Минтимер Шаймиев 6 лет назад на встрече с министром обороны РФ сказал: «Давайте построим сначала новый завод, а потом уже решим судьбу старого». Вот это правильная мысль, и она была одобрена.

- А насколько безопасно сегодня производство для самих рабочих?

- Все помнят, что в 2008 году 25 октября у нас произошел несчастный случай, погибли люди. Это наша боль. Тогда сработал человеческий фактор. С тех пор бог нас миловал. Работает целая служба по безопасности, каждый день обсуждаем это на совещаниях. Новые технологии, которые мы закупаем, позволяют максимально ликвидировать человеческий фактор. В производстве порохов ничего опасного нет. Но как только начинается самодеятельность, происходит несчастье. У нас строго запрещено курение, но мы время от времени ловим людей с сигаретами при входе на завод. Кто-то объясняет это своей забывчивостью.

Полуденный артобстрел

- Вы предложили привлекать туристов в Адмиралтейку с помощью пушечных залпов. Можно об этом подробнее?

- С 2005 года мы вынашиваем идею построить в Кировском районе центр полуденного выстрела. В прошлом году я поделился идеей с президентом Татарстана, он поддержал, дал указание подготовить проект и смету. Совместно с Институтом «Союзхимпромпроект» сделан проект, привязанный к территории — около «эфирного» кольца, рядом с Кировской дамбой. Думаем, если будет много туристов, значит, надо заранее предусмотреть площадку для автобусов, пеший доступ к объекту. Сегодня надо понять, как это войдет в план реконструкции слободы.

- Идея, я так понимаю, родом из Северной столицы?

- Мы несколько раз были в Петербурге, изучили, как они это делают уже в Петропавловской крепости. Около полудня начинает играть гимн Санкт-Петербурга и ровно в 12 часов гремит выстрел.

В Питере практически все 365 дней года расписаны по пожеланиям людей и датам — всё это согласуется с мэрией города. Допустим, в честь дня рождения какого-то человека или для оповещения о появлении на свет 5-миллионного жителя города, или в Новый год. Право произвести полуденный выстрел время от времени предоставляется почётным гражданам Санкт-Петербурга и высоким гостям города.

Очень много туристов приходит смотреть на это. В Петербурге работают с пушками, в основном, бывшие военные, но мы думаем, что в Казани мы можем сделать действо менее строгим. Можно превратить его в некое шоу. Одеть участников в костюмы петровских времен, развод караула сделать. Это могут быть некие театрализованные представления — летом одни, зимой другие. Но тут нужна еще добрая воля жителей Казани, чтобы не было претензий к нам: «это что за выстрелы?!» Мы уже готовы поставить пушки, они есть, готовы и поставить свои выстрелы — конечно, холостые, которые дают только шумовой эффект.

- То есть сам завод не будет заниматься этим проектом?

- Мы готовы участвовать, но контролировать этот проект должна другая организация. В то же время мы понимаем, что сами являемся историей. Понимаем, что, в конечном счете, придет время, когда выпускаемые ныне пороха уже будут не нужны. И почему бы нам не взять опыт американцев и не выделить на заводе территорию для музея пороходелия? Ведь нет больше в нашей стране предприятия, которое бы 225 лет подряд непрерывно делало пороха. Во многих городах такие заводы приказали долго жить, а нам удалось выстоять.

Почти готовый технопарк

Халил Гиниятов (справа) считает, что на территории КПЗ можно создать дополнительно до 6 тысяч рабочих мест.

- Выстоять удалось, но до советских объемов, наверное, все равно далеко. Сколько сейчас на КПЗ работает человек?

- Около двух тысяч, но когда-то наша территория принимала порядка 12 тысяч работников. Инфраструктура предприятия огромная, прежде мы снабжали Кировский район питьевой водой и теплом, и до сих пор имеем такие мощности.

Сейчас рассматривается закон о государственно-частном партнерстве. И если он будет принят, то появится возможность использовать территорию КПЗ. По нашим подсчетам, можно сделать еще около 4-6 тысяч рабочих мест, увеличить объемы производства до 10 млрд рублей. Это реально. Но для этого нужны добрая воля федерального центра и изменение определенных законов.

- И за счет чего хотите увеличить объемы производства — за счет пороха?

- Развитие нашей территории надо рассматривать не для военных, а гражданских целей. Во-первых, порох изготавливается из целлюлозы, у которой есть очень много производных, пригодных для гражданских целей — это сфера строительства, пищевая промышленность. Во-вторых, на нашей площадке возможно строительство технопарка. Когда говорят о технопарках, замечают, что надо не только построить здание, но и подвести туда инфраструктуру. В этом плане мы - готовая площадка для развития технопарков. У нас имеются железные дороги — со стороны Восстания и Лагерной; хорошие автомобильные дороги, учитывая, что мы на предприятии имеем свой асфальтовый завод. Мы сами производим до 70% электроэнергии, а не покупаем её извне. Мы можем увеличить производство тепла, горячей воды, пара, если это будет необходимо для технопарков.

Конечно, без бюджетных вливаний этого всего не сделать. Голого желания маловато.

- Потребуется и восстановление пропитанных порохом земель.

- Да. Это третье, о чем я хотел сказать. Пока проекты рекультивации заводских территорий в России не реализовывались, их только рассматривают, результатов нет. Источников для финансирования таких проектов тоже нет. Но они нужны. Потому что на протяжении нескольких веков земля подвергалась химическому воздействию.

Мы получаем достаточно денег для развития оборонного комплекса. Но гражданское направление, государственно-частное партнерство, развитие технопарков — всё это пока плохо финансируется.

- Какие бизнесы смогут безбоязненно соседствовать с пороховым заводом?

- В основном химия, переработка пластмасс, полимеры. У нас и так уже сегодня порядка 13 арендаторов, которые тем или иным образом занимаются на нашей площадке своим бизнесом. Производные целлюлозы, из которой мы делаем порох, сегодня очень востребованы. Мы с начала 60-х гг. традиционно производим большие объемы нитрокрасок — до 500 тонн ежемесячно. Сейчас мы начали сотрудничать с «Данафлексом», чтобы делать флексографические краски — это не вредные для организма краски, которые применяются на этикетках лекарств, конфет, пищевых продуктов. Я думаю, множество таких проектов может развиваться на нашей площадке, и бизнес с этим справится.

«По закупке новых станков мы пионеры»

- В этом году сообщалось, что к 2016 году Россия планирует полностью переоснастить пороховые заводы для производства нового качественного пороха. Есть уже результаты?

- Речь идет о модернизации оборудования, которое сегодня работает на пороховых заводах страны. Мы уже закупили много новых станков, в этом смысле мы пионеры. Всего сегодня три пороховых завода в стране. Поэтому на наш опыт равняются завод в Тамбовской области, Алексинский химический комбинат.

- Кадровый голод испытываете?

- Казань на сегодня единственный, наверное, город, где еще готовятся специалисты-пороховики – химико-технологический университет сохранил такую кафедру. Но раньше и профтехучилища, и техникумы специально имели свои кафедры подготовки кадров для нашего предприятия, а сейчас такого нет. Почему? Уменьшились объемы производства, потребности в кадрах не было, во время перестройки систему подготовки кадров сломали, новой не создали. Средний возраст наших работников — 45 лет. Это критичный возраст. Мы знаем, что у наших коллег он даже выше, но не гордимся тем, что мы лучшие среди худших.

- Что делаете для того, чтобы изменить ситуацию?

- Как бы нас ни ругали в свое время в федеральном центре, мы сохранили социальный блок — общежития, профилакторий, физкультурно-оздоровительный центр. Есть льготы, женщины выходят на пенсию с 45 лет, мужчины — с 50 лет. То есть удалось сохранить положительные моменты, которые были еще в СССР. Молодежи доплачиваем, хотя это, наверное, и маловато на сегодняшний день. Конечно, молодым работникам больше хочется работать на цифровом оборудовании, за компьютером, потому что те технологии, которые они видят на предприятии, сильно отстают от тех, что они изучали в институтах. Без модернизации завода будет очень трудно привлекать новые кадры. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах