Cirque du Soleil: как это устроено

Немного – о закулисных секретах знаменитого цирка

28.05.2018 в 13:46, просмотров: 1143

В Казани прошли гастроли Cirque du Soleil. На этот раз канадские циркачи привезли нам яркий рассказ о жизни бразильских насекомых. Репортеры «МК-Поволжье» побывали за кулисами самого знаменитого в мире цирка, поговорили с артистами и узнали, как устроено шоу: где циркачи учились повадкам насекомых, сколько живут сценические наряды и зачем костюмерам по 5 литров водки в день.

Cirque du Soleil: как это устроено
Фото: Владимир Васильев

Большой муравейник

– Многие думают, что все те шоу Cirque du Soleil, что ездят по миру, делает одна и та же труппа. Это далеко не так, – начинает экскурсию представитель цирка Николя Шабо. – У нас 19 разных постановок, которые можно увидеть во всем мире. У каждой из этих постановок своя собственная труппа. Эти шоу представлены в трех форматах: стационарные постановки, которые никогда не гастролируют и не меняют театры, шатровые шоу под собственным большим куполом (к этому типу относится постановка Corteo, которая приезжала в Казань в 2010 году) и арена-постановки, то есть представления в спортивных аренах. OVO как раз принадлежит к разряду последних.

Пока Николя рассказывает о цирке, техники заканчивают установку оборудования, на арене появляется канатоходец Кью. Он легко запрыгивает на проволоку, и на сцене начинаются чудеса. То, что вытворяет на качающемся канате артист, понять решительно невозможно...

Фото: Владимир Васильев

С небес на землю возвращает Николя, демонстрируя график тренировок и выступлений. Жизнь каждого участника шоу, будь то артист или технический работник, буквально расписана по минутам.

– Типичное расписание выглядит так: в понедельник мы отдыхаем, это единственный выходной у артистов и сотрудников тура. Во вторник происходит монтаж, на который уходит 12 часов. На следующий день – премьерное выступление. В среду, четверг и пятницу у нас по одному выступлению, в субботу и воскресенье – два, днем и вечером, – объясняет Николя Шабо.

Фото: Владимир Васильев

Все оборудование цирка путешествует в 22 фурах. Как только рабочие собрали сцену, ее тут же занимают артисты. Здесь тоже все подчинено четкому расписанию. Каждая минута на счету, но времени все равно не хватает на всех. Кто-то тренируется на основной сцене, кто-то за кулисами. Сооружение для отработки цирковых номеров прозвали «фитнес-джунглями». Здесь и свободная проволока для канатоходца, и конструкции для воздушных гимнастов.

Постановка OVO рассказывает о жизни насекомых, и все происходящее не только на сцене, но и за кулисами напоминает один большой муравейник: с распределением ролей, четкой организацией и единой целью. В туре работает 100 человек из 20 разных стран мира. Примерно половина – это артисты: исполнители и музыканты. 25 технических специалистов, менеджеры, два физиотерапевта, артистический директор, административный персонал, главный тренер и еще два тренера.

Фото: Владимир Васильев

Как попасть в Cirque du Soleil?

Тренируются артисты практически постоянно. Кроме сцены и фитнес–джунглей, есть еще передвижной тренажерный зал.

– Я в прошлом занималась спортивной гимнастикой, потом попала в цирк. Работала в Росгосцирке. Знакомая девочка предложила меня в этот цирк, так как нужна была одна полетчица, – рассказывает воздушная гимнастка Марина Сергиенко. – Посмотрели мое видео, пригласили, посмотрели вживую, и вот так я здесь и осталась. Мне очень нравится! Я счастлива, о таком я могла только мечтать. Как попасть в Cirque du Soleil? Работайте больше, стремитесь, совершенствуйтесь. Это не так тяжело, если ты хочешь этого и стараешься.

В шоу OVO Марина Сергиенко, как и коллеги по номеру, другие воздушные гимнасты, играет жука-скарабея. Большинство артистов в этом номере – выходцы из России и Украины, как Марина. Впрочем, цирковая жизнь превращает каждого в человека мира.

Фото: Владимир Васильев

– Мы начинали с Америки, объездили очень много городов и штатов. Заехали в Канаду, были в Латинской Америке. Потом перебрались в Европу, и вот добрались до России, – с радостью рассказывает о передвижениях труппы артистка.

Брать грим

Непосредственно перед началом шоу артисты берутся за кисти и краски. Визажистов в туре нет, и каждый выступающий самостоятельно наносит себе грим.

– Этому обучают в Монреале, наряду со всей остальной подготовкой, – рассказывает Николя Шабо, демонстрируя ящик с привезенной косметикой всевозможных оттенков. – Сначала визажисты наносят грим и пошагово все объясняют. Постепенно они фотографируют все и создают инструкцию. Потом артист сам начинает учиться. Визажист красит одну половину лица, а артист должен накрасить другую. А потом артисты уже наносят грим самостоятельно. В шоу довольно много артистов со спортивным прошлым. Поначалу за ними довольно забавно наблюдать, потому, что далеко не все атлеты умеют красиво рисовать и делать ровные линии.

Фото: Владимир Васильев

Специально для Cirque du Soleil производитель грима создал особенные оттенки, которые вряд ли кто-то будет использовать в обычной жизни. В «коробке с карандашами» – мир бразильской природы с его буйством красок.

На преображение порой уходит больше часа. За это время артистам предстоит превратиться в стрекоз, сверчков, кузнечиков и пауков. Всего в шоу 17 видов насекомых. Самый сложный грим у Стрекозы и главного героя – Мухи. Они проводят перед зеркалом около 80 минут.

Фото: Владимир Васильев

«Это прекрасная проекция на наше общество»

Само шоу во многом вдохновлено природой Бразилии, ее яркими пестрыми красками и музыкальными мотивами. Все объясняется просто: режиссер постановки Дебора Колкер и музыкальный директор Берна Сеппас, который написал все саундтреки к этой постановке – родом из Бразилии. Шоу создали еще в 2009 году, и до 2015 года оно шло под собственным большим куполом, потом его переформатировали из шатровой версии в арена-шоу.

– Шоу OVO рассказывает об одном дне из жизни насекомых. Это такое лесное убежище, в котором они играют, трудятся, влюбляются. И однажды их покой нарушает наглая муха с яйцом на спине. Слово «оvo» с португальского переводится как яйцо. И эта муха воспринимается обитателями дружного сообщества чем-то чужим и иным. Как если бы в маленький городок приехал человек из Нью-Йорка. Он пытается сделать так, чтобы его приняли и поняли. Шоу OVO рассказывает о принятии людей, которые не похожи на нас, иных и непохожих. Это прекрасная проекция на наше общество. Одна из основных мыслей, которую пытается донести постановка – принятие культур, языков, религий, всех тех, кто на нас не похож.

Фото: Владимир Васильев

Создатели шоу хотели, чтобы артисты вжились в роль, например, двигались как насекомые. Циркачам поначалу требовалось привыкнуть к новому образу. У некоторых до сих пор не самые теплые отношения с этим классом беспозвоночных членистоногих. Но кто-то открыл для себя новый дивный мир.

– Я стала более дружелюбна к насекомым. Если раньше я шла и могла какую-нибудь букашку задавить, то сейчас я думаю, может, обойти и жизнь ей оставить? Я играю скарабея. Нам сказали, что нужно открыть видео и посмотреть, как он двигается. Мы открыли, посмотрели. Все равно такое трудно изобразить, но мы стараемся. Сейчас, спустя 2 года стало проще. Сначала, когда мне сказали: «Изобрази жука», я не знала, что делать. Сейчас намного легче, иногда в жизни даже ты идешь, и руки сами по-жучьи двигаются, – смеется Марина Сергиенко.

– До этого шоу я работала в шоу Картео, и я там играла человека. Интересно играть новых персонажей. Манеру поведения, движения скарабеев я изучала по видео с YouTube. Кроме того, у нас были мастер-классы по хореографии, – добавляет коллега Марины по номеру, Камилла Сантер Жерве.

Фото: Владимир Васильев

Вжиться в образ помогает и сценография с проекциями, которые транслируются на специальную стену во время шоу. Визуальную часть, передающую мир бразильской природы, дополняет музыка. Шоу проходит только под живой аккомпанемент. Играют семь человек: шесть музыкантов и одна певица. Все, как в обычной группе, только вместо нот исполнители смотрят на экран с трансляцией шоу. В цирке музыканты подстраиваются под артистов, а не наоборот.

Золушки цирка

– После выступления у артистов есть 20 минут, чтобы раздеться и принести свои костюмы сюда, – приводит нас в прачечную Николя. – Каждый вечер, когда шоу заканчивается и артисты разъезжаются по домам, девушки из костюмерной мастерской, как настоящие золушки, остаются здесь до полуночи, чтобы постирать костюмы после выступления. Каждый день. Костюмы часто состоят из различных элементов. Они разбираются, и сотрудницы костюмерной мастерской должны снять все эти детали, перед стиркой.

Фото: Владимир Васильев

В 22 грузовиках, которые перевозят цирк по земному шару, находится место и для 5 стиральных машин. Принцип «все свое вожу с собой» – это про Cirque du Soleil. Даже стиральный порошок путешествует вместе со всем скарбом.

После стирки костюмы сушатся, затем их внимательно осматривают: каждый шов, все пуговицы и составные части. Если находятся изъяны – их отправляют на ремонт в костюмерную мастерскую. Вешалка с требующей ремонта одеждой никогда не бывает пустой – номера в программе очень динамичные, нагрузка на костюмы и обувь колоссальная.

Фото: Владимир Васильев

Костюма век не долог

В костюмерной мастерской работают 4 человека. Одна девушка занимается головными уборами, другая – трико и костюмами, третья работает со сценической обувью. Начальник мастерской отвечает за весь инвентарь.

– Костюмы очень сложные, они требуют тщательного ухода. Кроме того, что они очень красивые, они еще должны быть абсолютно удобными. Поэтому используются особенные материалы: лайкра и митэкс. Митэкс это такая «жеваная» ткань с эффектом пластикового покрытия. Вон костюм сверчка, – достает из шкафа светло-зеленое одеяние Николя. – Сначала этот костюм был сделан только из верхнего слоя, митэкса. Когда артисты готовили номера, они поняли, что костюм не дышит, и они сильно потеют. Артисты пришли к костюмерам и сказали, что не могут выступать в таких костюмах. И тогда в костюме создали внутреннюю прослойку из лайкры, некоторые части заменили специальными вставками.

Фото: Владимир Васильев

В райдере есть любопытный пункт: водка, 5 литров в день. Сотрудники мастерской объясняют – это чтобы пропитывать костюмы, так ткань дезинфицируется, и артисты меньше потеют.

У каждого артиста от двух до четырех персональных костюмов. Плюс к этому обувь, головные уборы, накидки. Все шьется вручную по индивидуальным меркам на костюмерной фабрике в Монреале, где и находится штаб-квартира Cirque du Soleil. В среднем срок службы костюма – полгода. В акробатических номерах они живут и того меньше – месяца по три.

Жизнь на колесах

Воскресное вечернее шоу заканчивается в 7 часов, через полчаса артисты садятся в три автобуса и отправляются в следующий гастрольный город. На площадке остаются только технари. Демонтаж происходит гораздо быстрее сооружения сцены, буквально за три часа все разобрано и к 23 часам все готово. Караван из 22 грузовиков поехал вслед за тремя автобусами артистов удивлять и радовать зрителей уже в другом городе.

Российский тур охватывает 6 городов. В Москве и Санкт-Петербурге артисты уже побывали, там выступления шли по две недели. После Казани цирк ждут в Тольятти, Екатеринбурге и Сочи. Труппа выступает 10 недель, и после этого у артистов есть две недели отдыха.




Партнеры