Рост цен на топливо угрожает туристическому флоту Татарстана

Для судоходных компаний, возможно, наступают тяжелые времена

Путешествия по рекам пользуются большой популярностью у людей старше 40 лет, пенсионеров, работников социальной сферы и семей с детьми. В этом году судоходные компании либо вовсе не поднимали цены на такие туры, либо повышение было мягким – до 10%. Несмотря на то, что в Татарстане уже продано более 80% от общего объема всех речных туров, значительный рост цен на дизтопливо может спутать все карты как туристам, так и владельцам судов.

Для судоходных компаний, возможно, наступают тяжелые времена
Фото: rk37.ru

Величественна и красива Волга-матушка! Так и хочется взять летом отпуск на недельку-другую, забыть о домашних хлопотах и вместе с семьей отправиться в путешествие по ней. Волгоград, Самара, Ульяновск, Ярославль, Тверь, Нижний Новгород – все эти города готовы радушно встретить каждого туриста.  Как сообщил «МК-Поволжье» президент Ассоциации туристских агентств Татарстана (АТАРТ) Рамиль Мифтахов, путешествия по реке у жителей нашей республики пользуются повышенным спросом. И это при том, что из 700 туристических агентств региона только 3-5% занимаются продажей речных туров.

– Круизный сезон по рекам у нас начинается со второй половины мая и длится до конца сентября. Продажи туров стартовали еще в ноябре прошлого года, и на сегодняшний день 80-90% от общего объема таких путевок уже реализовано, – подчеркнул глава АТАРТ.

Фото: kruiz.online

Дорогим топливом суда не заправишь

Трудно представить, что рост цен на топливо, зафиксированный в последнее время, может испортить даже эту замечательную статистику. Судоходные компании закладывали в стоимость речных туров совсем другие цифры. И нет ничего удивительного в том, что многим из них скоро станет не по карману заправлять свои суда.

– Мы продавали путевки из расчета максимум 35 тыс. рублей за тонну топлива, а не по 53 тысячи, – отметил гендиректор «Волжских путешествий» Вячеслав Самолин. Если цены не стабилизируются, судоходным компаниям придется либо прекращать эксплуатацию судов и возвращать туристам деньги за путевки, либо покрывать убытки из собственных средств.

– Причины роста цен на дизельное топливо и бензин связаны с повышением акцизов, которые с 1 января этого года на бензин класса 5 выросли на 6,4%, а на дизтопливо всех классов – на 8,4%. С 1 июля акцизы увеличатся на 6% и 7,7% соответственно. Налог на добычу полезных ископаемых также растет в течение нескольких лет. Не стоит забывать, что существенное влияние на топливные цены оказывает рост мировых цен на нефть. При падении нефтяных котировок государство увеличивает акцизы и налоги на нефтедобычу. Это делается для пополнения бюджета и компенсации потерь от снижения нефтяных котировок за счет внутреннего потребителя. При росте цен на черное золото налоговое бремя не снижается. ФАС сдерживала цены более полугода на всех этапах производства и сбыта нефтепродуктов. Теперь сдерживать невозможно. Все это мотивирует производителей продавать бензин и дизельное топливо за рубеж, где цены более привлекательные. Это вызывает дефицит топлива на внутреннем рынке и ведет к очередному витку роста цен, – сообщил нашему изданию исполнительный директор филиала инвестиционной компании «Фридом Финанс» в Казани Артур Маратов.

В то же время заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова отметила, что к концу 2018 года дизельное топливо может подорожать на 5-10% из-за роста цены на нефть и ожидаемого повышения акцизов на этот вид нефтепродуктов.

Фото: Владимир Васильев

Угроза туристическому потоку

Председатель Государственного комитета Татарстана по туризму Сергей Иванов негативно оценивает повышение топливных цен.

– Естественно, это скажется на стоимости путевок, приведет к уменьшению круизных туристов и к ухудшению финансового положения круизных компаний. Во многих странах для круизных судов существует специальный порядок ценообразования, который позволяет делать речные круизы экономически привлекательными и рентабельными для круизных компаний. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы в нашей стране был такой же механизм, – сообщил нам глава ведомства.

Сергей Иванов привел статистику, согласно которой турпоток на водном транспорте постоянно растет. Если в 2016 году он составлял 220,3 тысячи человек, то в прошлом году – уже 227,3 тысячи. В портах городов Татарстана и у причалов его туристских центров в 2016 году швартовались 1 296 теплоходов, в 2017 году – 1 340 туристических судов.

Несмотря на то, что с ростом цен на дизельное топливо многократно возрастают риски для судоходных компаний, президент АТАРТ Рамиль Мифтахов призывает не поддаваться панике. «Мы рассчитываем, что крупные компании, а судоходные фирмы именно такими и являются, с ситуацией справятся», – считает руководитель ассоциации.

Фото: Владимир Васильев

Опора на собственные средства и кредиты

Корреспондент «МК-Поволжье» пообщался с руководителями судоходных компаний и выяснил, как они собираются выстраивать работу с клиентами в условиях роста цен на топливо.

– В собственности российской компании «ВодоходЪ» имеется 27 круизных теплоходов, а также суда малого флота. На сегодняшний день иностранные туристы выкупили более 30 тысяч путевок, российские – порядка 60 тысяч круизов, что на 8,6% больше, чем в прошлом году за тот же период, – сообщил коммерческий директор «Водохода» Андрей Смолин.

Собеседник отметил, что компания не остановит суда ни при каких обстоятельствах, потому что всегда есть возможность покрыть убытки, связанные с удорожанием топлива, за счет собственных средств или за счет привлечения кредитов.

– Если цены на топливо продолжат расти, тогда может возникнуть вопрос целесообразности вывода всего круизного флота. Потребитель не выдержит такого повышения цен, а планово-убыточно работать вряд ли кто-то будет. В любом случае, в эту навигацию перед туристами мы свои обязательства выполним, даже если для этого придется привлекать кредитные средства. Повышать цены в этом году нецелесообразно, потому что практически 70% туристов уже выкупили круизы, и для них индексировать цены мы не можем. Для того, чтобы перекрыть убытки за счет клиентов, которые еще не приобрели круизы, нужно будет в два раза повысить стоимость путевок. Это, безусловно, приведет к потере туристов. Конечно, мы бьем тревогу, обращаемся в профильные ассоциации. Говорим о том, что в случае дальнейшего повышения цен существует вероятность того, что круизный флот встанет. Но повлиять напрямую на стоимость топлива мы не можем, – высказался Андрей Смолин.

По словам коммерческого директора «Водохода», речные туры в основном приобретают люди старше сорока лет, пенсионеры, работники социальной сферы, семьи с детьми. По сравнению с прошлым годом произошло незначительное повышение цен на путевки – от 5 до 8% в соответствии с уровнем инфляции.

Фото: Владимир Васильев

Путешествие по Волге в два раза дороже, чем отдых в Турции

– Ситуация, когда придется останавливать суда, может возникнуть в любой момент. Перед каждым рейсом встает вопрос: чем платить за топливо? Например, сейчас мы формируем пятидневный тур до Мурома на теплоходе «Борис Полевой». Только за этот рейс расходы на топливо с учетом роста цен составят 1,5 млн рублей, включая стоимость экскурсионной программы. А собрал я с туристов 860 тысяч рублей. Если на следующий рейс не наберется денег, суда встанут. Не у каждой судоходной компании есть резервы для покрытия убытков. Зимой мне пришлось вложить в реконструкцию одного из теплоходов 6 млн рублей. Спрашивается, откуда у меня могут быть резервы? – рассказал гендиректор казанской компании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин.

Он подчеркнул, что спрос на речные туры по сравнению с прошлым годом не вырос. «Есть Крым. Египет, дешевая Турция. Путешествие по Волге в полтора-два раза дороже, чем в Турции. Туры мы продавали практически по прошлогодним ценам», — сказал Вячеслав Самолин.

Фото: Владимир Васильев

И напоследок – тоже не очень веселая новость. Через месяц АО «Татфлот» поднимет на 7% стоимость проезда на водном транспорте в пригородных сообщениях. Пока что до Садовой и Ташевки можно добраться за 78 рублей, до села Печищи – за 100 рублей. Как сообщили в АО «Татфлот», самыми загруженными направлениями в навигацию считаются Казань – Свияжск и Казань – Болгар. Стоимость проезда по первому маршруту сегодня составляет 122 рубля, по второму – 355 рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Суши весла

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру