МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казань

Кафиль Амиров подправил крылья гербу Татарстана и признал чашку чая взяткой

"МК" решил вспомнить самые эксцентричные поступки Амирова за 13 лет на посту прокурора РТ

 На прошлой неделе Кафиль Амиров ушел в отставку. Приказ о ней в пятницу подписал прокурор России Юрий Чайка, поставив точку в многочисленных слухах об увольнении татарстанского прокурора.

 

 Они появлялись всякий раз, как только его ведомство оказывалось втянутым в очередной скандал: политический, криминальный, религиозный. Но скандалы затихали, а Кафиль Амиров оставался в своем кресле.

В этом году Кафилю Амирову исполнилось 64 года. Занимать должность прокурора он может до 65 лет. По каким причинам центральная фигура правоохранительной системы Татарстана решил не дожидаться весны и уйти в отставку по выслуге лет, неизвестно. Может, это действительно возрастная усталость, может, результат каких-то интриг. Или обычная ротация кадров.

Так или иначе, но с понедельника в Татарстане обязанности прокурора республики исполняет первый заместитель Амирова – Артем Николаев. Его имя, кстати, фигурировало в недавнем скандале с вип-абитуриентами.

Диана Николаева была зачислена в университет на бюджет вместе с сыном Ильсура Метшина. Юные отпрыски немного недотянули до нормы (до зачисления на бюджет выпускники должны были набрать по результатам ЕГЭ не менее 274 баллов. Тагир Метшин получил на экзаменах 242 балла, Диана Николаева — 251), но, тем не менее, в университете на недостающие баллы глаза закрыли и даже внесли в список студентов. 

Амиров и диктатура

Прежде чем стать прокурором, Амиров работал фотокорреспондентом районной газеты. Увлечение фотографией, кстати, продолжается до сих пор. Фотоработы Кафиля Амирова демонстрировались на выставках в Татарстане, Азербайджане.

Затем Амиров поступил в Харьковский юридический институт и закончил его в 1972 году. Вернулся в Татарстан, начинал службу в прокуратуре следователем Сармановского района. Затем перебрался в Казань. С 2000 года возглавил прокуратуру республики. Женат, вырастил двух дочерей.

С именем Амирова в Татарстане связывают большую деятельность по приведению в соответствие с российским законодательством нормативную базу Татарстана. Он, татарин, не задумываясь, писал протесты на Конституцию республики. Первое время на него давили со всех сторон. Но он выстоял, доказав всем правоту своей позиции. Позже Амиров признавался, что он признает только одну диктатуру – диктатуру закона.

Нашумевшие дела в отношении ОПГ и террористических групп уходили в суд после тщательного изучения материалов прокурором. Отправлены за решетку несколько десятков опасных преступников, совершавших преступления в 90-е годы.

При Амирове в республике построено почти 30 зданий районных прокуратур. Многие бывшие сотрудники республиканской прокуратуры теперь занимают высокие должности в регионах России. А «МК» решил проводить прокурора в отставку, вспомнив конкретные случаи, наиболее ярко характеризовавшие Кафиля Амирова.

Амиров-Монтебелло

У дочери прокурора украли дорогой мобильник. Приняв от заявительницы заявление о хищении, дежурный в милиции позеленел, когда понял, у кого пропал телефон. О незначительной краже (в те времена мобильники крали и отбирали так часто, что в сводке эти преступления занимали отдельную строку) было немедленно сообщено руководству территориального РОВД. Стремясь обелить работу на вверенной им территории, милиционеры в считанные часы мобильник нашли и принесли владелице домой. А та, рассердившись, сообщила отцу: вместо того, чтобы найти именно ее телефон, милиционеры принесли ей совершенно новый мобильник, купленный в магазине.

- Что ж вы меня героем истории с украденным серебряным сервизом у посла Монтебелло делаете? – вопросил Кафиль Амиров во время подведения итогов одного из силовых ведомств. – Не нужны нам такие «находки»!

Монтебелло – французский посол во времена царствования Николая I. Как-то из его дома исчез серебряный сервиз. Посол посетовал императору на процветающее в Санкт-Петербурге воровство и плохую работу полиции. Император, разозлившись, велел найти сервиз. Дело поручили выдающемуся сыщику того времени Ивану Путилину. Но его сыщицкий талант оказался бессилен: ни челядь, ни родственники посла не признавались, куда исчез сервиз. Тогда Путилин его коллеги скинулись и заказали точно такую же посуду. Монтебелло, получив находку, презрительно бросил Николаю I: «Благодарю! Теперь у меня два сервиза. Вчера мой камердинер признался, что заложил сервиз. Вчера и выкупили. А сегодня утром вы мне еще один подарили».

Взятка в чайнике

Борец с взятками, Амиров брезгливо относился ко всему, что имело отношение к этим преступлениям. Еще в начале 2000-х годов, когда его ведомство начало войну со школьными поборами, его ошеломил список того, что закупалось школами на собранные у родителей деньги. Это были холодильники, диваны, бытовая или теле- видео- техника и даже красивые сервизы.

- Представляете, я прихожу к ним с проверкой выяснить, на что потрачены были деньги из так называемого фонда школы. А директор с гордостью показывает купленный на эти деньги сервиз и еще пытается угостить меня чаем! – не скрывает возмущения прокурор. – Чай с ними я не пил – расцениваю это как соучастие во взятоничестве. Открыл свою папочку и начал составлять список нарушений.

Око государево мух не ловит

Те, кто не раз присутствовал на каких-либо мероприятиях, отмечали, что во время выступления других ораторов Кафиль Амиров вид имеет прямо говорящий о том, что прокурор дремлет. Вот только мнение это ошибочно. «Пробудившись», Амиров с присущим ему юмором и тактом начинал свои разгромные речи, вставляя целые фразы «приснившейся» речи предыдущих ораторов.

Как-то накануне летних каникул на заседании в Кабинете министров РТ он живенько откликнулся на язвительную усмешку председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина о том, что тут некоторые в преддверии отпуска мух считают.

- Я не мух считал, а перья в крыльях герба за вашей спиной, - невозмутимо откликнулся Амиров. – По закону о государственной символике их должно быть семь, а здесь всего шесть! Непорядок!

В зале застыла тишина, которую прервал смех Мухаметшина:

- Вот как! Все вокруг мух считают, один он работает!

Осенью, когда начались новые заседания, Кафиль Амиров пересчитал перья в крыльях крылатого барса. Их было уже семь.

Мнение эксперта

Руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов:

«Преемнику нужно брать мастер-класс у Кафиля Амирова по науке общения с людьми»

Это не отставка, Амиров ушел на пенсию по выслуге лет. Его не сняли, не отстранили, не отправили на заслуженный отдых. Это его решение, его желание. Люди, к сожалению, стареют, и установлены определенные сроки службы. Он этого срока достиг и вышел на пенсию.

Я могу оценить его работу только в связи с работой нашей организации. Мне есть что сказать в этом плане. Мы, Казанский правозащитный центр, в 2002 году заключили договор о совместной деятельности с прокуратурой республики. Это первый и до сих пор единственный договор региональной прокуратуры с правозащитной организацией. Этот договор имел реальное наполнение и реальное взаимодействие. Прокуратура выступает в качестве гособвинения по тем делам, где мы оказываем юридическое сопровождение – по милицейскому произволу или врачебных ошибках. Для прокуратуры мы – источник информации о нарушении закона, с этими фактами к нам приходят люди, сообщают. Прокуратура, как орган, призванный надзирать за исполнением законодательства в жизни, всю эту информацию проверяла и в случае подтверждения фактов, принимала меры прокурорского реагирования. Например, в течение нескольких лет прокуратура проводила проверки по фактам школьных поборов. Занимала принципиальную позицию и вносила протесты на незаконные нормативные акты образовательных учреждений, либо представлений по фактам нарушения законов, в которых требовала устранения нарушений и условий, способствующих этим нарушениям, привлечь к ответственности виновных. Таково было взаимодействие. И это взаимодействие не связывало нам руки, не останавливало. Все это было учтено в договоре о совместной деятельности с прокуратурой. Мы могли обжаловать и обжаловали действия и бездействия сотрудников прокуратуры, которые мы считали не соответствующими закону.

Кафиль Фахразеевич – очень открытый человек. С ним всегда приятно общаться, он очень хорошо умеет разговаривать. И не только с нами, но и с гражданами, я не раз это видел. Он открыто и не чинясь, очень спокойно мог выслушать любого. Его преемнику, я думаю, нужно будет взять у Амирова мастер-класс по науке общения с людьми.  

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах